Традиционно два раза в год мы публикуем обзоры книжного рынка. Однако в этот раз предлагаем вниманию читателей не полугодовой обзор, а критическое эссе петербургского теоретика фантастики Сергея Переслегина. Поэтому вы, возможно, не найдете в статье ожидаемых имен; автор не ставил перед собой цель оценить все литературные события последних лет. Это попытка анализа нынешнего состояния российской НФ, отсюда и примеры, которые показались ему наиболее характерными.
— Ладно, к концу недели я сделаю статью о кризисе французского кино.
// Дальше — mirror3.ru.indbooks.in
Под сиквелами будем понимать продолжения (прямые или косвенные) удачных текстов, некогда созданных автором и завоевавших признание. Это опасный жанр, так как не вполне удачным продолжением нетрудно перечеркнуть уже проделанную работу. Но если писатель уверен в себе, он может рискнуть пойти не вглубь, а вширь, создавая качественные зависимые тексты, обреченные на популярность. При этом можно даже вставлять в произведение новые мысли, поскольку в данном случае «входное информационное сопротивление» читателя заведомо снижено. То есть, рисуя сиквелы, можно зарабатывать, доставлять удовольствие читателю и прибыль издателю, можно даже ставить перед собой сверхзадачу учительства. Нельзя только идти вперед в своем творчестве. Сиквел — всегда повторение пройденного, а не сотворение нового. Подчеркну, публика активно требует таких продолжений. В результате на писателя оказывают давление, едва ли преодолимое. И М.Успенский, например, создает второй и третий тома приключений Жихаря. И «Время Оно», и тем более «Кого за смертью посылать» — прекрасные книги, грустные и смешные, умные и интересные. Но ни одна из них не содержит ничего принципиально нового по сравнению с первоначальной версией («Там, где нас нет»). И волей-неволей встает вопрос, какой Книги М.Успенского мы лишились, получив взамен эти продолжения.
Если бы А. и Б.Стругацкие поддались давлению, мы имели бы сейчас десять — пятнадцать интереснейших версий новых приключений Алексея Быкова, Леонида Горбовского и Максима Каммерера. Ценой «03», «Поиска предназначения», «Града обреченного».
- с позиции прошедшего с момента написания оной реценции времени, ИМХО, совершенно неочевидно - что было бы ценнее. Так, от "Поиска..." я бы отказался легко, от "ОЗ" - теперь становится ясно, что тоже. Насчёт "Града.." не уверен, но со временем - как знать, как знать.
Просто ряд вещей кажется теперь таким сиюминутным и банальным... в отличие от всё более тянущих на нетленку некоторых "полуденных" вещей. И в некотором смысле даже "Страна багровых туч" иногда может показаться более "вневременной", чем "ОЗ".
Ну а в ключевом своём посыле он, конечно, ошибается. В том плане, что с сиквелами "Нельзя только идти вперед в своем творчестве." Контпример создан Рыбаковым-Алимовым, которые в виде Хольма ван Зайчика дотопали так далеко, что после "Дела непогашенной луны" поняли, что дальше просто невозможно.