israel, самонадеятельная трактовка сыграла с автором, "исследующим" икону злую шутку, представив их в глазах людей, хоть чуть-чуть разбирающихся (и понимающих) в русской иконописи, полными идиотами. Все дело в том, что на иконах, как и на летописных иллюстрациях, во-первых ОДНОВРЕМЕННО могли показываться несколько событий. Многие русские иконы надо рассматривать вполне определенным образом. Они могут показывать динамику происходящих событий, т.е. в одной части (например левой) иконы изображен город из которого выходят войска (это один момент времени), а, например в центре, может быть изображена битва, в которой сражаются воины, изображенные в левой части (это совершенно другой момент времени), т.е. разные части одного и того же изображения, являясь причинно-следственно связанными, описывают совершенно разные моменты времени. Во-вторых, что касается пушек и знамен, то в XVII веке пушки были обычным явлением - вот они и попали на икону. С точки зрения иконописи, если написать икону на тему "Мамаева побоища", где за плечами противоборствующих сторон будут АК, танки и БМП а в воздухе летать самолеты - то тоже будет все правильно - не важно во что одеты и как одеты войска, суть только в том, что это войска, всем понятный символ воинства. В-третьих то, что с обоих сторон изображены похожие знамена - это символ воинской власти. По традиции великокняжеский (царский) стяг представлял собой хоругвь с изображением Нерукотворного Спаса. Русское воинство в комментариях не нуждалось, т.б. было известно, что Дмитрий Иванович, надев броню простого ратника бился рядом с простыми воинами, а не стоял под великокняжеским стягом. Вот рядом с ним стяга и нет - они на заднем плане. Мамай же, как глава вражьего войска подобным стягом выделен - вот он, "Ордынский Царь". Символически все изображено верно.
Тоже самое и с летописными иллюстрациями. Русская традиция очень условна. Все действующие лица на иллюстрациях выполнены в одной манере - и русские и татары, зачастую и европейцы.
Да и европейская живопись. Возьмем иконы и картины середины средневековья на библейские сюжеты - все одеты так, как в те времена в принципе не могли быть одеты. Или как изображали героев эпоса Гомера - в рыцарских латах... Что-то более-менее достоверное начало появляться только в эпоху Возрождения. А как изображали в XV веке крестоносцев? В доспехах XV века, хотя были ведь статуи времен Крестовых походов...
Вот всего этого то некоторые "исследователи" и понять не могут.