Грамотность и образование в России начала XX века и после революции

Царская Россия и революционный Ликбез
 
1 2 3 4 5 6 7
?? tramp_ #19.10.2017 23:46  @кщееш#19.10.2017 23:36
+
-1
-
edit
 

tramp_

дёгтевозик
★☆
кщееш>>> Я из крестьян. Почвенник.
t.>> Почвенник это как, в земле живете аки индрик-зверь?
кщееш> Это ирония для образованных.
Это вы так пытаетесь сообщить что вы образованный?
 49.0.2623.11249.0.2623.112
?? кщееш #20.10.2017 00:12  @tramp_#19.10.2017 23:46
+
-
edit
 

кщееш

аксакал
★★★★
кщееш>>>> Я из крестьян. Почвенник.
t.> t.>> Почвенник это как, в земле живете аки индрик-зверь?
кщееш>> Это ирония для образованных.
t.> Это вы так пытаетесь сообщить что вы образованный?

Не. Это я сообщаю вам смысл фразы ))
 53.0.2785.14653.0.2785.146
?? tramp_ #20.10.2017 00:18  @кщееш#20.10.2017 00:12
+
0 (+1/-1)
-
edit
 

tramp_

дёгтевозик
★☆
кщееш> Не. Это я сообщаю вам смысл фразы ))
ну правильно, сообщаете, чтобы знали что вы считаете себя образованным.
 49.0.2623.11249.0.2623.112

TT

паникёр


Iva> а в состав советского правительства меньшевики не входили?

Нет. Часть людей переметнулась к большевикам, т.е. уже не меньшевики.
 61.0.3163.10061.0.3163.100

TT

паникёр


TT>> Эсеры и меньшевики - белые. Все претензии к твоим социально близким товарищам. Царскую семью другие господа товарищи расстреливали.
кщееш> Я из крестьян. Почвенник.
кщееш> А ты провокатор !

Кулак что ле? Али председатель? Ты мне тут зубы не заговаривай, все мы в третьем поколении горожане, мои деды и бабки были крестьяне, мама-папа-дяди-тете были крестьянскими детьми и я уже 100% горожанин, но могу немного в сельское хозяйство и в лесу не заплутаю.
 61.0.3163.10061.0.3163.100
RU кщееш #20.10.2017 04:55  @tramp_#20.10.2017 00:18
+
-
edit
 

кщееш

аксакал
★★★★
кщееш>> Не. Это я сообщаю вам смысл фразы ))
t.> ну правильно, сообщаете, чтобы знали что вы считаете себя образованным.

Сожалею, если сделал вам больно ))))
 53.0.2785.14653.0.2785.146

кщееш

аксакал
★★★★
T
TT> Кулак что ле? Али председатель? Ты мне тут зубы не заговаривай, все мы в третьем поколении горожане, мои деды и бабки были крестьяне, мама-папа-дяди-тете были крестьянскими детьми и я уже 100% горожанин, но могу немного в сельское хозяйство и в лесу не заплутаю.

И молодец !
 53.0.2785.14653.0.2785.146
?? tramp_ #20.10.2017 08:34  @кщееш#20.10.2017 04:55
+
-
edit
 

tramp_

дёгтевозик
★☆
кщееш>>> Не. Это я сообщаю вам смысл фразы ))
t.>> ну правильно, сообщаете, чтобы знали что вы считаете себя образованным.
кщееш> Сожалею, если сделал вам больно ))))
Не стоит, вы сделали мне смешно.
 49.0.2623.11249.0.2623.112
+
+3
-
edit
 

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★
кщееш> "Закон о начальном школьном образовании (о резком увеличении финансирования) был подписан 3 мая 1908 г. Николаем II,
кщееш> Образование в Российской империи — Википедия
кщееш> В Российской империи много было такого, о чем другие и не мечтали .

Ну по этой же ссылке:

К 1914 г. на 1000 человек от общего числа населения учащихся приходилось: в России 59, в Австрии — 143, в Великобритании — 152, в Германии — 175, в США — 213, во Франции — 148, в Японии — 146 человек.
 


Мдя... Вопросы?

Охват начальной школой детей в возрасте от 8 до 11 лет к 1914 г составлял в целом по Российской империи 30,1 % (в городах — 46,6 %, в сельской местности—28,3 %).
 


Всеобщее начальное? Мдя...

Однако, в европейской части России ситуация была гораздо лучше: исследователь ИИЕТ РАН Д. Л. Сапрыкин пришёл к выводам, что, цитирую[4]: «данные полной школьной переписи января 1911 года и частичной переписи января 1915 года говорят о том, что на тот момент в центральных великорусских и малороссийских губерниях было обеспечено фактически полное обучение мальчиков. Иначе обстояло дело с обучением девочек (даже в Европейской России в школах обучалось не более 50 % девочек в начальных школах)».
 


Что плохо бьётся с вышесказанным - т.к. в европейской части было большинство населения.


А что Ники чего-то там подписал - дык! Он-то был грамотный. Писать умел.


кщееш> а Гос.дума настаивала на внесении в закон срока перехода на всеобщее обучения (10 лет)"

10 лет - это не срок обучения, а срок введения всеобщего начального. Дума хотела за 10 лет, а Ники - в неопределённом будущем.


кщееш> А про лидерство РИ в образовании девочек ?

Тут возможно. Но - на фоне совсем не тотального образования девочек по остальным странам. Несложно было быть впереди. При том, что не больше 50% девочек даже в начальных школах даже в европейской части РИ.

кщееш> -Про то что при Николае II начальное образование стало бесплатным и общедоступным, а советская власть ввела весьма высокую плату за обучение знаете что - нибудь ?

ЕМНИС в первые десятилетия Союза плата была за среднее, причём если что - от ней могли освободить.
А вот за начальное НЯЗ не было.

кщееш> Но отрицать положительные реформы образования и достойные намерения при Николае 2

Намерения - ими ведь таго... И даже они были очень слабенькими, про всеобщее среднее никто даже не заикался.

А школьников на тыщу населения - втрое меньше, чем в наглиях с германиями и даже джапаниях.
"Вот и весь хчлен до копейки" © самзнаешькто.



Или вон цельный министр докладает аж в 1916 - министр просвещения П. Н. Игнатьев в 1916 году:

Для уяснения степени потребности в этого вида учебных заведений, я почитаю долгом привести справку, что в то время как в Англии, во Франции и других странах Западной Европы один врач приходится примерно на 1400—2500 жителей, у нас число это возрастает до 5450. По собранным мною данным только для удовлетворения наиболее скромных требований, обеспечивающих население врачебной помощью, при котором один врач приходился бы на 3900 человек — существующее число врачей должно было бы увеличиться на 12800 человек, для чего потребовалось бы открытие по крайней мере 10 новых медицинских школ. В нелучшем положении находится и постановка ветеринарной помощи. По данным, собранным Министерством внутренних дел, для более или менее правильного устройства ветеринарного надзора потребовалось бы по меньшей мере 8000 ветеринаров, в то время, как их имеется немногим более 3000 человек и существующие 4 ветеринарных института не в состоянии значительно увеличить свои выпуски. Наконец, недостаток специально образованных фармацевтов поставил нашу фармацевтическую промышленность в полную зависимость от иностранных рынков.

Изучая далее вопрос, в какой области государственной и общественной деятельности больше всего ощущается недостаток в лицах с соответствующим высшим образованием, я встретился с явлением, которое грозит затормозить не только общий рост народного образования, но и может послужить препятствием к широкому развитию профессиональных знаний. Явление это заключается в быстро растущем некомплекте преподавателей общеобразовательных предметов в средних учебных заведениях, одинаково необходимых как для общеобразовательной, так и для профессиональной средней школы. По статистическим данным некомплект этот в некоторых местностях Империи превышает 40 % общего числа преподавателей, вследствие чего приходится допускать к преподаванию лиц, не обладающих соответствующим научным цензом, что неминуемо влечет за собой понижение уровня преподавания… Отсюда возникает неотложная необходимость в увеличении физико-математических и историко-филологических факультетов, так как существующие не могут в полной мере удовлетворить предъявляемому к ним требованию. Нельзя упускать из виду, что вся техника, все прикладные науки и профессии покоятся на данных чистой науки, которая разрабатывается именно в факультетах.
 


Ну жопа же. Какой там рывок РИ? Сплошное: мало, нет, не хватает, не может, не способны.
И с хера ли бы ситуации выправиться?

Более того: многие недостатки высшего образования первых советских десятилетий - всё отсюда.
 51.051.0
+
+2
-
edit
 

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★
Для сравнения: при Ники в 1911 сопли жевали про всеобщее начальное, охват 30% детей соотв. возраста, и только за 10 лет Дума хотела сделать начальное всеобщим - и то правительство с царём упирались. А у англов с 1880 закон о всеобщем начальном - фактически обязательном. И с 1891 закон о бесплатном образовании (по крайней мере, какую-то часть оплаты государство на себя брало).
И они же в 1918 приняли закон об обязательном среднем до 14-летнего возраста - когда у нас до революций о всеобщем начальном еще спорили.
Ну о чём тут говорить?! Какой вжопу образовательный успех РИ?! Периферия цивилизации как она есть, без слёз не взглянешь...
Предпосылок к сокращению разрыва - не было, единственно чему можно радоваться - замедлению роста разрыва.
Собственно та же грустная картина, что с подушевым ВНП.
 51.051.0
+
+3
-
edit
 

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★
кщееш> я считаю что в РИ за 15 лет до революции, с 1902 года, при последнем царе , образованием всерьез занимались как никогда прежде.

Как никогда прежде - это могёт быть (потому что прежде еще хреновей было). А всерьёз - так не очень :(

кщееш> Делая его все более доступным и всесословным и все более отходящим от классического.

Тут другие причинно-следственные. Неклассические, "ремесленные" специальности среди высших слоёв были непопулярны. Во врачи если дворяне и попадали, то чаще разорившиеся, в инженеры - ну может в военные и т.п. Ессно, исключения бывали (вплоть до выдающегося сейсмолога князя Голицына) - но это исключения. Так, дворянство тяготело к классическому университету, а аристократия - к Училищу правоведения и Пажескому. Купечество больше к коммерческим. И т.п.
Некий спрос на эту движуху был, а поскольку дворянство туда никак не хотело - они и оказывались всесословными (хотя по факту всё же разночинными в основной массе)


Яркого позитивного образа ученого в массовом сознании, по-видимому, не было до середины XX века (хотя и в царской, и в советской России почетом пользовались инженер и преподаватель). Согласно Герцену, в России 1840-х на ученых и ученость смотрели не только равнодушно, но даже неблагосклонно, здесь «свободная наука еще не отделена от еретичества»
и занятия естественной наукой резко противопоставляли молодого человека окружающей его среде [Герцен 1954, т.2, с. 418]. «Русский народ слишком мало понимал до последнего времени значение науки», — говорил в 1925 году академик П.П. Лазарев. По сути, того же мнения в 1930-х гг. придерживался П.Л. Капица. По утверждению В.И. Вернадского (1912),«не охраняемая и не оберегаемая национальным сознанием, наука в России находится в пренебрежении ... Творческая и исследовательская работа русского общества идет все время без перерыва, каким-то стихийным процессом, вопреки тем невозможным условиям, в какие она ставится исторической обстановкой» [Вернадский 1988, с. 64].

На Западе прямой предшественник ученого — средневековый доктор философии —ученый-схоласт, считался ровней рыцарям, и этот высокий статус ученого остался и в Новое время.

В России в среде духовенства, а под их влиянием и у других слоев населения, наука выступала как нечто чуждое и инородное. Высшие сословия до середины XIX века наукой вовсе всерьез не занимались. Если первую скрипку в литературе и искусстве в России XVIII—XIX веков играло дворянство, то в науке — разночинцы, т.е. представители ?третьего сословия? (место которого в России было куда более скромным, чем на Западе). Почти все академики российского происхождения в
XVIII веке, как и М.Ломоносов, были из крестьян, а основная масса работавших в университетах ученых XIX века — разночинцы.
 


Вернадский, напомню - мало того что в 1912 о небрежении говорил, так еще и был потом членок ЦК не кого-то, а кадетов.


кщееш> и Авторитет студента был высок как никогда до этого.

Да! Дааа!!! Именно!! В 1905-1910!!!
А почему - ты забыл? :D:D:D


кщееш> Революция лишь отсрочила как процесс ликвидации безграмотности , лет на 10, она была бы ликвидирована в промежутке 1919-1924 так, без сомнения и индустриализацию.

Фантастика по обоим пунктам.

кщееш> Революция лишила нас кадров и потребовались значительные героические усилия для их новой подготовки.
кщееш> Лучшие люди страны уехали или были убиты.

Лишила лишь части кадров - и без того немногочисленных.
Потери эти ощутимы, но и преувеличивать их не стоит. И, кстати, они намного меньше потерь после 1992 - просто потому, что уже было, что терять.

Самое забавное, что если вдуматься - часть "эмигрантских потерь" пошла на пользу человечеству, хотя что в СССР, что в гипотетической РИ-1930 они бы себя не реализовали. Просто потому что не тот экономический уровень у страны.
Тот же Сикорский. Заканчивали войну с тем же "Ильёй", что и в 1914 (правда, с 300% прибылями заводчиков) - тогда как англы и немцы продвинулись на два корпуса вперёд, хотя в 1914 на столько же отставали. Сделал бы он у нас больше, чем Черёмухин, Миль и Камов? Не факт.
Со Зворыкиным и Понятовым даже вопрос не стоит - Зворыкин точно не развернул бы новую отрасль индустрии (спроса нет! элементной базы нет!), а Понятов - вообще бы вопросом не занялся.
 51.051.0
+
-
edit
 

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★
кщееш> И революция замедлила образование страны, несмотря на ложь большевиков.

Революция - не замедлила. Ну, Октябрьская уж точно.
Гражданская по понятным причинам - замедлила. Ну так это кому спасиба? Красным аль всё-таки белым? Сдаваться надо было быстрей. А лучше и вовсе не начинать - матери Корнилова и иже с ними.

А в целом всё равно удалось существеннейшим образом ускориться.

Кстати, еще отличие: при царях в плане элементарной грамотности пытались как-то начальное образование вводить, а особенностью советского периода стали курсы БСН, "борьбы с неграмотностью" для вполне совершеннолетних и даже не всегда молодых людей. Тот самый ликбез, ставший нарицательным.

В 1920—1924 годах вышли два издания первого советского массового букваря для взрослых Д. Элькиной, Н. Бугославской, А. Курской (2-е издание — под названием «Долой неграмотность» — включало ставшую широко известной фразу для обучения чтению — «Мы — не рабы, рабы — не мы», а также стихотворения В. Я. Брюсова и Н. А. Некрасова). В те же годы появились «Рабоче-крестьянский букварь для взрослых» В. В. Смушкова, «Букварь для рабочих» Е. Я. Голанта. Часть пособий была напечатана за рубежом с оплатой из валютных фондов республики.
 


Сама необходимость таких ликбезов для 30-40-летних в стране, где так недавно при царе было якобы так здорово с образованием - ни на какие мысли не наводит?











Помимо общегуманистических-просветительских установок, характерных для марксистов, тут в сущности был и прикладной момент (хотя не факт, что о нём многие задумывались) - расширение влияния печатной пропаганды.



 51.051.0
+
+3
-
edit
 

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★
ttt>>> Ну если гордиться этим то вперед.
yacc>> https://pbs.twimg.com/media/DMGgK_zWsAA6mt0.jpg
кщееш> Люблю смотреть как бывшие октябрята до сих пор считают террориста Ульянова,оставившего нам теоретическое обоснование террора поболее чем Усамка Бен ладан, своим кумиром .

Ужели литератор Ульянов призывал взрывать небоскрёбы и торговые центры?! :eek: И особенно школы и университеты? :eek::eek::eek:


А так - ну сам прикинь к носу, при ком можно ожидать бОльших успехов в образовании: при Ники, который по-настоящему-то нигде и никогда не учился (только домашнее образование), и тяги к этому делу не имел - или при литераторе Ульянове, с нормальной гимназией и университетом за плечами, и совершенно фанатической тягой к знаниям?
Ты себе можешь представить Ники пишущим "Материализм и эмпириокритицизм", ходящим в библиотеку как на работу, и на посту главы государства посылающим умоляющие записки в Румянцевскую библиотеку с просьбой выдать ему за пределы читального зала книгу "ну хоть на ночь, я сделаю выписки, и к утру обязательно верну!" ? Представляешь ты себе всё это?
А мог бы он сказать "коммунистом монархистом можно стать, только усвоив всё лучшее, созданное человечеством"?
Так где логично ожидать больших успехов в образовании?

Ревкружки РСДРП делали упор не только на изучении классиков марксизма, но и на общем образовании своих членов. Вплоть до астрономии.

Кстати, иногда это приводило к забавным следствиям. "Малолетний террорист" Боря Белоусов, изготовлявший бомбы для боёв на Пресне в 1905, арестован в 12 лет, после с семьёй эмигрировал. Вернулся в 1914, впоследствии стал великим химиком мирового значения и до кучи - так, в сущности, мимоходом - комбригом.
 51.051.0
+
-3
-
edit
 

кщееш

аксакал
★★★★
кщееш>> Люблю смотреть как бывшие октябрята до сих пор считают террориста Ульянова,оставившего нам теоретическое обоснование террора поболее чем Усамка Бен ладан, своим кумиром .
Fakir> Ужели литератор Ульянов призывал взрывать небоскрёбы и торговые центры?! :eek: И особенно школы и университеты? :eek::eek::eek:


Ну давай, оправдай себе Володю:

Россия, которую мы потеряли © (32/57) [Форумы Balancer.Ru]

… И под это была подведена база. "Классовая борьба ." … Великому специалисту по войне советую почитать А.И. Деникина, его поход на Москву. Может тогда увидишь, что белое движение было по уши в крови… (стр. 32 из 57) //  www.tanzpol.org
 

Fakir> А так - ну сам прикинь к носу, при ком можно ожидать бОльших успехов в образовании: при Ники, который по-настоящему-то нигде и никогда не учился (только домашнее образование), и тяги к этому делу не имел - или при литераторе Ульянове, с нормальной гимназией и университетом за плечами, и совершенно фанатической тягой к знаниям?


Ники занимался образованием а Ульянов революциями.


Fakir> Ты себе можешь представить Ники пишущим "Материализм и эмпириокритицизм", ходящим в библиотеку как на работу, и на посту главы государства посылающим умоляющие записки в Румянцевскую библиотеку с просьбой выдать ему за пределы читального зала книгу "ну хоть на ночь, я сделаю выписки, и к утру обязательно верну!" ? Представляешь ты себе всё это?


Не могу. Монархия не идеальный строй. А абсолютная монархия не идеально абсолютно.

Но я видел эволюцию монархии и понимаю что для страны это лучше революции при сопоставимом времени .

Fakir> А мог бы он сказать "коммунистом монархистом можно стать, только усвоив всё лучшее, созданное человечеством"?

Сказать кто угодно что угодно может .

Fakir> Так где логично ожидать больших успехов в образовании?

Там где образованием занимаются последовательно и веками .


Fakir> Ревкружки РСДРП делали упор не только на изучении классиков марксизма, но и на общем образовании своих членов. Вплоть до астрономии.

Тем временем астрономы занимались астрономией , врачи медициной, конструкторы конструкциями.


Fakir> Кстати, иногда это приводило к забавным следствиям. "Малолетний террорист" Боря Белоусов, изготовлявший бомбы для боёв на Пресне в 1905, арестован в 12 лет, после с семьёй эмигрировал. Вернулся в 1914, впоследствии стал великим химиком мирового значения и до кучи - так, в сущности, мимоходом - комбригом.

Таких примеров в обе стороны полно .
Важен человек, а не строй.
 53.0.2785.14653.0.2785.146
?? Luchnik #26.10.2017 07:06  @кщееш#25.10.2017 22:58
+
+5
-
edit
 

Luchnik

аксакал
★☆
кщееш> Ники занимался образованием а Ульянов революциями.
Ники стрелял кошек, ворон и сношал балерин.

P.S. Высокий уровень дискуссии, да.
 1717
?? кщееш #26.10.2017 07:27  @Luchnik#26.10.2017 07:06
+
0 (+2/-2)
-
edit
 

кщееш

аксакал
★★★★
кщееш>> Ники занимался образованием а Ульянов революциями.
Luchnik> Ники стрелял кошек, ворон и сношал балерин.
Luchnik> P.S. Высокий уровень дискуссии, да.

Я тоже сношал балерин и собираюсь продолжать и может потому чувстую родство с Николаем 2 , а с Ульяновым не чувствую. У того вообще странный вкус как на женщин так и на времяпровождение.

Николай мне кажется человечней, чем Ульянов .

Тот что-то типа поклонской .
 53.0.2785.14653.0.2785.146
RU Luchnik #26.10.2017 07:36  @кщееш#26.10.2017 07:27
+
+2
-
edit
 

Luchnik

аксакал
★☆
кщееш>>> Ники занимался образованием а Ульянов революциями.
Luchnik>> Ники стрелял кошек, ворон и сношал балерин.
Luchnik>> P.S. Высокий уровень дискуссии, да.
кщееш> Я тоже сношал балерин и собираюсь продолжать и может потому чувстую родство с Николаем 2 , а с Ульяновым не чувствую.
Дык сношай на здоровье. В руководители страны только не лезь. )

кщееш> У того вообще странный вкус как на женщин так и на времяпровождение.
Пишут, что до казни брата это был эталонный ботан.

кщееш> Николай мне кажется человечней, чем Ульянов .
Тоже не любишь кошек? )

P.S. А вообще речь шла про образование.
 1717
?? кщееш #26.10.2017 07:56  @Luchnik#26.10.2017 07:36
+
-1 (+1/-2)
-
edit
 

кщееш

аксакал
★★★★
Luchnik> В руководители страны только не лезь. )

А ты мне что ?


кщееш>> У того вообще странный вкус как на женщин так и на времяпровождение.
Luchnik> Пишут, что до казни брата это был эталонный ботан.


Самые лютые люди это ботаны.
Адольф был художником .

Например,в наши дни ботаны проводят время во всяких играх где много стрельбы . Брррр.
Вместо того чтобы идти к балеринами .



кщееш>> Николай мне кажется человечней, чем Ульянов .
Luchnik> Тоже не любишь кошек? )

Я не люблю идиотские забавы типа пальбы по животным.


Luchnik> P.S. А вообще речь шла про образование.

Да хрен с ним.
 53.0.2785.14653.0.2785.146
+
-
edit
 

ttt

аксакал

Luchnik>> P.S. А вообще речь шла про образование.
кщееш> Да хрен с ним.

Не получится. :) Без образования ни туды и ни сюды. Только если уборщицей или менеджером зубы заговаривать или хозяином тендеры через взятки выигрывать. А в нормальной экономике никак без. И в войне. Кто выиграл Франко-Прусскую? :)
http://tl2002.livejournal.com/  56.056.0
+
-1 (+1/-2)
-
edit
 

кщееш

аксакал
★★★★
Luchnik>>> P.S. А вообще речь шла про образование.
кщееш>> Да хрен с ним.
ttt> Не получится. :) Без образования ни туды и ни сюды. Только если уборщицей или менеджером зубы заговаривать или хозяином тендеры через взятки выигрывать. А в нормальной экономике никак без. И в войне. Кто выиграл Франко-Прусскую? :)

Да гори они все синим пламенем. Надоело.
 53.0.2785.14653.0.2785.146
RU spam_test #26.10.2017 13:28  @кщееш#26.10.2017 11:30
+
+2
-
edit
 

spam_test

аксакал


кщееш> Да гори они все синим пламенем. Надоело.
Ладно, мы поняли, что ликбез был грандиозным баблопопилом по обучению уже грамотных.
 44
RU кщееш #27.10.2017 02:28  @spam_test#26.10.2017 13:28
+
-1 (+1/-2)
-
edit
 

кщееш

аксакал
★★★★
кщееш>> Да гори они все синим пламенем. Надоело.
s.t.> Ладно, мы поняли, что ликбез был грандиозным баблопопилом по обучению уже грамотных.

Ликбез был нужной и спасительной процедурой .
Только большевики зря присвоили себе исключительность в вопросе народного просвещения . Начал масштабное образование царь. Понимая вызов времени , видимо.
Кроме того .
Ликбез именно большевикам был необходим для преодоления значения церкви как места манипуляций сознанием .
Газетами и пропагандой они создали себе информационное пространство аналогичное по силе нынешним твитерам и Фейсбукам с той лишь разницей , что альтернативе советской прессе не было совсем.
 53.0.2785.14653.0.2785.146
Это сообщение редактировалось 27.10.2017 в 04:17
+
+5
-
edit
 

ttt

аксакал

кщееш> Только большевики зря присвоили себе исключительность в вопросе народного просвещения . Н

Каждая власть, что бы ее уважали должна иметь основания для гордости. Большевики вполне такое основание имели. По энергии с какой за этот вопрос взялись, по затратам на это. То что царь за это до них наконец взялся неплохо, но не основание им своими достижениями не гордится. Это для них был не побочный процесс, а одна из основ государственной политики. То что образование везде стало абсолютно бесплатным и доступным для рабочих и крестьян. Пример - мой дядя, царство небесное, из крестьян стал ГСТ по космической программе Восток. Ездил стажироваться в Америку до войны, лично общался с Зворыкиным. Добился бы он этого при царе тот еще вопрос.

То что в войну чтоб заставить детей больше идти в ремесленные сделали среднее платным в общем сказанное не отменяет.
http://tl2002.livejournal.com/  56.056.0

TT

паникёр


ttt> То что в войну чтоб заставить детей больше идти в ремесленные сделали среднее платным в общем сказанное не отменяет.

А сколько платили? Один мой дед ремесленное закончил, среднее образование уже после войны в вечерней школе получил. Удивило то что у ремесленников была красивая форма с фуражкой. На выпускном дед сфотографировался. Не знаю как их там учили, но дед рукастый мужик был, в любой технике шарил.

 61.0.3163.10061.0.3163.100
Это сообщение редактировалось 02.11.2017 в 01:06
+
-
edit
 

Iva

аксакал


кщееш> Кроме того .
кщееш> Ликбез именно большевикам был необходим для преодоления значения церкви как места манипуляций сознанием .
кщееш> Газетами и пропагандой они создали себе информационное пространство аналогичное по силе нынешним твитерам и Фейсбукам с той лишь разницей , что альтернативе советской прессе не было совсем.

именно, цель ликбеза была именно в расширении возможностей пропаганды, в первую очередь.
Пока народ неграмотен для нас важно кино - так говорил ВИЛ.
Многие знания - многие печали (с) Эклезиаст 10в до н.э.  61.0.3163.10061.0.3163.100
1 2 3 4 5 6 7

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru