wert> Если сравнить с другими военными фильмами последних лет, то это похуже "Брестской крепости", но получше "Сталинграда".
wert>
Еще одна рецензия с примерно тем же выводом
Битва за Севастополь: а о чем кино?
Перед походом в кинотеатр прочитал как положительные, так и разгромные отзывы. Причем и то, и другое писали люди, к кому я прислушиваюсь. Поэтому пришлось сходить самому и составить собственное впечатление.
Самое главное впечатление – фильм не цепляет. Вообще. Во время его просмотра ни разу не подступил комок к горлу, ни разу не навернулись слезы, ни разу не сжались кулаки, ни разу не стало больно.
Уже поэтому сравнивать его с лучшими советскими фильмами невозможно. И с Брестской крепостью тоже. Это как Божий дар с яичницей.
Но справедливости ради, и ощущения «что за бред и чушь здесь показывают» – тоже не было. Поэтому, наверное, это существенно лучше чем бондарчуковщина и михалковщина.
Достоинства фильма, на мой взгляд, ограничиваются тремя пунктами:
Нет рефлексии и соплежуйства по отношению к врагу. Немец – это враг, его надо убивать всегда и везде. Эпизоды, когда Павличенко добивает раненого немца, ползущего из воронки, и когда они без всяких сантиментов расстреливают празднующих рождество немцев, очень хороши. При этом эпизод с перевязкой в воронке – как раз исключение, подтверждающее правило.
Ответственное отношение к вооружению, форме, тактическим приемам. Приятно посмотреть. Даже нарукавные знаки у комсостава в 1937 г. и в 1941 г. соответствуют. А полубочка ишачка в воздушном бое с мессерами – вообще красиво-красиво.
Нет кровавых особистов, дебильных политруков, и вообще тема 1937 года и репрессий отсутствует. А на стенах много портретов Сталина, что вполне соответствует эпохе.
Но при этом характеры практически всех героев – какие-то поверхностные, непроработанные и поэтому не сыгранные, включая и саму Людмилу Павличенко. Нечему сопереживать. Единственным исключением, единственным героем с проработанным характером, человеческим, во многом противоречивым является врач Борис Чопак. И неудивительно, что только он вызывает какие-то эмоции. Еще майор на курсах снайперов, но его роль не очень велика.
Очень портит фильм концовка, где от имени Элеоноры Рузвельт рассказывается о трагедии обороны Севастополя и его защитников. Пожалуй, эта концовка перечеркивает целиком всю невеликую патриотическую ценность фильма. Факты излагаются формально правильные, но решающее значение имеет – в каком тоне это делается, с каким подтекстом, с каким видеорядом и главное – кем.
Многое из того, что ставили фильму в упрек, его не портит на мой взгляд (ну, или почти не портит):
Любовная линия. На мой взгляд, показана корректно и без всякой пошлости. Объем мне не показался чрезмерным.
Американская тема. Во-первых, приезд Людмилы Павличенко в США был действительно большим событием, и в первую очередь для самих США. Во-вторых, в 1942 г. СССР и США были союзниками, и отношение друг к другу было довольно доброжелательным и на правительственном уровне, и на уровне людей. Поэтому нелепым выглядит образ истеричного партработника, он явно взят из эпохи холодной войны. При Сталине таких не держали и уж точно с ответственными миссиями не посылали.
Нелепыми выглядят и вопросы журналистов про тюрьмы и репрессии. Можно напомнить, что процессы 1937 г. были открытыми, освещались в том числе и американской печатью и американскими дипломатами, включая посла США в СССР, освещались объективно и корректно. Советское правительство и партию никому в США даже в голову не приходило обвинять в «войне со своим народом».
Явно перемудрили и с Элеонорой Рузвельт: то она использует Павличенко в качестве инструмента для своих политических целей, то типа «хочет подружиться» (что наивно, потому что у политиков такого уровня друзей нет). Здесь хочется повторить присказку про крестик и трусы.
Американская тема – косячная и хаотичная по смысловому содержанию, но говорить, что она портит весь фильм, я бы не стал (вот концовка – сильно портит).
Война показана реалистично, с грязью, кровью, страхом, смертью. Но в «Горячем снеге», «Они сражались за Родину» и многих других фильмах тоже много грязи, крови, смерти. А фильмы – совсем-совсем другие.
Я не жалею потраченных денег, но так и не понял, о чем и зачем снята «Битва за Севастополь».
Похоже если брать средневзвешенные мнения - фильм середнячок, не шлак и один раз посмотреть можно. А по нашим реалиям и такой рак - рыба.
