Аэлита

 
CZ D.Vinitski #27.02.2009 21:30
+
+2
-
edit
 

D.Vinitski

филин-стратег
★☆
☠☠
фантастика искусство
Прямо странно, что до сих пор нет такой темы. А ведь "советский граф" написал одну из самых ярких вещей в мировой фантастике. Герберт, наш, Уэлс, нервно курит на завалинке.
В книге есть всё. И Лубофф, и революция, и воздушные бои свысшим пилотажем, и электромагнитная левитация, и видеотелефония, и вообще, полный джентельменский набор классической саенсфикшн, включая парадокс близнецов. И всёэто - в 1923-м году.
Удивительно, что в Голливуде до сих пор не озаботился. Искренне надеюсь, что Фёдор Б. не прочитает этот пост :)
 
RU Barbarossa #27.02.2009 21:49
+
-
edit
 

Barbarossa

Любитель тунисских тётков
★★★
Аэлиту можно доверить тока такому продюссеру, как Дино де Лаурентис

у него: Дюна, Конан-Варвар, Флэш Гордон...
 3.0.63.0.6
CZ D.Vinitski #27.02.2009 21:56
+
-
edit
 

D.Vinitski

филин-стратег
★☆
☠☠
Кэмерон бы справился :) Или Скотт.

Но я о литературе.
Пара косяко у Алексея Николаевича всёже есть. Это "растительная сила семян", ну надо было как-то изяЧней, и штыревые коммутаторы :)
А так, даже боевой монитор с картой имеется.
 

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★
Что интересно - собственно литературное сообщество приняло "Аэлиту" весьма, мягко говоря, прохладно.
Проще сказать - изругали Толстого литкритики в пух и прах: мол, халтура, "да даже любой второсортный Райдер Хаггард разработал бы этот сюжет намного лучше".

А угадайте кто публично больше всех похвалил? :)
 2.0.0.82.0.0.8
CZ D.Vinitski #27.02.2009 23:02
+
-
edit
 

D.Vinitski

филин-стратег
★☆
☠☠
Не иначе, как Луначарский?

Ааа! Циолковский!!!
 
+
-
edit
 

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★
Не, мимо :) И это заметно позже было, кстати :)

А об отношении Луначарского и Циолковского - даже не знаю, отметились ли они хоть как-то :) И знал ли вообще Циолковский о сабже - кстати, ему, сильно подозреваю, не понравилось бы :)
 2.0.0.82.0.0.8
+
-
edit
 

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★
D.Vinitski> Прямо странно, что до сих пор нет такой темы.

Кстати, ведь был уже топик о фантастике Толстого "вообще":
Фантастика Алексея Толстого - "Аэлита", "Гиперболоид" и другие вещи

Может, объединить?
 2.0.0.82.0.0.8
+
-
edit
 

Mishka

модератор
★★☆

Я не знаю, как Луначарскому, а мне очень понравилось, когда прочитал. :)
 3.0.53.0.5
+
+1
-
edit
 

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★
Fakir> Что интересно - собственно литературное сообщество приняло "Аэлиту" весьма, мягко говоря, прохладно.
Fakir> Проще сказать - изругали Толстого литкритики в пух и прах: мол, халтура, "да даже любой второсортный Райдер Хаггард разработал бы этот сюжет намного лучше".
Fakir> А угадайте кто публично больше всех похвалил? :)

Ну поскольку версий кроме Луначарского не поступало - внимание, правильный ответ: это был "термоядерный" академик Арцимович. Конечно, много позже не только выхода "Аэлиты" в свет, но и смерти графа.

"Арцимович обратился однажды с таким пожеланием к писателям-фантастам: дайте читателям хотя бы раз в пять лет одну вещь, подобную "Аэлите"!"
(к сожалению, первоисточника пока не отыскал)



Как ругали "Аэлиту" современники-литераторы [показать]
 3.6.33.6.3

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★
...рассказывают, что:



Однажды к писателю Алексею Толстому зашел председатель первого советского «Общества изучения межпланетных сообщений» Григорий Крамаров. Писатель жил в небольшой комнате с полками, заваленными книгами. На тумбочке Крамаров заприметил пачку толстых тетрадей и поинтересовался, что в них содержится.

«Это мои расчеты воздушного реактивного корабля и пути его следования на Марс», — охотно признался Толстой.

«Почему именно на Марс?» — спросил Крамаров.

«Предполагается, что на Марсе имеется атмосфера и возможно существование жизни. К тому же, — добавил писатель, — Марс считается красной звездой, а это эмблема нашей советской Красной Армии…»

Так на свет появился роман «Аэлита». Ныне принято считать, что прототипом инженера-самоучки Мстислава Лося, построившего ракету на Марс, был Фридрих Цандер. Для подобною утверждения есть серьезные основания, так как в начале 20-х годов инженер Цандер был широко известен в кругах московской интеллигенции как активнейший популяризатор идеи межпланетных полетов, а его лозунг «Вперед, на Марс!» употреб** к месту и не к месту.



Правда, это Первушин, так что полное отсутствие неточностей не гарантировано :)
 3.6.33.6.3

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★
Анатолий Бритиков, «Русский советский научно-фантастический роман»

Время «Аэлиты»

readr.ru

Could not resolve host: readr.ru // readr.ru
 

"Может показаться странным, что «Аэлита», ставшая для Алексея Толстого чем-то вроде моста на родину, оказалась фантастическим романом"
Стоит, однако, вспомнить, что этот жанр очень характерен для ранней советской прозы: в том же 1922 г., что и «Аэлита», вышли «Страна Гонгури» В. Итина и «Месс-Менд» М. Шагинян, в 1923 — «Трест Д. Е.» И. Эренбурга, «Грядущий мир» Я. Окунева. Список можно продолжить.
 

readr.ru

Could not resolve host: readr.ru // readr.ru
 
«Аэлита» явилась известным синтезом опыта Толстого в утопической, приключенческой и научной разновидностях фантастики. В то же время в этом романе писатель решительно стал на сторону революции. В марсианской фантазии он впервые попытался понять русскую революцию как художник, увидеть в ней закономерный этап истории человечества — истории, развернутой не только в прошлое, но и в будущее. Такую историю желал теперь иметь русский народ, объяснял Вадиму Рощину «красный» подполковник Тетькин в «Восемнадцатом годе».

Научной фантастикой и романтическим «историзмом» легенд об Атлантиде «Аэлита» безмерно далека от «Хождения по мукам». И все-таки именно она была написана между двумя редакциями «Сестер» — эмигрантской и первой советской. Ее, а не другую вещь, читал Толстой в советском посольстве в Берлине накануне возвращения на родину. В это время было написано письмо А. Соболю и опубликовано второе — Н. Чайковскому, в которых Толстой отрекался от добровольного изгнания и из-за которых эмиграция отреклась от него.
 


О происхождении мотивов Атлантиды в "Аэлите" [показать]



Философией Тускуба Толстой откликнулся на волновавшую мировую общественность проблему буржуазной цивилизации (Г. Уэллс, И. Эренбург). Ее конец некоторые западные писатели (О. Шпенглер) отождествляли с закатом человечества. В эмиграции Толстой остро ощутил пессимизм послевоенной Европы — «уныние опустошенных душ» (10, 41). Фатализм Тускуба сконцентрировал мироощущение общества, охваченного чувством обреченности.

С деспотической цепкостью навязывает Тускуб человечеству свой собственный закат. Он почти искренен и по-своему прав, когда оправдывает философию заката двадцатитысячелетней цивилизацией угнетения: так жить в самом деле не стоит… Трудно отделаться от впечатления, что Алексей Толстой угадал самоубийственную психологию современного империализма, готового обречь человечество на истребление, лишь бы не допустить коммунизма.
 

readr.ru

Could not resolve host: readr.ru // readr.ru
 
Примечательна в этом плане перекличка «Аэлиты» с марсианскими романами Берроуза, отца небезызвестного Тарзана. Этот писатель подготовил в англо-американской фантастике так называемую космическую оперу — ковбойский вестерн, перенесенный на другие планеты. В 20-е годы романы Берроуза обильно переводились у нас. В «Аэлите» можно заметить отсвет талантливого воображения американского фантаста (мертвые города, гигантские битвы воздушных кораблей, подвиги могучих землян среди слабосильных марсиан). И — ничего похожего в побуждениях героев.
 

readr.ru

Could not resolve host: readr.ru // readr.ru
 
Устройство реактивного «яйца» Лося воспроизводит ракету К. Э. Циолковского, описанную в его труде «Исследование мирового пространства реактивными приборами». Толстой допустил неточности, бросающиеся в глаза современному читателю: «яйцу» сообщает движение не непрерывное горение, а серия взрывов, взрывная же работа двигателя мгновенно уничтожила бы Лося с Гусевым. Впрочем, в те времена это вряд ли было ясно даже крупным специалистам.
 


Ну, что до взрывов, то литературовед неправ :) - тут мало того, что в качестве контрпримера можно вспомнить ПуВРД (начиная с V-1), и более современные детонационные двигатели разных типов, но и Толстой фактически дословно воспроизводил одну из идей Циолковского - правда, у того горючее было более правдоподобный, чем "порошок из ультралиддита".


В 1931 году Алексей Толстой в последний раз обратился к фантастике в военно-утопических сценах, завершающих написанную совместно с П. Сухотиным пьесу "Это будет". Но интерес к жанру он сохранил до конца жизни, внимательно следил за всем новым, что возникало на литературном горизонте. И стоило в конце 1944 года в журнале "Новый мир" появиться первым "Рассказам о необыкновенном" Ивана Ефремова, как Толстой, будучи уже смертельно больным, пригласил его к себе. Принимая молодого писателя в палате Кремлёвской больницы, Толстой не мог знать, что перед ним человек, с чьим именем будет связан весь следующий этап в истории советской научной фантастики. Так же, как не мог знать и того, что два десятилетия спустя начальный период в истории этого жанра в нашей литературе назовут "временем Аэлиты".
 
 3.6.33.6.3
+
+1
-
edit
 

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★

Аэлита | Интернет-магазин Издательский дом Мещерякова

Роман, ставший классикой отечественной фантастики и волновавший мечтами о Марсе не одно поколение читателей, предстает теперь в своем изначальном виде — в первой редакции 1922–1923 гг., без сокращений и изменений, сделанных автором впоследствии из идеологических соображений. Открытая чувственность, символизм, философская глубина и идейная многозначность ранней версии «Аэлиты» выводят ее за привычные рамки романтико-приключенческой литературы для юношества. А благодаря художественной интерпретации Игоря Олейникова обретают зримую форму не только герои романа и таинственные марсианские пейзажи, но и сама великая сила, что ведет «через огонь и борьбу, мимо звезд, мимо смерти» и зовет сквозь Вселенную голосом вечности: «Где ты, где ты, любовь?..» // idmkniga.ru
 
Роман, ставший классикой отечественной фантастики и волновавший мечтами о Марсе не одно поколение читателей, предстает теперь в своем изначальном виде — в первой редакции 1922–1923 гг., без сокращений и изменений, сделанных автором впоследствии из идеологических соображений.
 
 28.028.0

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru