Начало
Надо все-таки разобраться с курватурами (искривлениями) Парфенона.
Тема интересная, да и к искусству отношение имеет.
Сейчас по поводу Парфенона уйма придурков в интернете всякой чуши понаписала.
Я буду пользоваться этим источником:
Всеобщая история архитектуры. Том II
Строительство нового храма Афины — Парфенона — начато в 447 году до н. э. Дата эта устанавливается по фрагментам отчета строительной комиссии за 432 год. Уже через 9 лет стройка в основном была закончена, и при праздновании Панафиней в 438 году до н. э. состоялось освящение храма.
Курватуры Парфенона были впервые замечены при обмерах в тридцатых годах прошлого столетия [XIX в. E.V.]и на несколько лет позднее подвергнуты детальному исследованию и описаны Пенрозом. Вслед за Витрувием Пенроз считал курватуры средством борьбы с оптическими искажениями и иллюзиями.
Громко сказано.
Архитектор Витрувий родился в Италии спустя 358 лет после постройки Парфенона и за 1927 лет до исследования Пенроза и, поговаривают, самого Парфенона никогда не видел.
Ищем, кто такой Пенроз.
(Цитаты и рисунок из книги
Крис Фрит "Мозг и душа.Как нервная деятельность формирует наш внутренний мир.")
53 В 1846 году Общество дилетантов (Society of Dilettanti) направило Фрэнсиса Пенроуза в Грецию, чтобы измерить Парфенон и проверить теорию Джона [на самом деле - Джеймса] Пеннеторна о том, что в зданиях времен расцвета древнегреческой архитектуры линии, которые кажутся прямыми и параллельными, обычно изогнуты или расположены под углом, потому что только так можно добиться оптического эффекта прямой линии. Сразу же по возвращении в Англию в 1847 году Пенроуз опубликовал первый результат своего исследования – статью, озаглавленную “Аномалии в конструкции Парфенона”, в которой он показал, что линии стилобата Парфенона дуговидно изогнуты. – Примеч. авт. (В древнегреческих храмах стилобат – верхняя поверхность ступенчатого основания, на котором стоит колоннада. – Примеч. перев.)
[quote][i]... Я не могу заставить себя увидеть линии в иллюзии Геринга прямыми. “Поправки” в пропорциях Парфенона по прежнему работают, по истечении двух с лишним тысяч лет.Рис. 2.7. Совершенство облика Парфенона – результат оптического обмана
Схемы, основанные на выводах Джона Пеннеторна (Pennethorne, 1844);
отклонения сильно преувеличены.
Фрит, очевидно, искал примеры различных оптических иллюзий; и, до-кучи, добавил "иллюзии" из теории Пеннеторна. Иллюзия Геринга - факт, а исправление иллюзий в Парфеноне - только теория Пеннеторна (нелепая, причем).
В среднем рисунке голимое вранье. Мы знаем, что две центральные колонны имеют наклон к углам, а четыре колонны, между крайними и центральными, наклона не имеют.
Нижний рисунок. С какого бодуна этот Пеннеторн взял, что без курватур Парфенон выглядел бы именно так?
Да у нас главный портик Большого театра фактически копия Парфенона и построен без всяких курватур. Разве он так выглядит?
В любом случае, обратим внимание, что
ни о каком исправлении перспективных искажений у Пеннеторна речи нет.