[image]

Грамотность и образование в России начала XX века и после революции

Царская Россия и революционный Ликбез
 
1 2 3 4 5 6 7 8

ttt

аксакал

ttt>> То что в войну чтоб заставить детей больше идти в ремесленные сделали среднее платным в общем сказанное не отменяет.
TT> А сколько платили?

Гуглится в момент

ПРАВДА.info - Про платное образование при Сталине

От слухов о реформе образования граждане, конечно, сильно напряглись. Я и сам напрягся, хотя понимал, что рано или поздно такое случится: нефиг при переферийном капитализме столько образованных иметь. Однако часть граждан, из числа не товарищей, само собой, начала искать способы доказательств, что, дескать, это не плохо, а даже и хорошо. Или, по крайней мере, не хуже, чем раньше. Причём, под «раньше» желательно бы понимать СССР. Ибо подсознание-то подсказывает: если с колбасой в СССР, быть может, не всё шоколадно было, простите за каламбур, то с образованием-то… //  pravda.info
 

1.Ввести с 1 сентября 1940 года в 8, 9, и 10 классах средних школ и высших учебных заведениях плату за обучение.
2.Установить для учащихся 8-10 классов средних школ следующие размеры платы за обучение:
а) в школах Москвы и Ленинграда, а также столичных городов союзных республик – 200 рублей в год;
б) во всех остальных городах, а также селах – 150 рублей в год.

Среднемесячная в 1940 была 339. Т.е. в переводе на наши текущие деньги 15000 р в год. Ощутимая, но не заоблачная. Особенно если учитывать что квартплата была копейки
   56.056.0
LT Bredonosec #02.11.2017 17:58  @кщееш#04.10.2017 22:11
+
+2
-
edit
 
кщееш>>> Крупская в 1927 году на съезде жаловалась что количество грамотных стало меньше а ведь к 1918 году должно было быть введено всеобщее среднее образование. Ага. Царем . Кровавым - то.
EG54>> Под решение какой задачи царь хотел в вести всеобщее среднее? Он хоть и кровавый, но не дурак же.
кщееш> Царь же. Монарх. Скучно ему. Баловался.
Ну, это вообще аргумент из серии "неисповедимы пути господни", когда богослова ловят на очевидном вранье.
Несерьезно же. Образование - это средство, а не самоцель. Средством для чего было всеобщее среднее образование?
Для пахоты или работы на заводах тех лет - оно не нужно от слова вообще. Только для инженеров, а их много не надо, некуда их много девать было. Это сейчас понятие инженера девальвировалась до "прослушал курс технических дисциплин", а тогда это был человек, способный с нуля поднять проект - таких много не нужно, некуда много таких применить в экономике.

По поводу заявления крупской- чего хотеть после гражданской, опустошившей страну? Выросло поколение людей, которые никогда в школу не ходили за отсутствием самих школ.
Так что, дата выбрана тенденциозно. Нет чтоб взять середину-конец 30-х, когда выросло поколение, не видевшее гражданской, выросшее уже при мирной жизни, при школах, садиках, и т.д.

>Люди ненавидят. И иногда их способность к ненависти другие люди тоннелизируют в нужных направлениях .
Это не секрет.
Мне непонятно другое, зачем ты пытаешься тоннелировать неудовлетворенность текущей жизнью в ненависть к коммунистам?
Можно было бы подумать, что те невероятные друзья, что когда-то там гадили, наконец нашли, как прижать тебе дверью яйца, чтоб говорил нужное, но как-то не стыкуется.. А в чем тогда причина - не понимаю.

>но у РИ из всех проблем критичной оказалась одна:
>пятая колонна .
да, верно.
Но это не коммунисты. Это те, с кем они боролись. Как в годы гражаднской, так и позже, вплоть до тухачевского с его задуманным переворотом ради усаживания на трон троцкого.

>Сведения о катастрофической ситуации с образованием в РИ ложь.
>Большевиков.
то есть, законопроекты самих думцев - это "ложь большевиков"? Как весело.. Опять возникает вопрос мотивов столь явного нежелания придерживаться правды.

>И по усилиям монархии очевидно что цель всеобщей грамотности была бы достигнута
если б ей дали лет сто без войн и потрясений.
А большевики несмотря на две тяжелейшие войны решили эту задачу намного раньше.

>Я весьма рад, что вопрос с " поголовной безграмотностью" и " катастрофический" превратился в вопрос об уровне образования для вас
дети, которых только зимой отпускали, и то не более пары зим (это в сумме выходит где-то порядка 6 месяцев обучения) в лучшем случае могли бы читать по слогам, или бегло - знакомый текст. Типа псалтыря. И то, если в конце учебного года, когда всё свежее в памяти.
Брать вот таких, как сегодня очевидно назовут, неграмотных, и приравнивать это к "среднему образованию" - откровенное манипулирование понятиями.
А даже таких вот полуграмотных, - меньшинство. Основная масса неграмотна вообще.
О каком "всеобщем образовании" может идти речь? О каком уровне образованности при царизме может идти речь?

>А вы молодцы . Начали интересоваться историей, а не пропагандой.
вообще-то вот такое манипулирование понятиями скорее можно назвать пропагандой, только непонятно для чего и по каким мотивам.

>Кщееш говорил про сдвиги в вопросах образования за последние 17 лет царизма. Наглядные. Убедительные. Нарастающие. Что как бы намекает ...
"я намерен жить вечно. Пока всё идет нормально".
Вот не более того намекающие.

>В повестке дня с 1908 года было всеобщее среднее. Занимались уже его организацией к 18-му.
а по документам, приведенным Павлом, речь шла только о начальном, и то - не приняли, потому что слишком дорого. И к чему манипулирование?

>И заслуги большевиков в ликвидации безграмотности нет. Они лишь замедлили этот процесс ,
Напоминает анекдот про митинг у стен бывшего концлагеря, кого мол приглашать. Немцев надо - они строили и организовали. Украинцев надо - они охранниками и расстрельными командами работали. Евреев надо - они сидели. А русских? А ну их к черту - они пришли и испортили всю малину!
Вот примерно и у тебя так же. Большевики решили вопрос, который цари не могли решить столетиями, в считанные десяток-полтора лет, но по твоей логике - только навредили. Круто, чё.
   56.056.0
+
-
edit
 

Iva

аксакал


Bredonosec> дети, которых только зимой отпускали, и то не более пары зим (это в сумме выходит где-то порядка 6 месяцев обучения) в лучшем случае могли бы читать по слогам, или бегло - знакомый текст. Типа псалтыря. И то, если в конце учебного года, когда всё свежее в памяти.

да ладно вам сказки рассказывать.
моя бабушка и ее сестры, сестры деда обучались только в 4 классах обычной сельской школы (ЦПШ). Бабушка 1906 одна из младших. И все нормально могли читать и писать. в 1970х - те, кого я застал - прошло большое время после окончания обучения, не пара месяцев, как вы утверждаете. Это как минимум 3 сестры бабушки и две сестры дедушки.
   61.0.3163.10061.0.3163.100
+
-
edit
 

yacc

старожил
★★★
кщееш> Начал масштабное образование царь. Понимая вызов времени , видимо.
и ранее
кщееш> Ники занимался образованием а Ульянов революциями.

Так вот - МНП появилось в 1802 еще при Александре I когда Ники еще в планах не было.
А развиваться начало с введением земств при Александре II - это тоже боком к Ники.
И в это же время уже создавались проекты всеобщего обучения - это задолго до Ники придумали.
А Ники занимался армией в первую очередь, тупо покупая нужное зарубежом для тех же кораблей.
   
+
-
edit
 
yacc> А Ники занимался ...

Да ну тебя
   53.0.2785.14653.0.2785.146
?? кщееш #02.11.2017 18:55  @Bredonosec#02.11.2017 17:58
+
-
edit
 
Bredonosec> Мне непонятно другое, зачем ты пытаешься тоннелировать неудовлетворенность текущей жизнью в ненависть к коммунистам?
Bredonosec> Можно было бы подумать, что те невероятные друзья, что когда-то там гадили, наконец нашли, как прижать тебе дверью яйца, чтоб говорил нужное, но как-то не стыкуется.. А в чем тогда причина - не понимаю.


Все! Раскрыл ! Сижу с зажатыми яйцами у двери в одной руке и с ноутбуком в другой.



:-))))
   53.0.2785.14653.0.2785.146

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
"В тот период аресты для студентов стали почти такой же обыденностью, как экзамены. (Правда, аресты случались чаще.) За годы обучения каждый из нас хоть раз, да побывал в тюрьме. Некоторых арестовывали многократно, а иным и вовсе сломали жизнь, сослав в Сибирь или на каторгу."

Что это, советская пропаганда? Да нет - воспоминания эмигранта Зворыкина.


Меня задержали только однажды за распространение листовок, призывавших рабочих принимать участие в выборах во Вторую Государственную Думу. Две недели, проведённые в тюрьме, лишь с очень большой натяжкой можно нажать наказанием. Во-первых, подобралась приятная компания (со мной в камере сидело ещё несколько студентов), а во-вторых, нас все считали героями.
 



Штрихи к вопросу. "Всё, как у бабочек".

Когда я учился на втором курсе, ко мне подошёл один из лидеров студенческого движения с просьбой (фактически – распоряжением) помочь его сокурснику Б. с чертежами. Проблема заключалась в следующем: Б. оставалось до выпуска меньше года, но полиция подозревала его в связях с подпольными организациями. Со дня на день ему угрожал арест, и, чтобы его избежать, Б. хотел как можно скорее выехать за границу. Но выехать до выпускных экзаменов означало остаться без диплома, а этого он допустить не мог. Единственный выход – сдать экзамены досрочно, для чего требовалось в короткий срок завершить те чертежи, над которыми выпускники обычно работают в течение всего года. Я согласился помочь и следующие несколько дней практически не отходил от чертёжной доски. (Надо ли говорить, что ни о какой денежной компенсации за мой труд речи, естественно, не шло.) Когда я заканчивал последнее задание, в аудиторию заглянул кто-то из представителей администрации института и попросил подняться в актовый зал на экстренное студенческое собрание. Оказалось, что ректору стало известно о случаях, когда некоторые студенты платили своим нуждающимся сокурсникам, чтобы те выполняли за них чертежи. Ректор назвал эту практику порочной и недопустимой и попросил студентов высказать своё отношение поданному вопросу. К моему немалому удивлению, первым на трибуну поднялся Б. Он разразился пламенной и гневной тирадой, клеймя безнравственных «детей богатеев», которые только и умеют, что «выезжать на чужом горбу». Меня возмутили не слова, а то, что их с такой страстью произносил человек, который не просто сам собирался «выехать на чужом горбу», но ещё и бесплатно.

Но дело оказалось ещё серьёзнее. Проекты, которые Б. выдавал за свои и которые я с такой тщательностью копировал, на самом деле были сделаны другим человеком. Я заподозрил это, вернувшись в аудиторию после собрания и повнимательней присмотревшись к последнему чертежу. Фамилия настоящего автора была тщательно затёрта резинкой, а поверх неё поставлена подпись Б. Тут я вспомнил, что ещё в прошлом году был слух о том, что некоторые старшекурсники за небольшую плату покупают в институтском архиве дипломные работы выпускников прошлых лет, слегка изменяют параметры, нанимают нуждающихся студентов перечертить чертежи и так выдерживают экзамен. Осознав, что являюсь невольным участником бесстыдного мошенничества, я пришёл в ярость и решил поставить в известность администрацию. Друзья, с которыми я предварительно посоветовался, единодушно меня поддержали. Очевидно, мой рапорт был далеко не первым, ибо уже на другой день архив опечатали, а служащего, который приторговывал старыми дипломами, рассчитали. Как и следовало ожидать, мой поступок вызвал бурю негодования у части студентов. Доходило до оскорблений и даже драк. Но большинство всё-таки меня поддержало, согласившись, что любой порядочный человек на моём месте поступил бы так же. А Б. так за границу и не уехал. В мае он выпустился вместе со всем потоком и в последующие годы служил на крупном сталелитейном заводе в Петербурге. Говорят, рабочие его не любили. Видимо, он и там «выезжал на чужом горбу».
 
   51.051.0
DE Vyacheslav. #05.11.2019 13:39  @Fakir#05.11.2019 13:28
+
+1
-
edit
 

Vyacheslav.
viatcheslav_

аксакал
★☆
Fakir> Да нет - воспоминания эмигранта Зворыкина.

Ну че, достойно скрепы несём. Никакой режим нас не способен сломить! :(
   

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
Томский университет открыли, говорят, на три года позже, чем могли бы (по воспоминаниям Бурденко).
Прикреплённые файлы:
 
   51.051.0
DE Fakir #05.11.2019 14:08  @Vyacheslav.#05.11.2019 13:39
+
-
edit
 

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
Vyacheslav.> Ну че, достойно скрепы несём. Никакой режим нас не способен сломить! :(

Скрепы должны быть скрипучими!
   51.051.0
+
-
edit
 

Iva

аксакал


Bredonosec> Для пахоты или работы на заводах тех лет - оно не нужно от слова вообще.

это у вас от глубоко непонимания.
для заводов - оно необходимо. У грамотный рабочий благодаря развитию мозга сделает много того, что неграмотный не сможет.

И для пахоты - тоже на самом деле, хотя бы про многополье прочитать. Но тут еще можно спорить.

В целом быстрое развитие протестантских стран связано именно с высоким уровнем грамотности населения, которое в этих странах стало целью с самого начала, с 16 века.

И я тут давал ссылку на исследование, что нынешние уровни ВВП стран коррелируют с уровнем грамотности населения не помню в каком году 1700 или 1800.
   78.0.3904.8778.0.3904.87

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
Доля неграмотных по губерниям на 1883.
Прикреплённые файлы:
 
   51.051.0
+
+1
-
edit
 
Bredonosec>> Для пахоты или работы на заводах тех лет - оно не нужно от слова вообще.
Iva> это у вас от глубоко непонимания.
Iva> для заводов - оно необходимо. У грамотный рабочий благодаря развитию мозга сделает много того, что неграмотный не сможет.
нет, это от вашего вранья.
Все моменты, где надо было что-то решать и работать мозгом, решал инженер.
Делать какие-то носоковыряния, что мол тогда тоже были станки с ЧПУ или что-то еще, и потому-де рабочим быол нужно высшее образование и из этого следует, что при царе оно было" - это настолько бредовая ложь, что никто кроме вас сюда и припереть её не смог бы.

Iva> И для пахоты - тоже на самом деле, хотя бы про многополье прочитать.
вы еще и агрономом себя возомнили ))

Iva> В целом быстрое развитие протестантских стран связано
строго по методичке (зевает)

Iva> И я тут давал ссылку на исследование, что нынешние уровни ВВП стран коррелируют с уровнем грамотности населения не помню в каком году 1700 или 1800.
А еще с нарушениями месячного цикла танцовщиц мулен-руж. И численным выражением спорадичности полета бабочки-капустницы.
Вы не тому человеку врать пытаетесь :) Я со статистикой работал :)
   68.068.0
+
+1
-
edit
 

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
В XVIII–XIX веках существенная часть крестьян не читала по-русски, но могла читать Часослов и Псалтырь. А крестьянских детей обучали грамоте по Часослову и Псалтыри.

Для нас понимать — это быть в состоянии пересказать своими словами. В эпоху Средневековья обучение — это в первую очередь заучивание наизусть текстов Часослова и Псалтыри (тексты, на основе которых в значительной степени составлена церковная служба). Человек, знающий эти тексты наизусть, воспринимает богослужебные тексты как что-то свое, родное, узнаваемое. Но не факт, что он сможет пересказать это своими словами. Это то же самое, когда человек знает английский язык плохо, но знает наизусть тексты рок-группы."

Для XIX века для крестьян оставалась та же ситуация, как и в Средневековье. Тексты заучивались наизусть, но едва ли могли быть переведены на разговорный язык.

Обычно начиналось обучение с букваря, и учили читать по складам, то есть сначала буквы назывались по именам, потом читался целый слог, а потом все слово: «буки-аз — ба»; «буки-людие-аз — бла». Слово «блаженъ» в процессе обучения читалось так: «буки-люди-аз — бла», «живете-есть-наш-ер — блаженъ». Потом человек переходил к Часослову, который включает существенную часть вечернего богослужения. При этом выучить книгу — значит именно выучить ее наизусть и быть в состоянии рассказать.
 
   51.051.0

Iva

аксакал


Fakir> https://diddlybop.ru/wp-content/uploads/2015/10/27-obrazovanie.jpg
Fakir> https://politikus.ru/uploads/posts/2015-11/1446564910_13.jpg

Читая Мигулина Настоящее и будущее наших финансов, натолкнулся на такую информацию - около половины бюджета Синода - расходы на Церковно-приходские школы. В 1905 году.

страницу не дам, так как читал около месяца назад во время бана.
   90.0.4430.8590.0.4430.85

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
На 1905 государственный расходы на Министерство народного просвещения 43 млн., на всё Ведомство синода - 29 млн. Т.е. на ЦПШ не более 15 млн.
   51.051.0
LT Bredonosec #27.04.2021 00:21
+
+1
-
edit
 
доля грамотных (именно в понятии "заучил псалтырь наизусть, но не понимаю,что там") по губерниям

Процент грамотных в Российской Империи, 1897 год

Топ-7 губерний по уровню грамотности:

1. Финляндская ~ 90%
2. Эстляндская (Эстония) – 78%
3. Лифляндская (Эстония и Латвия) – 78%
4. Курляндская (Латвия) – 71%
5. Петербургская – 55%
6. Ковенская (Литва) – 42%
7. Московская – 40%

Общая грамотность в стране (без Финляндии) – 21,1%.
 
Прикреплённые файлы:
XNDdQ2D8PfY.jpg (скачать) [662x1080, 365 кБ]
 
 
   87.087.0
EE Bornholmer #27.04.2021 07:27  @Bredonosec#27.04.2021 00:21
+
-
edit
 

Bornholmer

аксакал
★★
Bredonosec> в понятии "заучил псалтырь наизусть, но не понимаю,что там"

Во-во. Как сейчас деточки в четвертых, даже шестых классах. Буквы знает, звуки из текста исторгнуть может, но понять смысл не в состоянии, равно как и пересказать или выполнить инструкцию. Вплоть до нехватки запаса слов. Если фраза дана в официальном стиле - уже не понимает. Уж про грамотно, внятно и последовательно написать - речь не идет. Но - "грамотен", плюс в статистику. Так было и тогда.
   87.0.4280.14187.0.4280.141
LT Bredonosec #27.04.2021 07:50  @Bornholmer#27.04.2021 07:27
+
-
edit
 
Bredonosec>> в понятии "заучил псалтырь наизусть, но не понимаю,что там"
Bornholmer> Во-во. Как сейчас деточки в четвертых, даже шестых классах.
Нет.
Отдельно тупые были и есть всегда.
Сравнивать самых тупых тут с самыми умными там - это лить воду на мельницу всяких лживых ив.
Заучивание следует понимать буквально, а не в переносном смысле.
   51.0.2704.10651.0.2704.106
EE Bornholmer #27.04.2021 08:07  @Bredonosec#27.04.2021 07:50
+
-
edit
 

Bornholmer

аксакал
★★
Bredonosec> Заучивание следует понимать буквально, а не в переносном смысле.

Я к тому, что запись "грамотен" тогда (и сейчас) не всегда означала действительно умеющего читать и писать.

У меня прабабка была 1905 года рождения, как раз в Кровавое воскресенье. В начальную школу ходила еще при РИ, причем она уже городская, в Павловске жили. Считалась грамотной, но читала по слогам и писала с трудом.
   87.0.4280.14187.0.4280.141
LT Bredonosec #27.04.2021 08:10  @Bornholmer#27.04.2021 08:07
+
-
edit
 
Bornholmer> Я к тому, что запись "грамотен" и тогда, и сейчас не всегда означала действительно умеющего читать и писать.
А я к тому, повторюсь, что нельзя приравнивать образование по уровню самых тупых сейчас к самым умным тогда и делать выводы о равности.
   51.0.2704.10651.0.2704.106
EE Bornholmer #27.04.2021 08:16  @Bredonosec#27.04.2021 08:10
+
+1
-
edit
 

Bornholmer

аксакал
★★
Bredonosec> А я к тому, повторюсь, что нельзя приравнивать образование по уровню самых тупых сейчас к самым умным тогда и делать выводы о равности.

Я и не сравниваю.

Я и говорю: 55% "грамотных" в Петербургской губернии не означает, что там было 55% действительно умеющих читать и писать.
   87.0.4280.14187.0.4280.141
RU tramp_ #18.05.2021 13:06  @Bornholmer#27.04.2021 08:07
+
-
edit
 

tramp_

дёгтевозик
★★
Bredonosec>> Заучивание следует понимать буквально, а не в переносном смысле.
Bornholmer> Я к тому, что запись "грамотен" тогда (и сейчас) не всегда означала действительно умеющего читать и писать.

Функциональная неграмотность — Википедия

Функциона́льная негра́мотность — неспособность человека читать и писать на уровне, необходимом для выполнения простейших общественных задач; в частности, это выражается в неумении читать и применять инструкции, в неумении находить нужную в деятельности информацию. Понятие появилось в 90-е годы XX века. По мнению Татьяны Дмитриевны Жуковой, президента Ассоциации школьных библиотек России, именно функциональная неграмотность является причиной многих техногенных катастроф. Функционально неграмотным (малограмотным) считается лицо, в значительной мере не утратившее навыки чтения и письма, но неспособное к восприятию короткого и несложного текста, не имеющего отношения к повседневной жизни. //  Дальше — ru.wikipedia.org
 
   49.0.2623.11249.0.2623.112

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆

Кассо, Лев Аристидович — Википедия

Лев Аристи́дович Кассо́ (1865, Париж — 1914, Петроград) — российский юрист. Министр народного просвещения Российской империи. Известен по Делу Кассо. Родился, по разным сведениям 6 (18) июня 1865 или 8 (20) июня 1865 в Париже, в семье потомственного дворянина и крупного помещика Бессарабской губернии Аристида Степановича Кассо (1838—1920) и его жены Александры Спиридоновны. При рождении записан в книгу регистраций парижской мэрии как Леон Виктóр Константен Кассо́ (Léon Victor Constantin Casso). Благополучное материальное положение семьи позволило Льву Кассо учиться в парижском Лицее Кондорсе и затем, в 1883—1885 годах, в парижской Школе права (Ecole de droit), где он получил диплом бакалавра. //  Дальше — ru.wikipedia.org
 
Министр народного просвещения (1910—1914)

С 25 сентября (8 октября) 1910 года — управляющий Министерством народного просвещения, с 2 (15) февраля 1911 года — министр в кабинетах П. А. Столыпина, В. Н. Коковцова и И. Л. Горемыкина. Находился на посту министра до самой смерти 26 ноября (9 декабря) 1914 года. С 1911 года — в чине тайного советника.

Будучи убежденным сторонником консервативной, охранительной политики в образовательной сфере, быстро вступил в конфликт с либеральными общественными деятелями. Период министерства Кассо характеризуется реакционными действиями, призванными ограничить либеральные уступки, сделанные в годы революции 1905—1907 годов.

Политика в области среднего образования

При Кассо проводилась в жизнь программа реформирования среднего образования, сводившаяся в целом к усилению государственного контроля над учебными заведениями. Основными мероприятиями этой программы стали следующие:

Изданы подробные программы для средних учебных заведений. Ряд современников полагал, что тем самым серьёзно ограничивалась творческая инициатива учителей. Отдельно были введены некоторые ограничения в преподавании общественно-научных дисциплин. К примеру, в преподавании истории было предписано «особенно отмечать роль и значение отдельных выдающихся личностей, не уклоняясь в сторону исторических гипотез и теорий или шатких и научно не оправданных обобщений, например, в области социально-экономической».
Изданы «Правила о внешкольном надзоре за учениками среднеучебных заведений», в которых школьникам запрещалось находиться на улице после 22 часов летом и после 20 часов зимой, требовалось ношение ими вне школы официально установленной формы одежды.
Установлен высокий — 2/3 от всех родителей — кворум для собраний, избиравших родительские комитеты, что привело к прекращению деятельности многих таких органов.

Предметом критики оппонентов стало также перераспределение бюджета образования в пользу средних и начальных учебных заведений в ущерб высшим.
 

Дело Кассо — Википедия

Де́ло Кассо́ — увольнение в 1911 году большой группы либерально настроенных университетских профессоров Московского университета в результате политики министра народного просвещения Л. А. Кассо. В январе 1911 года вышел циркуляр министра просвещения Л. А. Кассо «О временном недопущении публичных и частных студенческих заведений». Циркуляр запрещал проведение собраний в университете, вменял в обязанность ректорам препятствовать проникновению в университет посторонних лиц и сообщать в полицию о предполагаемых сходках; на градоначальника возлагалась обязанность закрытия университета с помощью полиции в случае волнений. //  Дальше — ru.wikipedia.org
 
...Решение Кассо вызвало бурю негодования среди профессоров Московского университета, воспринявших его не только как оскорбление своих коллег, но и авторитета Совета и всего университета. 3 (16) февраля 1911 года подали прошение об отставке университетские профессора В. И. Вернадский, Н. А. Умов, В. А. Хвостов, С. А. Чаплыгин ... Н. К. Кольцов, ...
П. И. Новгородцев и С. Н. Булгаков подали прошение на другой день (там же, 5 февраля). В последующие дни в отставку подали профессора К. А. Тимирязев, П. Н. Лебедев (после отставки ими было основано Московское физическое общество[3]), М. М. Новиков, В. П. Сербский, П. П. Лазарев, ...
 


Парадоксально, что действия юриста Кассо на посту министра зачастую нарушали действующее законодательство, в частности, Временное положение об университетах 1905 года. В 1912 году Совет Санкт-Петербургского университета возбудил в Сенате дело против действий Л. А. Кассо и хотя Сенат поддержал министра, это был вероятно первый случай в российской истории, когда подведомственное учреждение оспаривало в судебном порядке решение главы ведомства.[1].
 

КАССО • Большая российская энциклопедия - электронная версия

КАССО, Большая российская энциклопедия - электронная версия //  bigenc.ru
 
Счи­тая, что в рос. выс­ших учеб­ных за­ве­де­ни­ях от­сут­ст­ву­ет «на­уч­ная ат­мо­сфе­ра», и бу­ду­чи по­это­му убе­ж­дён в не­об­хо­ди­мо­сти скон­цен­три­ро­вать под­го­тов­ку «про­фес­сор­ских сти­пен­диа­тов» в зап.-ев­роп. на­уч. цен­трах, К. ини­ции­ро­вал соз­да­ние в Па­ри­же, Бер­ли­не, Тю­бин­ге­не и Кар­лс­руэ кур­сов по под­го­тов­ке про­фес­со­ров для рос. уни­вер­си­те­тов (1912). По пред­ло­же­нию К. впер­вые в Рос­сии в Том­ском ун-те за­ко­но­да­тель­но вве­де­но со­вме­ст­ное обу­че­ние муж­чин и жен­щин: в 1913 вре­мен­но раз­ре­шён при­ём на сво­бод­ные ва­кан­сии мед. ф-та «си­би­ря­чек» хри­сти­ан­ско­го ве­ро­ис­по­ве­да­ния.
 


В 1912 К. рас­про­стра­нил на учи­тель­ниц сред­них учеб­ных за­ве­де­ний пра­во, ко­то­рым ра­нее об­ла­да­ли учи­те­ля-муж­чи­ны, на бес­плат­ное обу­че­ние их сы­но­вей в муж­ских гим­на­зи­ях и про­гим­на­зи­ях. К. про­дол­жил рас­ши­ре­ние се­ти сред­них об­ще­об­ра­зо­ват. учеб­ных за­ве­де­ний, а так­же ра­бо­ту по вве­де­нию в Рос­сии все­об­ще­го на­чаль­но­го обу­че­ния: к кон. 1913 Мин-во нар. про­све­ще­ния всту­пи­ло в со­гла­ше­ние о вы­пла­те спец. суб­си­дий на эти це­ли с боль­шин­ст­вом уезд­ных земств (398 из 440). С 1912 К. ру­ко­во­дил ор­га­ни­за­ци­ей выс­ших на­чаль­ных учи­лищ. По его ини­циа­ти­ве с 1913 вво­ди­лись пе­рио­дич. при­бав­ки (в за­ви­си­мо­сти от служ­бы) к жа­ло­ва­нью учи­те­лей на­чаль­ных учи­лищ, в т. ч. зем­ских.
 



Что-то в жёсткие минуса, что-то и в плюс можно зачесть. Но в целом ситуация с ним и его политикой не очень понятная.

Чего я про него вспомнил. В позднеперестроечном сборнике рассказов Аверченко в примечаниях указывалось что вступление Кассо на пост было ознаменовано выпуском циркуляров, которыми предписывалось запретить преподавание ряда дисциплин, изъять из курсов и библиотек таких авторов как Геродот, Цицерон, Тит Ливий, Овидий и др.
Смотрится полным разрывом шаблона для поклонников "классического образования, угробленного при СССР"(ТМ). И вообще, мягко говоря, удивительно. С другой стороны - источник не из числа авторитетных, а других упоминаний о таком запрете классических авторов навскидку найти не удалось. В художественной литературе из жизни гимназистов вроде тоже таких упоминаний не встречалось. С третьей стороны - всякое могло быть, и полное описание деятельности Кассо на министерском посту найти не так просто.
   56.056.0
1 2 3 4 5 6 7 8

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru