Каждый раз, как надо запостить что-то о постфевральском положении России, Керенском и т.п. - оказывается, что профильного топика почему-то нету, и либо отказываешься, либо
Плакаты (некоторые) Временного правительства и периода между Февралём и Октябрём.
Многие по-своему шедевральны. И сразу понятно, почему многие слились.
И "хлебная" предыстория Февраля.
(пардону прошем за ссылку на Дзен, но недосуг искать попристойней, а факты там изложены верные и в одном месте)
Февральская революция 1917 года началась в Петрограде с перебоев в снабжении хлебом. Многочисленные авторы подчеркивают, что ранее город снабжался нормально, да и эти перебои были незначительны, произошли то ли из-за сбоя в товарных поставках, то ли из-за иных случайных обстоятельств. Давайте попробуем разобраться — куда и почему делся хлеб?
// zen.yandex.ru
динамика цен показывала сильнейший ежегодный рост, уже в 1915 году почти вдвое, а в 1916-м на рожь — почти втрое! Показатели 1917 года свидетельствуют о катастрофе.
Хлебный рынок, таким образом, трясло с невиданной силой. Трехкратное повышение цен на хлеб с 1914 по 1916 год означало сильнейший удар по бюджетам огромной массы населения. Конечно, многочисленные авторы указывали, что даже и в феврале 1917-го, даже и на фоне перебоев с хлебом в магазинах было достаточно прочих товаров, от рыбы до колбас. Но дело в том, что основным продуктом питания рабочих в городах империи являлся именно хлеб, об этом однозначно свидетельствовали результаты бюджетных обследований. Вот данные по структуре питания петербургских текстильных рабочих в 1908 году: на одного едока в год в семьях с доходом около 200 руб. на взрослого масла приходился 21 фунт в год, мяса — 107 фунтов, селедки — 163 штуки, молока — 57 бутылок, а хлеба — 927 фунтов в год.
Жители Петрограда столь бурно реагировали на дефицит хлеба, потому что он был основным продуктом питания даже столичных рабочих и их семей, а цена на него в 1914 году выросла на 13–14 %, в 1915-м — почти вдвое, а в 1916 году втрое от довоенного уровня. Трехкратный рост цен на основной продукт питания в течение столь короткого времени — вполне достаточный мотив для народного возмущения, если учесть, что в итоге продукт исчез с прилавков, и это означало, что кризис докатился до столицы и улучшений не будет. Бессмысленно ссылаться на то, что магазины Петрограда ломились от десятка сортов колбас. Мясо вообще в структуре потребления петроградского рабочего составляло мизерную долю по сравнению с хлебом. Рабочие не питались колбасами, да и не могли ими питаться из-за дороговизны.
Тогда, конечно, были совершенно иные представления о голоде. И они были таковы: население почти три года с начала войны из-за роста цен сокращало потребление. И с тревогой следило за сообщениями с огромной территории страны, где хлеб исчезал необъяснимо и быстро.