Iva>> отдали 730? млн.
VAS63> 48 млн.
По условиям договора, оплачивать надо было только оставшееся в СССР после войны ленд-лизовское имущество, которое было пригодно в гражданских целях. По американским выкладкам с учетом амортизации и утерь получилась цифра в 2.6 миллиардов долларов. Советские специалисты "Внешторга" пришли к схожему мнению: "Остатки ленд-лизовских товаров, оказавшиеся не использованными в СССР на 2 сентября 1945 г., оцениваются нами в 2855 млн долл., в том числе предметы гражданских поставок — на сумму 1279 млн долл., и предметы военных поставок — на сумму 1576 млн долларов". Это при общем объеме поставок в 10.2 миллиарда долларов плюс 700 миллионов долларов в виде оказанных услуг (доставка и хранение грузов, ремонт советских судов, и т.п.) по американским данным или 9.2 миллиарда долларов поставленных товаров (плюс 0.3 миллиарда потерянных в пути) по советским данным. Обратный ленд-лиз из СССР в США можно не учитывать в виду его малых объемов (~2 миллионов).
После войны первоначально США предложили оплатить 1.3 миллиарда. По мнению советского правительства, расчёт должен был вестись не в соответствии с реальной задолженностью, а пропорций при определении долга по ленд-лизу между США и Великобританией, так что СССР предложил отдать 170 миллионов. В ходе переговоров США два раза понизили планку сначала до 1 миллиарда, а в 1951 году и до 800 миллионов долларов; в то же время советское правительство увеличило свое предложение до 200, 240, и наконец до 300 миллионов долларов в том же 1951 году. На этой стадии переговоры застопорились на следующие двадцать лет.
В 1972 году между двумя странами было заключено "Соглашение между Правительством СССР и Правительством Соединённых Штатов Америки о торговле". В рамках оного был наконец-то урегулирован и вопрос по ленд-лизу, см. Department of State Bulletin LXVII, p.603. К июлю 1973 года советской стороной было осуществлено три платежа на общую сумму 48 миллионов, после чего выплаты были прекращены в связи со вводом американской стороной дискриминационных мер в торговле с СССР (поправка Джексона — Вэника).
В 1990 было заключено новое соглашение относительно оплаты остатка долга по ленд-лизу. Советская сторона взяла на себя обязательство выплатить 674 миллиона долларов до 2030 года, но на деле долг к текущему времени уже выплачен. Общие выплаты, с учетом инфляции, составили около одного процента от стоимости советского ленд-лиза.
Конструктор> Я ссылку поправил. Этот довод-чушь собачья, см. пример Т-28, который вполне себе выпускался в 193хх лохматых годах.
Довод взят из Свирина, все претензии к нему. Цитата:
Увеличению производительности [на заводе №183] помогли как модернизация конвейера и введение новых сварочных автоматов, так и в немалой степени электрогайковерты, электроотвертки, пневмомашинки снятия заусенцев и зачистки поверхностей и прочий инструмент, полученный по ленд-лизу. Для изготовления механизмов КПП и бортредукторов были получены многорезцовые агрегатные станки и автоматы "Рид", "Фэй", "МТ-30" и "Шпилей". Кроме того, для производства деталей танков в 1943 г. были приспособлены импортные многошпиндельные станки "Буллард" и "Нью бриттен", ранее никогда не применявшиеся в танкостроении. Как бы то ни было, но 5-скоростные КПП, которые прежде завод получал по кооперации с ЧКЗ, теперь выходили из рук рабочих "Вагонки" и качество их вполне соответствовало требованиям заказчика. Все эти меры позволили ликвидировать на заводе второй конвейер, спешно возведенный в мае 1942 г., а на освободившейся площади начать подготовку башенного производства для Т-34-85, которое планировалось начать со 2-го квартала 1944 г. Пока же обработку зубчатого венца башни диаметром вести было нечем. Имеющийся карусельный станок не мог оперировать с деталями диаметром более 1500 мм.
Из предприятий НКТП такие станки имелись лишь на УЗТМ и заводе № 112. Но поскольку "Уралмашзавод" был загружен программой выпуска танка ИС, надеяться на него в плане выпуска Т-34 не приходилось. Новые карусельные станки были заказаны в Великобритании (фирма "Лоудон") и США ("Лодж"), но их прибытие ожидалось только в январе-феврале 1944 г. Таким образом, первым предприятием, которое должно было осваивать Т-34-85, стал горьковский завод № 112.
По поставкам промышленного и машинного оборудования по ленд-лизу см.
Report on War Aid Furnished by United States to the USSR, стр. 16-17 и 22-24.
Amoralez> "Ли/Грант", "Стюарт" - представляли из себя отличную мишень.
В Африке M3 себя хорошо показали против Pz IV, особенно когда последние были вооружены 5 cm KwK 38 L/42. Их первое появление в битве под Газалой стало крайне неприятным сюрпризом для Роммеля, и вызвало значительные потери немецких танков (Rommel Papers, стр. 206 и далее).
Iva> для этого не было торгового тоннажа, Германию защищали ребята Деница.
Мало людей осознает сложность военной логистики. Скажем, вплоть до 1944 не хватало десантных средств для требуемых объемов высадки во Франции. См.
Global Logistics and Strategy, 1943-1945
Bornholmer> На "Эдинбурге" золото было реальное или виртуальное?
Золото шло англичанам за невоенные поставки, военные английские поставки шли в счет ленд-лиза (см. Report on Fulfilment of the Moscow Protocol October 1941-June 1942, подготовленный 17 сентября 1942 года Энтони Иденом). Статистика поставок золота в Англию:
Общая стоимость поставок в районе 150 миллионов тех долларов.
O.O.> Х.з,ленд лизовские поставки разве дошли к началу битвы за Москву?
Данные по поставкам в октябре-декабре 1941:
Поставки в СССР из Англии и США. Октябрь-декабрь 1941 г. - Архивное...
В частности, по данным английской военной миссии к 9 декабря 1941 года в боях за Москву приняло участие 90 поставленных из Англии танков (Hill 2009). Советское производство Т-34 в последние три месяца 1941 было 185, 253, и 327 танков (оттуда же).