Говорят, что научное просвещение и религиозные убеждения несовместимы.
Я считаю трагедией нашего времени то, что такое глупое и опасное заблуждение так широко принимается и распространяется.
Вернер Максимилиан фон БРАУН(Этот человек точно знал, о чем он говорит -прим.мой)
Навеянно топиком «Передача информации выше скорости света»:
Религиозная убежденность в могуществе и непогрешимости науки, порожденная рационализмом XVII и XVIII столетий, начинает в наши дни постепенно затихать, хотя все еще очень сильна. Подавляющее большинство людей все еще полагает, что науки не только ОПИСЫВАЮТ, но и ОБЪЯСНЯЮТ мир. Примитивно-оптимистические утешения догматического материализма об асимптотическом приближении к абсолютной истине все еще владеют умами, несмотря на очевидные опровергающие свидетельства сегодняшней науки. Объясняет ли что-нибудь наука? Понимаем ли мы что-либо действительно так, как это есть на самом деле?
Людьми владеет хвастливая и ниоткуда не следующая вера в то, что человеческий мозг, в принципе, способен постигнуть истинную сущность вещей и явлений в окружающем мире. Всякий, кто профессионально работал в какой-либо из областей естественных наук, знает, что с увеличением количества регистрируемых фактов и хитроумных теорий, объединяющих эти факты, с необходимостью появляются новые ПОСТУЛАТЫ, то есть утверждения типа «это ТАК, потому что ЭТО ТАК». Когда-то, на заре современной науки, рождение таких постулатов не казалось опасным: они выглядели самоочевидными. Например, постулаты классической механики. Правда, среди них первый закон Ньютона раньше не казался самоочевидным, ведь ежедневный опыт скорее утверждал очевидность постулата Аристотеля. Однако постулаты Ньютона, требующие некоторого абстрагирования и экстраполяции результатов экспериментов в закономерно изменяющихся условиях, проще и достовернее описывали больший круг регистрируемых фактов, К ним привыкли, и они стали казаться самоочевидными. Процесс привыкания к новым представлениям определяет всю историю естественных наук. Как когда-то сказал М. Планк «ученые не меняют взглядов, они просто вымирают», а новые поколения со школьной скамьи привыкают к новым взглядам. Нынешние студенты и даже школьники не испытывали никаких затруднений с квантовой механикой. Это происходит не потому, что они понимают суть дела лучше X. Лоренца или М. Планка, а потому, что они привыкают к постулатам квантовой механики, не привыкнув считать постулаты классической физики самоочевидными и, следовательно, единственно возможными. Постулаты квантовой механики не в большей и не в меньшей мере «понятны» и «самоочевидны», чем постулаты старой физики. И те и другие относятся к утверждениям типа «это так, потому что это так». Современная астрофизика (например, теория «большого взрыва») разрушает привычные представления о пространстве и времени гораздо более кардинальным образом, чем это уже сделали Специальная и Общая теории относительности. Люди, естественно, привыкнут к новым понятиям, и они станут казаться самоочевидными. Наука в своем развитии все более приобретает характер религии: растет число априорных, принимаемых на веру утверждений. Да ведь и в самой основе науки лежит ВЕРА в объективное существование внешнего мира, не зависящее от моего сознания. Без этого убеждения наука невозможна, без этой веры ученый не может работать. Это главное НЕДОКАЗУЕМОЕ утверждение (я не буду пересказывать рассуждения великих мыслителей- ЭТО ГЛАВНАЯ ЗАДАЧА ФИЛОСОФИИ) сопровождается постепенно увеличивающимся числом менее существенных постулатов, вводимых «ад хог» (специально для этой цели) понятий. Задача науки — регистрировать новые факты и строить модели (теории), позволяющие «объяснять» и предсказывать факты, пользуясь возможно меньшим числом постулатов и логикой, присущей человеческому мозгу. В идеале теория должна однозначно описывать определенную совокупность фактов: из данной модели можно прийти к данным фактам. Обратная задача (пользуясь жаргоном современной математики) некорректна. Одна и та же совокупность фактов может быть описана различными моде-ля ал и, и выбрать «правильную» невозможно. Каждый последующий шаг в развитии науки отсекает множество возможных путей ее дальнейшего развития. В этом отношении развитие науки напоминает биологическую эволюцию, где также каждый последующий шаг (случайная мутация), если он закрепляется, практически отсекает множество возможных дальнейших путей. Значит ли все сказанное, что мы ничего по-настоящему не понимаем, ни в чем не можем быть до конца убеждены?
Нет, конечно. Существует утверждение, правильность которого Я (каждый из нас) знаю наверняка, которое для меня не требует доказательства, так как дано мне непосредственно. Это — убеждение в существовании индивидуального СОЗНАНИЯ. Я знаю, знаю наверняка, что могу по своему желанию поднять руку (пока не парализован), могу подумать, вспомнить. А если НЕ МОГУ=СМЕРТЬ. То обстоятельство, что предметы моих мыслей, сама возможность реализации мышления, по всей вероятности (точно Я этого не знаю, так как это уже относится к области науки), возникли благодаря моему взаимодействию с окружающим миром, не имеет значения. Я знаю точно, что выбор доступных мне действий и мыслей определяется мной самим, моим желанием. Это точное знание о существовании моей свободы воли не распространяется на других людей. А, Тьюринг показал (конечно, в рамках человеческой логики, другой у нас нет), что невозможно извне отличить человека, обладающего индивидуальным сознанием, от достаточно хитроумно сделанного автомата, который индивидуальным сознанием=свободой воли не обладает. Таким образом, индивидуальное сознание находится и всегда будет находиться за пределами науки,
Убеждение или, если хотите, ВЕРА в существование моего индивидуального сознания, вера, основанная не на логике, а на непреложном, данном мне непосредственно знании, означает в конечном счете убеждение в существовании души (душа, дух, но не ум, не мозг). Поэтому любой агностик и атеист, какими бы сложными логическими построениями он ни маскировал это ЗНАЕТ, что у него есть ДУША.
Поразительный парадокс: множество людей СОЗНАТЕЛЬНО убеждены в том, чего они не знают и не понимают, и опять-таки СОЗНАТЕЛЬНО отрицают то, что они знают наверняка.
Независимо от форм догм, от систем принятых постулатов (религии отличаются от наук тем, что их постулаты далее логически не связываются с внешним миром) в основе любой религии лежит вера в существование души. Стержень мировоззрения каждого религиозного человека — абсолютная уверенность в существовании собственного индивидуального сознания, то есть своей души.
Здесь не место говорить о положительной или отрицательной роли, которую играют различные конкретные религии в жизни человеческого общества: дать оценки чрезвычайно трудно, и уж, во всяком случае, это лежит за пределами этих небольших заметок.
Ник
P.S. ПРИМ:
1. Копирайт – по мотивам и с использованием (мягко сказано
) отрывков – «Беседы с Н.В.Тимофевым-Ресовским»
2. «Буквально несколько слов о возможности создать искусственный интеллект. Наука отвечает «можно», но при этом решить, создан или нет искусственный интеллект, она в состоянии только своими методами, принципиально неспособными отличить объект, обладающий индивидуальным сознанием, от автомата, им не обладающего. Религия отвечает «нельзя», потому что человек может сделать только материальное, а индивидуальное сознание, считаемое нами обязательным признаком интеллекта, таковым не является, Таким образом, ставить этот вопрос, безотносительно к тому, в рамках науки или религии он задается, не имеет смысла.»