Почему дороги в Карелии хуже, чем в Финляндии, но дороже?
Стоит слегка отъехать от крупных российских мегаполисов, как вспоминается крылатая фраза: "В России две беды - дураки и дороги". Правда, современная ситуация в дорожной отрасли ясно свидетельствует о том, что в этой сфере дураков почти не осталось. Суммы, которые тратит государство на дорожную отрасль, способны поразить любое воображение. Автомобилисты между тем не устают удивляться, почему дороги, построенные за огромные деньги, начинают разваливаться, едва строители покидают с помпой сданный объект?
Представители властных структур, которым все чаще адресуются подобного рода вопросы, придумывают разные версии происходящего. Мол, и климат у нас не тот, и движение слишком интенсивное, и строительные материалы слишком быстро растут в цене, и содержание автодорог на низком уровне. Все вроде бы понятно. Кроме одного: почему развитым странам не мешают ни "погодные условия", ни нагрузка на трассы, ни другие "объективные трудности"?
В соседней Финляндии строительство 1 километра самой современной трассы стоит минимум в два раза дешевле, чем в России. Например, цена километра высокоскоростной дороги "Скандинавия" от Хельсинки до границы с Россией - 3,4 миллиона долларов. Для сравнения: объявленная стоимость 1 км кольцевой автодороги в Санкт-Петербурге - 8,7 миллиона долларов, а километр московской кольцевой дороги и вовсе побил все рекорды - 20 миллионов долларов.
То, что в России некачественные и одновременно неоправданно дорогие дороги, - аксиома, которую признали не только независимые эксперты, но и чиновники, отвечающие за развитие отечественной дорожной системы.
Несколько лет назад в Хельсинки, где обсуждались проблемы дорожного строительства, побывала делегация из Карелии. Там как раз назревал крупный коррупционный скандал, связанный со строительством окружной дороги в столице Финляндии. В вину строителям ставили то, что километр дороги обошелся в 1 миллион евро (примерно 35 миллионов рублей), при том, что реальные затраты не превышают 600 тысяч евро (порядка 21 миллиона рублей).
Как рассказал один из участников той поездки, когда финские строители узнали, что в Карелии стоимость километра новой дороги почти в два раза выше, чем километра скандальной кольцевой в Хельсинки, они "рыдали". Финские строители горели желанием тут же отправиться в Карелию и строить дороги по нашим расценкам.
Но в республике есть свои специалисты дорожной отрасли. Для сравнения: один километр реконструкции дороги Пряжи - Леметти, которая началась в прошлом году, обойдется казне в 60 миллионов рублей! Заметим, это не новое строительство, которое объективно дороже, а реконструкция.
На протяжении 2007 года в Карелии на всех перекрестках вещали об огромных суммах, которые брошены на реконструкцию и ремонт петрозаводских дорог. Многие дороги были, действительно, отремонтированы. Но автомобилистов не проведешь. Некоторые объекты уже вновь требуют ремонта. И в этой ситуации рассказы о том, что у нас плохой климат и не хватает денег на содержание автодорог, "не прокатывают". На отремонтированной дороге через полгода ям быть не должно по определению. Если, конечно, была соблюдена технология.
К примеру, достаточно отсыпать не 70 сантиметров гравия, а сантиметров сорок, и, как говорится, нос в табаке. Таких "нюансов", открывающих путь к молниеносному обогащению, пруд пруди: качество самого гравия, асфальтовая смесь, глубина "подложки" и многое другое. В теории на новой трассе вообще не должна стоять вода, которая является главным врагом любой дороги. Однако прокатитесь по некоторым "завершенным объектам" - и вы без труда обнаружите огромные лужи. Это означает только одно: технология при строительстве дороги не была соблюдена. Почему? Ответ на этот вопрос напрашивается сам собой.
Мы решили самостоятельно обследовать некоторые петрозаводские дороги, где недавно были завершены ремонтные работы. Первым объектом нашего внимания стала многострадальная улица Заводская, отремонтированная в 2006 году Петрозаводским ДРСУ. Проехав по дороге несколько раз, мы так и не нашли предмета для критики. Совсем другую картину можно наблюдать на Карельском проспекте, где ремонт был завершен в прошлом году силами ГУП "Мост". Даже при визуальном осмотре мы насчитали пять солидных ям, заполненных водой. На улице Пушкинской (объект 2007 года, подрядчик тоже ГУП "Мост") ситуация снова далека от идеальной. Кривые бордюры в сочетании с намечающимися впадинами не оставляют сомнений в недолговечности покрытия.
А где же наши контролирующие органы и ответственные за строительную тему высокопоставленные чиновники? Для того, чтобы осознать всю трагичность ситуации, достаточно вспомнить, как министр строительства РК Валерий Момотов комментировал ситуацию, когда возле здания правительства собрались возмущенные автомобилисты с плакатами. Когда речь зашла конкретно о Карельском проспекте, министр уверенно сказал, что никаких ям он там не заметил, мол, к качеству никаких вопросов нет. Объяснить подобное высказывание министра о проспекте, где ямы буквально лезут в глаза, конечно, можно. Не исключено, что Момотов стороной объезжает Карельский проспект или ездит по нему с закрытыми глазами.
Контроль за качеством республиканских дорог осуществляет Управление автомобильных дорог РК, которое подчиняется Минстрою Карелии. Руководитель управления Игорь Жидановский сказал, что ситуация на республиканских дорогах "хоть и не безоблачная", но серьезных претензий к качеству ремонта нет. По его словам, когда возникают явные дефекты, как, например, было с новой дорогой в Долине смерти, где стал проседать асфальт, подрядчики устраняют их за свой счет. И в последнее время делают это без лишних предупреждений. Строительство километра новой автотрассы, по данным управления, обходится казне в 40-60 миллионов рублей. Правда, в прошлом году было построено всего 6 километров дорог. Контролировать качество при таких объемах при желании можно с предельной жесткостью.
Конечно, лет десять назад было еще хуже. Как не вспомнить громкое "дорожное" дело двухлетней давности. Или новое дело, по которому проходят бывший председатель Госкомлеса Владимир Корниенко, бывший руководитель Дорожного комитета Альбек Гиззатулин (уже отбывающий срок) и бывший руководитель ГУП "Мост" Олег Ширлин. По версии следствия, миллионы рублей, выделенных на дороги, были списаны на ремонт несуществующего объекта.
Тогда, в начале 2000-х, ГУП "Мост" неоднократно обращался в вышестоящие организации с просьбой увеличить финансирование. Сотрудники МВД Карелии, специализирующиеся на подобного рода экономических преступлениях, утверждают, что лет семь-восемь назад уровень контроля за расходованием денег, выделяемых на дороги, в республике приближался к нулевой отметке. Кстати, и сегодня доказать, сколько же конкретно денег было "вбухано" в ремонт или строительство дороги, необычайно сложно.
…Уголовные дела, связанные с дорожной отраслью, только вершина айсберга, об истинных масштабах которого мы, наверное, никогда не узнаем. Стоит ли удивляться, что стоимость дорог в нашей стране обратно пропорциональна их качеству. Все как в песне из "Бременских музыкантов": "Нам любые дороги дороги".
Антонина КЯБЕЛЕВА.