Полёт Гёринга в Британию в конце 1939 года

 
LT Bredonosec #11.11.2013 17:47
+
+3
-
edit
 
Рассказывая о дипломатическом балете последних предвоенных месяцев 1939 года, отечественные историки нередко упоминают о запланированном на 23 августа полёте Гёринга в Англию. Почему-то все упоминания ссылаются на единственный источник - книжку журналиста Леонарда Мосли "Утраченное время" (в оригинале - On Borrowed Time). Мосли, как водится в журналистике, ссылок не даёт и след теряется.

Начать с того, что в мемуаре Галифакса эта история есть. Fullness of Days, 1957 года издания, на с. 212:

On august 21st a cryptic message was received from Germany suggesting, that Göring should come over to London, provided that he could be assured that he would be able to see the Prime Minister. After discussion it was decided to send an affirmative answer to this curious suggestion, and arrangement were accordingly set in hand for Göring to come over secretly on Wednesday, august 23rd. The idea was, that he should land at some disused aerodrome, be picked up in a car and taken direct to Chequers [загородная резиденция Чемберлена]. There the regular household was to be given congé for two or three days and the telephone was to be disconnected while the visit took place. No answer, however, came till Thursday August 24th, when a message was received to the effect that Hitler did not think it would be immediately useful.

Затем, человек, устроивший этот полёт, тоже оставил мемуар.

Человеком этим был Сидни Коттон, типичный "сын полка империи". Родился в Австралии, пас овец, в Первую Мировую был пилотом в Ройал Нэйви, потом жил в Тасмании, Канаде. Предвоенная лихорадка застала его в доброй старой Англии. Там его вербует шеф авиационного отдела MI6 Фредди Винтерботем, человек уже знакомый нам по истории с бароном де Роппом. "Сын империи" был ко всему прочему изобретатель и фотограф. Винтерботему он продал идею тайной аэросъёмки. Под это дело весной 1939 был куплен комфортабельный пассажирский Локхид 12, и оборудован скрытыми камерами. Метод съёмки Коттона превосходил всё что имели в это время британкие ВВС - он во время полёта непрерывно снимал полосу шириной 11 миль, в высоком разрешении.

В июне 1939 технология опробуется на итальянских владения - Сицилия, Додеканезы, Сомали, Ливия. Успешно. Успех, к слову сказать, побудил командование RAF позднее создать спец.подразделение с Локхидами 14 гражданской регистрации. Один из них летал снимать Баку и Батуми.
С июля начинаются полёты в Германию. Прикрытием служила коммерческая деятельность: Коттон навяливал немцам свою технологию цветной фотосъёмки. Летая её навяливать он попутно проводил чёрно-белую съёмку маршрута. Контакты в Германии шли на достаточо высоком уровне. Так, Коттон рассказывает байку, что один раз он проводил съёмку, когда за штурвалом его "Электры" сидел Кессельринг - тому хотелось порулить американской новинкой. Oн и рулил, прямо над всякими немецкими интересностями.

По ходу дела Коттон знакомится с господином Шёне, приближённым к Гёрингу. Шёне забрасывает несколько крючков: Гёринг дескать не хочет войны, да и Англии она не нужна. Коттон начинает прощупывать почву с английской стороны. Как жалуется Винтерботем, Коттон тут действовал через его голову, напрямую работая с его боссом, сэром Стюартом Мензисом, который уже фактически был шефом MI6 (формально он был заместителем шефа, но шеф болел и вскоре умер). Сэр Стюарт по слухам был незаконным сыном Эдварда VII, и по любому обладал обширными связями. По версии Коттона он был представлен сэру Стюарту 19 августа, и познакомил того с планом "полёт Гёринга". Мензис не теряя врeмени позвонил премьер-министру и заручился его согласием на подготовку такого полёта. Лорд Галифакс добавил, что если всё будет в порядке, Коттон получит письмо со словами "вашего друга ждут".

В этот же день Гёринг заручился согласием Гитлера.

21 августа Хендерсон, британский посол в Берлине, телеграфирует в Лондон, что Гёринг согласен пролететь 23 августа. Видимо, это как раз тот самый cryptic message, на который ссылается Галифакс.

22 августа Коттон получает записку:

Dear Mr.Cotton,
I write this note to say that if your friend comes over soon the Prime Minister and I who have both already met him shall be glad to see him. Yours Sincerely, Halifax

и сразу же вылетает в Берлин за Гёрингом. Как мы знаем, тут произошёл облом, и 24 августа Коттон возвращается в Англию в одиночестве (фотокамеры, впрочем, работают). Как он утверждает - последний гражданский самолёт из Берлина.

Такая вот история. Австралийцы верят, что Сидни Коттон послужил Флемингу прототипом для Джеймса Бонда (да, они были знакомы).

Что остаётся непонятным, так это почему отечественные историки ссылаются исключительно на Мосли, а не на первоисточники?

© ru_aviation: Полёт Гёринга в Англию
 12.012.0

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru