График, полученный обработкой книги "Линкоры и фрегаты русского парусного флота"
Что на рисунке.
Общий состав парусного флота России с 1690 по 1890 гг. (только линкоры и фрегаты). С наложением дат правления царей и войн.
Приведены три линии - верхняя общий состав, ниже - введение в строй, самая нижняя - списание.
Нельсон говорил про гипотетическое сражение с Ушаковым: "прежде всего атакую флагмана", то есть он считал, что после гибели Ушакова русская эскадра превратится в неуправляемую орду. Скорее всего он был недалек от истины.
Плюсом русско-турецких войн для ЧФ можно считать то, что команды Ушакова очень хорошо подтянули скорость и точность стрельбы. Связанно это было с тем, что русские корабли были гораздо тихоходнее турецких, и единственной возможностью взять хоть какие-то призы была быстрая и точная стрельба.
Попадалась инфо, что Ушаков платил рубль за сбитие штаги или мачты, и 50 копеек за попадание в корабль - очень большие деньги для сержантского состава. Нельсон, соприкасавшийся с русскими на Средиземном море, говорил, что "московиты стреляют гораздо лучше французов". Встречалась численная оценка выстрел в 1.5 минуты (лучшие команды англичан - 1 выстрел в минуту, французы в массе своей - один выстрел в три минуты), но русские стреляли ПРИЦЕЛЬНО.
Скорострельность
Время на 1 выстрел, минуты
60 – 11
36 – 10
30 – 9
24 – 8
18 - 6
Данные по скорострельности я взял из голландского положения. Где-то у меня были данные, полученные от специалиста по скорострельности, помнится, для 32-фунт. пушек она колебалась, в зависимости от опытности команды и числа приготовленных зарядов от 2 до 6 минут. В начале сражения, когда все были на месте (без потерь) и были приготовленные заряды, скорострельность у англичан могла быть действительно очень высокой, что отмечают все свидетели этого сражения. Т.е. за 4 минуты - 3 залпа (максимально) по 1 кораблю, далее - интервал при подходе к следующему, когда можно зарядить орудия и поготовить заряды.
Под близкой дистанции у англичан я всегда видел (в их работах и документах) 50 ярдов (пистолетный выстрел), точнее - не свыше 50 ярдов.
...
Могу только повторить, что это данные голландцев, причем, возможно, но не для боя, а для экзамена. Где-то были по французам, у них, помнится, гораздо быстрее. По воспоминаниям моряков, очень много здесь зависело от наличия готовых зарядов, порох полагалось хранить в бочонках и по понятным причинам было строжайше запрещено вообще держать готовыми заряды, за исключением очень малого числа.
скорострельность 32ф орудий при наличии опытной команды действительно составляла 2 выстрела в минуту. Caruana отмечает, что 42ф орудия по скорости стрельбы были не хуже 32ф. При Трафальгаре англичане стреляли вдвое чаще французов и втрое - испанцев. Возможно, этому способствовали ударные замки (gunlocks), которые применяли англичане (у французов были более медленные фитили). При Гогланде 1788 мы стреляли быстрее шведов. Из отчета капитана ЛК "Владислав" Берха: "Во все время сражения сделано с корабля более 2035 выстрелов, что приписываю скорой пальбе привязанных к пушкам замков, которые чрезвычайно хорошее действие имели". Таким образом, мы также применяли эти замки.
Зная, что в архангельских лесах дубов нет, да и лиственницы маловато, Ричард Козенц сделал основным судостроительным материалом сосну. При этом прочностные характеристики его судов не ухудшились. Искусный корабел, он первым обратил внимание на опыт беломорских корабельных мастеров. Изучая местную школу судостроения, Р. Козенц пришел к выводу, что если кораблю делать вместо транца круглую корму, то общая прочность конструкции корпуса оказывается вполне достаточной и можно будет отказаться от дубовых деталей набора судового корпуса. Узнав, что среди заготовленных стволов древесины мало мачтового леса, Р. Козенц сконструировал особое соединение мачты со стеньгой, оно оказалось столь надежным, что вопрос о мачтовом лесе утратил всякую актуальность.
Русские первыми освоили стрельбу "по реперу". Вначале боя делался выстрел из одного орудия, дыма было значительно меньше, но сразу же были видны ошибки в его наведении. По реперу, с учетом поправок, нацеливались орудия батарей всего борта. Эффективность стрельбы сильно повышалась, поскольку все батареи начинали прицельную стрельбу на поражение противника. Поэтому русские корабли благополучно "работали" как по морским, так и по береговым целям.
В эпоху адмирала Нельсона правительство России разрешало выпускникам кадетского корпуса проходить стажировку на кораблях ВМФ Англии. Например, вице-адмирал российского флота Василий Михайлович Головнин, будучи молодым офицером, с 1802 по 1806 гг. служил на кораблях английского ВМФ, во время сражения при Трафальгарде был офицером на флагмане Г. Нельсона "Виктория", в бою отличился и получил заслуженную награду. Находясь на службе в английском ВМФ, В.М. Головнин принял участие в 18 морских сражениях и пользовался у англичан известностью и большим уважением. При Г. Нельсоне служили лейтенанты Павел Афанасьевич Дохтуров и Мордарий Васильевич Милюков - офицеры с учебного брига "Феникс". В английском флоте впоследствии проходили практику кадеты П.С. Нахимов, В.И. Даль, И.С. Адамович, Д.И. Завалишин, А.П. Рыкачев, П.М. Новосильский, П.А. Станицкий, вписавшие потом свои имена в историю Флота Российского.
Фундаментальная работа известного специалиста в области военно-морской истории Брайана Танстолла "Морская война в век паруса. 1650-1815 гг. Сражения великих адмиралов" посвящена эволюции военно-морской тактики от голландских войн XVII века до конца Первой империи в 1815 г. В книге рассматривается весь тот период, когда парусные флоты безраздельно господствовали на морских просторах. Автор анализирует военно-морскую тактику и стратегию и описывает ход знаменитых сражений. Издание содержит интереснейший иллюстративный материал: многочисленные портреты, достоверные изображения морских битв, а также 150 планов и схем. Работу Танстолла можно с полным основанием назвать непревзойденным исследованием в области военно-морского искусства XVII - начала XIX века.
Часто указывается, что сплошные ядра едва ли не отскакивали от толстого борта линкоров, но на деле это было не совсем так. Англичанин Дуглас в своём труде по морской артиллерии (H. Douglas, A Treatise on Naval Gunnery) даёт следующую формулу для определения толщины пробивания дубового борта сплошным ядром:
Т = 4,612 × r × d × log[1 + v²/1076696] ,
где T — глубина проникновения ядра в футах, r — радиус ядра в футах, d — плотность материала ядра относительно воды (плотность воды за 1), v — скорость ядра в момент удара о борт в футах в секунду.
На дистанциях до 30 ярдов (~27 м) даже небольшого калибра 18-фунтовое ядро пробивало 32 дюйма дуба, то есть, почти метр — на таком расстоянии (по сути, стрельба в упор) и самый толстый борт не был в состоянии защитить корабль от огня противника. На 100 ярдах (~91,44 м) 24-фунтовое (среднего калибра) ядро пробивало толщу дуба в 5 футов 2 дюйма (~1,57 м) и разбивало стоявшие за ней лафеты орудий. Но уже на 300 ярдах (~274,3 м) даже тяжёлое ядро калибром 32 фунта пробивало лишь 4 дюйма дубовой обшивки, застревая в её толще. Таким образом, эффективное поражение крупного деревянного корабля сплошными ядрами было вполне возможно, но лишь на небольшом расстоянии — до 100—150 м, сравнимом с размерами самих кораблей. Это задавало очень короткие дистанции боя, много меньше эффективной дальности стрельбы даже из тогдашних, весьма примитивных, гладкоствольных орудий.