Собственное сырье не добавляет им ни капитализации, ни маржи, считает Ernst & Young
Об этом же в интервью The Wall Street Journal говорил основатель и гендиректор крупнейшей в мире сталелитейной компании ArcelorMittal Лакшми Миттал. По его мнению, кризис 2008 г. — не фаза цикла, а длительное явление. «Мы направили усилия не на рост выручки, а на создание сильной, приспособленной к экономическим реалиям компании», — подчеркнул он. Это означает закрытие убыточных компаний и инвестиции в те сегменты, где спрос растет, — производство стали для автопроизводителей.
перемещение производственных площадок ближе к ним, советует Ernst & Young.
Поэтому большой вопрос: создает вертикальная интеграция стоимость или нет, резюмируется в исследовании Ernst & Young.
Подводя итоги прошедшего года, руководство ОАО «Челябинский кузнечно-прессовый завод» отмечает явные кризисные явления на всех рынках сбыта и связанное с ними падение объемов производства.
Основные показатели ОАО «ЧКПЗ» по итогам 2012 года демонстрируют снижение. По сравнению с уровнем 2011 года чистая прибыль уменьшилась в два раза, объем производства составил 3134 тонны, что на 1000 тонн меньше прошлогоднего результата. И все же итоги можно смело назвать позитивными — если учесть общую ситуацию на рынках сбыта. Об этом сейчас почти не говорят в СМИ, и банковская сфера на этот раз не парализована, но есть все основания утверждать: фактически сегодня реальный сектор экономики переживает пресловутую «вторую волну» кризиса, причем в пиковой точке. С начала 2012 года и до сегодняшнего дня объем сбыта на всех рынках присутствия предприятия неизменно падал. Один за другим российские машиностроители, производители трубопроводной арматуры, энергетические, строительные компании и другие клиенты отзывали или откладывали свои заказы. Лидеры отраслей, такие как КамАЗ, УралАЗ, ЧТЗ, ЧТПЗ и многие другие, сокращали штат, переходили на укороченный график работы, проводили оптимизацию расходов. Сегодня уровень заказов — рекордно низок, ниже — только всеобщее банкротство.
"Ситуация, сложившаяся за последние 12 месяцев на рынке алюминия, требует от производителей рационального подхода к использованию существующих и вводу новых мощностей. Кризис перепроизводства, сложившийся в отрасли после мирового финансового кризиса 2008-2009гг и начавшейся рецессии в странах Европы, так и не был полностью преодолен. В связи с этим мы считаем необходимым скорректировать наши ранее озвученные планы по оптимизации неэффективных мощностей, сократив 300 тысяч тонн уже в этом году", — прокомментировал Генеральный директор РУСАЛа Олег Дерипаска.
В 2012 г. производство сельхозтехники в России снизилось на 7,7% до 33,6 млрд руб., подсчитала ассоциация «Росагромаш». Весь рынок вырос на 13,6% до 127,1 млрд руб., а доля иностранных сельхозмашин, собранных или ввезенных в страну, — с 67,8 до 73,4%.
Претендентов на активы Thyssen Krupp в Бразилии и США достаточно, но вывести их из убытков смогут лишь те немногие компании, которые смогут обеспечить их сверхдешевым сырьем и устойчивыми рынками сбыта.
Претендентами на предприятия Thyssen Krupp в Бразилии и США являются бразильские Companhia Siderurgica Nacional (CSN) и Vale, японская JFE Holdings, южнокорейская POSCO и ArcelorMittal. Ранее сообщалось также об интересе к заводам ThyssenKrupp Steel Americas (TKSA) со стороны американских US Steel и Nucor.
За оба завода в Бразилии и США в Thyssen Krupp хотят получить минимум 7 млрд. евро при инвестициях в их строительство 10 млрд. евро. Консультанты по продаже Goldman Sachs и Morgan Stanley смогли собрать достаточно участников, однако «разогреть» цену не удастся - получить даже 6 млрд. евро будет проблематично. Претенденты пока не видят, каким образом можно перестроить заложенную в американском подразделении бизнес-модель.
Действующая схема работы TKSA (бразильский сляб – штатовский лист) генерирует 1 млрд. евро убытков в год.
Идея состояла в том, чтобы построить «виртуально интегрированное сталелитейное производство», несмотря на тысячи километров между Бразилией и США. В 2007 г., в момент активного роста рынка, замысел Thyssen Krupp казался осуществимым – создать низкозатратное производство первого передела в Бразилии, дополнив его выпуском продукции с высокой добавленной стоимостью в США.
При ценах на прокат для американского автопрома в $1000 за т (и выше, если говорить о пиках 2008 г.) заплатить $20 и даже $50 за доставку тонны сляба из Бразилии было «не жалко». Однако уже летом 2011 г. горячекатаный прокат в США упал с $800 до $620 за т, сразу сделав всю схему убыточной.
Затраты на производство в Бразилии увеличились из-за удорожания рабочей силы и роста бразильского реала. Цены на руду возросли, поставив ThyssenKrupp USA в невыгодное конкурентное положение по сравнению с производителями в США, имеющими собственные железорудные и угольные шахты. Кроме того, стоимость доставки слябов выросла до $50-90 за т, что составляет уже от 12% до 16% от стоимости проката.
Закономерными стали и производственные итоги первого квартала, которые уже подвели отечественные металлурги. Результаты по сравнению с предыдущим, традиционно слабым кварталом улучшились, но по сравнению с первым кварталом прошлого года практически все ведущие игроки показали сокращение производства (см. таблицу).
Более того, первые финансовые итоги этого года не выдерживают никакого сравнения с аналогичным периодом прошлого. У отчитавшихся за I квартал "Северстали" и НЛМК прибыль упала, соответственно, в 9,7 раза - до 44 млн долл. и в 4,5 раза - до 38 млн долл. Оба гиганта ссылаются на дальнейшее ухудшение рыночной конъюнктуры и снижение цен реализации.