Минфин вернулся к идее наращивания масштабов приватизации госсобственности. По мнению экспертов, амбициозные планы ведомства вполне реальны, тем более, что особой альтернативы, кроме как вкладывать деньги в отечественную экономику, у потенциальных инвесторов нет. В то же время, абсолютные суммы продажи активов не поражают воображение.
Недавно на коллегии Росимущества министр финансов Антон Силуанов заявил о том, что планка по привлечению в казну средств от приватизации поднимается до 100 млрд рублей. Новый таргет вызвал неоднозначную реакцию, благо вокруг этой темы дискуссия идет не один год.
Статья по теме:
Кабмин обновил программу приватизации федерального имущества
«Ясен план. Скорей за дело!»
В первую очередь интересно, откуда взялись эти 100 млрд рублей и удастся ли их собрать. Ведь в прошлые годы тоже ставились цели по приватизации. Однако затем следовали комментарии о неблагоприятной рыночной конъюнктуре — и это еще до санкций!
«В 2023 году Росимущество реализовало имущество на 29 млрд руб., было оптимизировано более 8 млрд руб. расходов по итогам работы с предприятиями, это в 16 раз больше запланированного плана приватизации. За счет дивидендов госкомпаний в бюджет также поступило 398 млрд руб., в которых Росимущество осуществляет право акционера», — рассказала к.э.н., доцент кафедры Национальной экономики РУДН им. имени Патриса Лумумбы Наталия Шувалова.
«Приватизация госактивов на 100 млрд рублей — вполне реальна. Например, капитализация банка ДОМ.РФ, информация о готовящейся сделке по приватизации которого сейчас появляется в инфополе, оценивается некоторыми экспертами примерно в 200 млрд рублей», — говорит руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев.
Распродажа по акции
Собственно, акции — вполне реальный вариант. Как напоминает независимый финансовый аналитик Борис Ушерович, ранее в кабмине говорили о том, что продавать компании будут не полностью, а лишь частично, чтобы сохранять контроль над ними у государства. Таким образом госказна сможет пополниться не только разовыми платежами, но и дальнейшими дивидендами.
«Сейчас речь идет примерно о трех десятках компаний, которые планируются к выставлению на аукционы. Полагаю, правительству удастся при таком подходе собрать необходимое количество средств — а бизнес, в свою очередь, охотно пойдет на сделки», — добавляет Ушерович.
«При частичной приватизации есть двойная выгода: получение дохода за счет продажи акций и рост эффективности работы компании. Потенциал для приватизации есть, инвесторы, имеющие такие ресурсы, заинтересованы в приватизации или покупки пакетов акций в госкопрорациях поскольку не могут инвестировать в западные компании из-за санкций», — поясняет Наталия Шувалова.
Но новая приватизационная кампания в корне отличается от того, что происходило в стране в девяностые, подчеркивает эксперт. В феврале этого года правительство установило правила отчуждения федерального имущества. Речь идет об инвестиционных сделках по продаже имущества, которые сейчас проводятся по отдельным решениям правительства. Предусмотрено несколько вариантов реализации объектов: на открытых и закрытых торгах в форме электронного аукциона; без торгов, но на условиях поручений президента, премьера и профильного вице-премьера; посредством внесения имущества в уставный капитал; наконец — через публичное размещение акций. Целями приватизации названы привлечение инвестиций, модернизация и технологическое развитие экономики
Как отмечает Антон Свириденко, бизнес также предпринимает усилия в правовом отношении, стремясь подстраховаться от того, что по прошествии пары десятков лет государство пересмотрит условия сделок.
«Сейчас есть разные инициативы, в том числе РСПП готовит предложение по четкому использованию срока "отсечки" в 10 лет». К тому же, если акции будут мелкими пакетами продаваться в форме "народной приватизации", то рисков, скорее, нет», — резюмирует аналитик.
Мы не можем сказать, в двадцатых или тридцатых годах XXI-го века какие модели окажутся более конкурентоспособными. Модель госкапитализма, или либерального рынка, или третья или четвертая, или двадцать восьмая. Мы должны иметь весь этот инструментарий и относиться к нему, если хотите, технократически. Как я все время повторяю, нет идеального режима собственности. Это как иметь в гардеробе шубу, джинсовый костюм, смокинг и плавки, скажите что лучше? Зависит от того, чем вам заниматься. Если плыть, то шуба – очень плохая вещь, а если в мороз выходить, то шуба – замечательная штука. Поэтому условия будут меняться, и будут применяться те модели, которые нужны. Нужно поэтому не только приватизациями заниматься, но и постприватизационным анализом. Не только национализацией, но и постнационализационным анализом, чтобы понимать, а зачем это попало в казенную собственность, что там с этим произошло? А может что-то вообще нужно оставлять вне режима собственности, как считают пиратские партии, и доказывают это успешными технологиями краудсорсинга в мировом интернете. Поэтому задача стратегического управления именно такого рода – в модельном сопоставлении, и своевременном замещение одних моделей другими.
Путин упомянул о том, что в последнее время правоохранительные органы возбудили ряд дел по возврату в государственную собственность некоторых активов. Глава государства постарался успокоить общественность: общие итоги приватизации никто под сомнение не ставит.
Хотел бы подчеркнуть: речь идет не о пересмотре приватизации — мы с вами говорили об этом на предыдущей встрече, — а о случаях, когда действия или бездействие собственников предприятий, имущественных комплексов наносит прямой ущерб безопасности страны и национальным интересам».
Он снова обратил внимание на то, что изъятие бизнеса оправдано только в той ситуации, о которой было упомянуто: в случае проблем с безопасностью государства. «И добавлю: для объяснения претензий собственникам недопустимы никакие формальные поводы и зацепки, например, если актив был приватизирован в начале 1990-х годов по согласованию только с регионом, без участия федерального центра. Федеральное правительство в то время само упустило из внимания эти сделки. Сейчас не буду говорить, сознательно это было сделано или нет, не важно. Но факт остаётся фактом: правительство не проконтролировало, не сделало то, что должно было сделать в соответствии с тогдашней нормативной базой, а значит, претензии к нынешним собственникам активов неуместны. Особенно к тем, кто нормально, успешно работает, решает социальные вопросы, помогает обеспечивать национальную безопасность», — подчеркнул Владимир Путин.
Историю собственности в России за последние двадцать лет можно передать метафорой Кирилла Рогова. В 1990-е все несут мешки из амбаров – приватизация. Несут, но по дороге отсыпают. В нулевые все несут мешки обратно в амбары, но по дороге также отсыпают. В процессе такого перетекания собственности вопрос не в том, куда несут. Вопрос – сколько отсыпают, то есть много ли оказывается вне какого-либо режима собственности, чтобы стать объектом произвольного присвоения.