Полл> Для неучей объясняю: на Англию приходилось не более 10% российского экспорта пшеницы.
у меня в Екселе записаны цифры экспорта зерновых в 1806-1815 среднее за год по пятилетиям без разбивки по видам зерновых. С 1816 по 1819 с разбивкой на пшеницу и рожь и всего, включая прочие хлеба. и с 1824 по 1847 с разбивкой на 4 хлеба. В четвертях.
источники - книжки в пдф в инете. по первым данным ЕМПНИ статья на Киберленинке.
Хлебные законы в 1815-1840-х были не только в Англии, а почти везде по Европе.
Полл> Лютый трэш. И какая взаимосвязь между производством продовольствия и избытком рабочей силы с конца 18 века, или, с другой стороны - нехваткой земли?Полл> Что в районе Москвы было реальностью как раз с конца 18-го века.
реальность совсем другая. Посевами льна и отходом на работы можно было проще заработать на кусок хлеба, чем обрабатывая землю. Низкая урожайность.
Поэтому в Подмосковье крестьяне хлеб покупали. Не говоря про прочие группы населения.
Если скакнем в конец 19 века, то Миронов обнаружил отрицательную корреляцию между уровнем доходов крестьянина и размером участка земли. Так как в нечерноземье так и было - чем больше ты с землей трахаешься (особенно по зерну) тем меньше у тебя доход. Земля плохая, урожаи маленькие. До того дошло, что землю навязывали по решению схода - так как с нее налоги, а с доходами - жопа. Поэтому землю чуть ли не одни бабы обрабатывали.
Это для того, что бы вы понимали тенденции в Нечерноземье. И всякие Смоленские, Тверские, Новгородские, Ярославские губернии - тоже самое.
А если еще посмотреть на цифры населения в конце 19, когда нехватка земли и в начале 19 - то возникают еще вопросы.
ЗЫ. поправьте ссылку на яндекс - перехожу на Авиабазу
ЗЗЫ. Относительно географии поставок. Очень большой процент кораблей с русской Балтики имел назначение Зунд ( так и отражался в таможенной статистике) - в Зунде(в Датских проливах) суда получали настоящий пункт назначения, как правило один из британских портов. Более, чем уверен, что 10% не включают Зунд.