ED> "Граф Монте-Кристо" - занимательное чтиво и не более. Превосходное чтиво - это да. Но тем не менее.
Ну так и "Войну и мир" тоже можно читать как занимательное чтиво. Тем более, что у него компоновка а-ля "Санта Барбара" - автор каждую главу обрывает "на самом интересном месте". (Редко кто читает "12 стульев" с мыслями о критике идей троцкизма и экспорта мировой революции, хотя таких моментов, если верить критикам там навалом).
ED> То есть глубина смысла "внутри" всех произведений отсутствует и появляется "снаружи" исключительно стараниями учителей? Крайне спорный тезис.
Станислав Лем в своей "Фантастике и футурологии" писал, что в своё время он получал много писем от читателей по поводу того, как он красочно изобразил Шопенгауэра в лице Хлориана Теоретия двухименного Ляпостола (я сам, когда читал эту сказку, точно так же решил - уж больно похож оказался Хлориан имеенно на этого немецкого философа). Однако, Лем пишет, что не то что Шопенгауэра, но и вообще никакого конкретного философа не имел в виду.
Это небольшой пример того, как квалифицированный читатель, да ещё массово, трактует произведение так, как автору в голову не приходило.
Смысл, в значении "то, что автор хотел донести в своём произведении", вообще никак не верифицируемая вещь (по крайней мере, пока не изобрели телепатию, а в случае с Толстым Л. Н., и некромантию). И то, что говорит о смысле "Войны и мира" учитель, это его (в лучшем случае) субъективная трактовка объективно существующего текста. И нет гарантии, что очередной "образ мятущейся интеллигенции" не является всего-навсего неуклюжим Кисой Воробьяниновым.
Глубина смысла произведения, в действительности, это его способность побуждать читателя задумываться над прочитанным, то есть трактовать текст самостоятельно, а не просто повторять "дубина народной войны", "образ русского народа". Естественно, что трактовка произведения, как явление субъективное, не может быть полностью одинакова, поэтому "глубокий смысл", преподаваемый на уроках литературы является фикцией.