[image]

Экономика дарения

не путать с коммунизмом:)
 
+
+2
-
edit
 

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆

Экономика дара — Википедия

Экономика дара (англ. Gift economy; экономика дарения, дарономика, безвозмездная экономическая система) — это система общественного устройства, при которой ценные товары и услуги регулярно передаются без каких-либо конкретных договорённостей о немедленной или будущей награде (то есть отсутствует правило «услуга за услугу»). В идеале, регулярные дары (акты дарения) создают постоянную циркуляцию и перераспределение ценностей в обществе. Организация экономики дарения существенно отличается от бартерной экономики и рыночной экономики. // Дальше — ru.wikipedia.org
 



Вопреки распространенному мнению, нет никаких доказательств того, что общество опиралось прежде всего на бартер, до того как начало использовать деньги для торговли.[3] На самом деле, неденежные общества действовали в значительной степени по принципам экономики дарения и долга.[4][5] В то же время, бартерные отношения возникали, как правило, между незнакомцами или потенциальными врагами.[6]

...

Антрополог Маршалл Салинс пишет, что экономическая система в Каменном веке была по своему характеру экономикой дарения и изобилия, а не дефицита, несмотря на современные представления читателей о её объективной бедности.[9]

С появлением городов-государств существование денег стало необходимостью, и экономика дарения была заменена экономикой на основе товарно-денежных отношений.[10]

...


Экономика дара (англ. Gift economy; экономика дарения, дарономика, безвозмездная экономическая система) — это система общественного устройства, при которой ценные товары и услуги регулярно передаются без каких-либо конкретных договорённостей о немедленной или будущей награде (то есть отсутствует правило «услуга за услугу»).[1] В идеале, регулярные дары (акты дарения) создают постоянную циркуляцию и перераспределение ценностей в обществе. Организация экономики дарения существенно отличается от бартерной экономики и рыночной экономики. Вместо фиксированного обмена товарами или услугами на деньги или другие товары (услуги) в экономике дара обмен происходит посредством личного определения ценности получаемого блага.[2]

Экономики дара были распространены до появления рыночной экономики, но постепенно исчезли, когда общество стало более сложным. Некоторые элементы такой экономики сохранилось до настоящего времени, но в наши дни ни одно общество не функционирует как экономика дарения. Элементы общества дарения в настоящее время чаще всего встречаются в виде религиозных даров и в обществе информационных технологий.

Традиция научного исследования является примером культуры дарения. Учёный публикует результаты своих исследований, тем самым предоставляя другим исследователям возможность использовать публикации в своих трудах. Чем больше других авторов ссылается на работу учёного, тем больше его престиж и авторитет в глазах сообщества, что приводит к повышению вероятности получения исследовательских грантов. Кроме того, все учёные используют растущую базу знаний.

Сообщество свободного программного обеспечения имеет корни в хакерской культуре и также может быть примером культуры дарения.

Анархисты также используют принципы дарения в своей культуре. Продукты часто жертвуются и распространяется свободно.

Культура дарения может сосуществовать с плановой экономикой, рыночной экономикой и бартерной экономикой.

...







Тихоокеанские островные общества до девятнадцатого века были, по существу, экономиками дарения.
 


Однако не всегда экономика дарения по-настоящему бескорыстна - тут вспоминается эпизод из "В поисках рая" Хейердала :F
   28.028.0
+
+2
-
edit
 

carlos

опытный
★☆

Основные и неосновные способы производства // Юрий Семёнов

Основные и неосновные способы производства // Юрий Семёнов // scepsis.net
 
много букв [показать]


Дальше - интереснее:

тыц [показать]
   20.020.0
+
+1
-
edit
 

Balancer

администратор
★★★★★
Fakir> Однако не всегда экономика дарения по-настоящему бескорыстна

В 100500-й раз и на этот раз буквально к месту нужно вспомнить кагановский «Эпос хищника» :) Дарение приматов подразумевает ответную взаимность. Происходит «торговля поступком».

И, да, у обезьян часто наблюдается процесс дарения. Но они явно не доросли до бартера. Следовательно, экономика дарения старше бартерной :)
   34.0.1847.11634.0.1847.116

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
carlos> http://scepsis.net/library/id_68.html

Потлач — Википедия

Пóтлач (нутка paɬaˑč — дар, англ. potlatch) — традиционная церемония демонстративного обмена дарами (иногда также уничтожения «излишних» материальных ценностей) индейцев тихоокеанского побережья на северо-западе Северной Америки (как в США, так и в канадской провинции Британская Колумбия). К народам, которые празднуют потлач, относятся хайда, тлингиты, цимшианы, салиши, нутка и квакиутл. Главная цель потлача — перераспределение богатств общины и налаживание общественных связей. Потлач представлял своего рода борьбу за максимальное влияние и авторитет, в которой вместо обычного оружия использовалось имущество и материальные ценности, принадлежавшие племени. //  Дальше — ru.wikipedia.org
 

Не помню, в этой ли книжке или в другой - кажется, всё-таки в другой, в "Рождении экономики" - Юрий Иванович много внимания уделяет потлачу в разных формах, и в том числе русским его вариантам в жизни русской деревни XIX в. Там было довольно много его форм, и вроде бы большинство в итоге негативно сказывалось на уровне жизни.
(Кстати, я по прочтении предположил, что и традиция колядования - вот всё то самое, что в "Ночи перед Рождеством", мешки, набитые калачами и кумами, пироги, которые мечут в окна колядующим - есть разновидность потлача, на что Ю.И. высказался только "может быть".)


Задавать пиры и прочие застолья для всех членов племени или односельчан или хотя бы членов клана или большой семьи - тоже распространённая форма потлача (ну и в феодальных практиках встречается, да, но по происхождению она гораздо древнее; кстати, ИМХО, не исключено, что известные римские законы против роскоши, ограничивавшие, в частности, число и масштаб задаваемых пиров - в т.ч. боролись и с этими "пережитками древности", мотивом при этом была едва ли забота о благосостоянии граждан - скорее, чтобы не приобретали излишнего социального веса, т.к. потлач есть традицонный инструмент его набора).

Национальные ценности и конституционный строй

Мы публикуем полную стенограмму лекции, прочитанной известным специалистов в области институциональной экономики и общественным деятелем, президентом Института национального проекта “Общественный договор”, членом Совета при Президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека, зав. кафедрой прикладной институциональной экономики Экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, президентом Ассоциации независимых аналитических центров экономического анализа (АНЦЭА), профессором Александром Александровичем Аузаном 29 ноября 2007 года в клубе -... //  polit.ru
 
Теперь про пьянство. У человека, который считается основателем институциональной экономической теории, Торстейна Ве**ена, есть прекрасная книга «Теория праздного класса». Она была издана в 1898 г. и поразила Европу, потому что Европа тогда вообще не подозревала, что в Америке бывают экономисты, что там кто-то рождает мысли, помимо технических. В этой великолепной книге Ве**ен открыл явление, теперь очень хорошо известное – демонстративное потребление.

Например, женщины среднего класса надевают драгоценности в театр. Зачем? Там свет погасят, ничего видно не будет. Демонстрация статуса. Потому что у них такой возможности, как у аристократии, нет балов и раутов. Сельский житель демонстрирует статус очень просто. У него есть дом. Дом – способ демонстрации статуса. Но есть профессии, и Ве**ен говорил о двух американских профессиях конца XIX в. Это типографский и строительный рабочие, которые пьют больше остальных. Почему? Ве**ен утверждал, что они вынуждены это делать. Это мигрирующие профессии. Они связаны с постоянной подвижностью. Самый быстрый способ, которым он может показать, что он не беден и щедр – устроить пир. Если мы принимаем идею полукочевого этноса, мы понимаем, что формы демонстрации статуса здесь (плюс еще возьмем социально-исторические факторы, заставлявшие прятать достаток от государства) понятным образом выдвигали именно такой вариант демонстрации статуса.
 
   56.056.0

в начало страницы | новое
 
Поиск
Поддержка
Поддержи форум!
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru