A.1.>> Там есть такая табличка, из которой видно что к примеру еще в 1912 лысом году в кайзеровской армии 64% кандидататов на унтер(!)-офицерские должности имели аттестат о среднем образовании такого уровня который позволял поступить в университет. Fakir> Дык у германцев и всеобщее среднее образование с которого года???
Я тут потрудился и набрал один документик из вышеупомянутой мной книжки - чего еще аж 150 лет назад думали по сабжу немецкие генералы - это к вопросу как они относились к выдвижению в офицеры так сказать народа
от сохи с практическим опытом службы, но без образования (и значению образования для офицеров вообще):
ПРОТОКОЛ ЗАСЕДАНИЯ КОМИССИИ ПО РАССМОТРЕНИЮ ПЕТИЦИИ ОТ РЯДА УНТЕР-ОФИЦЕРОВ 7-ГО БАВАРСКОГО ПЕХОТНОГО ПОЛКА, КОТОРЫЕ ХОДАТАЙСТВОВАЛИ О ПРОДВИЖЕНИИ В ЧИН ОФИЦЕРА ИЛИ О ДРУГИХ УСТУПКАХ.
Заголовок [показать]Мюнхен, 4 июля 1849 г.
Присутствовали:
-генерал-лейтенант фон Хейдек, председатель комиссии;
-генерал фон Поличка, главный аудитор;
-капитан Малезе, секретарь комиссии;
- и т.д. (имена других членов комиссии)
Комиссия собралась сегодня в 9 утра в комнате №28 военного министерства.
Согласно патенту Его Величества была учреждена комиссия для того, что бы цели, изложенные в петиции, были доведены до сведения всех ее членов, которые таким образом поняли суть вопроса, переданного его превосходительством военным министром для ответа, а именно:
Вопрос №1: Что от каждого человека, рекомендованного на должность офицера (не важно – в пехоте, кавалерии, артиллерии или в инженерных войсках) потребуется как моральная, физическая, техническая и практическая квалификация;
(прим. Alex129 - Вопросы №№ 2и 3 не относятся напрямую к сабжу, поэтому их опускаю).
Вопрос №4: Сколько вакансий ежегодно открываются среди рядовых и офицеров, которые должны быть заполнены унтер-офицерами уже со знаками различия, и сколько юношей-кадетов заканчивают Пажеский корпус.
Председатель комиссии генерал-лейтенант Фрейхер фон Хейдек открыл заседание следующим сообщением:
«Для того чтобы ответить на эти вопросы, придется задуматься о внутренней крепости армии, равно как и о будущем положении офицерского корпуса по отношению к другим образованным классам общества. Следовательно долг требует, что бы все получили серьезное образование, свободное от предвзятых представления или пристрастных взглядов.
Наш ответ определит, должно ли будет назначение рядовых или унтер-офицеров прежде всего осуществляться в свете их технического и общего образования в сочетании с моральным и физическим здоровьем, и если так, то насколько далеко должны эти факторы перевешивать простое практическое знание службы…
Именно соображения такого рода легли в основу нового плана для военных школ и дивизионных училищ, который был представлен Его Величеству и основные положения которого уже введены в действие посредством приказов.
Безотносительно к классам или религии, ... эти школы теперь предлагают поступление в офицерский корпус студентов, равно как и молодым людям служащим в армии.
Более того – они также открывают дорогу в офицерский корпус унтер-офицерам, которые имеют военные заслуги, отличившись перед лицом врага, даже если им недостает технического и общего образования. Несмотря на недостаток общего и технического образования, такой тип офицера будет, как правило, в чести у своего сословия. Он также получит соответствующее уважение от бывших товарищей, которые считают себя равными ему в отношении прочих аспектов службы, при условии – что не так уж многие из них стали офицерами среди людей малообразованных.
Между тем, если при равных моральных и физических качествах унтер-офицер лишь дольше служил в гарнизоне или на поле, набравшись в результате практического опыта, который он может выставить против запаса технического и общего образования, который молодой человек приобретает в военной школе, гимназии или университете, то первые характеристики не должны, как правило, решать вопрос в пользу унтер-офицеров.
Хорошо образованный юноша может легко и быстро приобрести практический опыт, в то время как от унтер-офицера вряд ли можно ожидать, что он сумеет заполнить пробелы в своем техническом или общем образовании.
В последние двенадцать месяцев в свете недавних проблем 250 унтер-офицеров были сделаны лейтенантами, а 126 получили звание прапорщиков, итого произошло 376 продвижений...
Даже краткий опыт этого нововведения явственно показал, какого рода люди достигают чести назначения и насколько глубоко они проявляют себя достойными такой чести. Мне напомнили, - сказал оратор, - о том, как фельдмаршал князь Вреде говорил, что он сожалеет о большинстве случаев, когда он был ответственен за продвинутых по службе унтер-офицеров, ибо лишь немногие из них дошли до ожидаемого уровня, хотя они в основном были людьми отличившимися в сражениях.
Если это был вопрос продвижения в армии или если в существовавшей армии недоставало офицеров с практическим опытом, то тогда справедливо сделать практический опыт решающим фактором при назначении офицеров.
Однако это не тот случай - и поэтому вновь поступившие в армию образованные молодые люди имеют время, что бы приобрести необходимый практический опыт, не сокращая свою пользу для армии, и быстро сделаются эффективными военными благодаря своему рвению и приложению своих сил…
В предлагаемых дивизионных школах унтер-офицеры, которые претендуют на продвижение по службе, уже имеют возможность соединить свой практический опыт с техническими знаниями, которые им требуются больше всего. Следовательно, те, у кого имеется истинные амбиции не просто заполучить чин офицера, но стать достойным офицером, теперь имеют для этого самые наилучшие условия.
Тем не менее справедливо будет порекомендовать в будущем предпринять меры в защиту давно служащих опытных унтер-офицеров, уровень образования которых не соответствует более высоким требованиям, предьявляемых статусом офицера.
Самые низкие должности в службе – те, что требуют лишь знания арифметики или письма, пунктуальности, честности и строгого внимания к исполнению своих обязанностей, - должны быть сохранены, как это сделано в Пруссии, что бы на них работали унтер-офицеры, а жалованье, выплачиваемое им, должно быть адекватным, что бы они могли содержать семьи...".
Выдвинув все эти соображения, основанные на позитивном опыте, председатель комиссии продолжил обсуждать ответы, данные на вопросы со стороны его превосходительства военного министра:
Ответ на вопрос №1:
Главной заботой офицера должна быть честь его статуса. Следовательно он должен быть морально безупречен, физически крепок и здоров, он должен укреплять свое тело и заниматься гимнастикой, и во всех физических упражнениях должен обучать своих подчиненных и являться для них примером.
Он должен основательно знать свою профессию. Он должен быть знаком с духом и буквой всех правил, иначе он не будет способен донести их до своих солдат и обеспечить такое положение дел, что бы они выполняли свои обязанности разумно и эффективно при любых условиях.
Только превосходная степень общего и технического образования может сделать его пригодным к столь высокому стандарту профессиональной эффективности.
От офицера можно ожидать, что он будет обладать общим техническим образованием и разбираться в математике, истории, географии и знать один из главных иностранных языков. Он также должен хотя бы немного разбираться в искусстве, потому что, если он не знает ничего в этой области, ему будет скучно в образованных кругах, в которых ничто, кроме знаний, не позволит ему чувствовать себя как дома. Такие знания будут удерживать его от низменного высокомерия, к которому обычно необразованных людей приводит скука, и они заканчивают жизнь часто в моральном и финансовом крахе.
Оружие и его особое использование требует хорошего обучения, и знания математики и технологий. Артиллерийский офицер и инженер должны также совершенствовать свои специальные знания. Кавалерийский офицер должен быть искусным в высшей школе выездки и основательно знать лошадей, и быть знакомым с ветеринарией.
Дальнейшие детали, несомненно здесь излишни. Квалификация, которая требуется от офицеров… изложены в описании для дивизионных школ и военных училищ.
....
Ответ на вопрос №4:
Здесь ответ определяется предложением, выдвинутым комиссией по военным училищам и дивизионным школам, а именно: все вакансии для офицеров должны быть, как правило, заполнены выпускниками военных училищ и теми унтер-офицерами, которые обладают точно такими же характеристиками и квалификацией и которые получили профессиональное и техническое образование в дивизионных школах.
В отношении унтер-офицеров, которые не посещали дивизионные школы и не приобрели даже скромной суммы образования, получаемого там, комиссия считает, что единственным основанием для их продвижения по службе может служить только героическое поведение перед лицом врага.
Обсудив, таким образом, ответы которые по его мнению, должны быть представлены на четыре вопроса, заданные его превосходительством военным министром, председатель комиссии генерал-лейтенант фон Хейдек спросил членов комиссии, до какой степени они с ним согласны.
1-й вопрос:
Члены комиссии, присутствовавшие на обсуждении, перед тем как изложить его высоким инстанциям, спорили относительно квалификации, которую по мнению комиссии, необходимо требовать от каждого человека, рекомендованного на должность офицера.
Главный аудитор генерал фон Поличка, в частности , полагал что это следует оставить для личного департамента, который решит, какие военные и технические склонности должны требоваться от офицеров, тем более что вопросник был основан на вышеупомянутом проекте для организации военных училищ и дивизионных школ. В целом он полагал,… что в дополнение к соответствующим физическим и моральным свойствам требуется подходящий уровень образования и ума, и по крайней мере знания школьных предметов. В том случае, если претенденты имеют равные свойства, фактическая профессиональная пригодность и служба в полку могут решить этот вопрос.
4-й вопрос:
Члены комиссии согласились с мнением, высказанным председателем, а именно: что все вакансии для офицеров должны быть, как правило, заполнены выпускниками военных училищ и теми унтер-офицерами, которые обладают в точности теми же свойствами, как те, что получили профессиональное и техническое образование в дивизионных школах.
Аудитор генерал фон Поличка остался при своем мнении: если все требования удовлетворены и кандидаты обладают одинаковой квалификацией, то предпочтение должно быть отдано тем, кто уже служит в армии…
Капитан Малезе нашел, что не может согласится с предложением отдавать предпочтение тем, кто служит в армии. Он настаивал на том, что бы соблюсти соотношение между количеством унтер-офицеров, которые должны получать продвижение по службе, и числом выпускников военных училищ, которые должны получить назначение на офицерские должности в течении того же периода.
Например, за предыдущие 20 лет соотношение между числом унтер-офицеров, продвигаемых каждый год в чин прапорщика и лейтенанта, и выпускниками кадетских и пажеских корпусов, которые были назначены на офицерскую должность, колебалось примерно между 3:2 и 17:1.
Далее что бы определить соотношение такого рода, нужно установить постоянную пропорцию между числом квалифицированных выпускников дивизионных и военных школ, которые, будут, несомненно субьектами ежегодный изменений.
Комиссия: (подписи)
Военный архив, Мюнхен.