Экономика дара (англ. Gift economy; экономика дарения, дарономика, безвозмездная экономическая система) — это система общественного устройства, при которой ценные товары и услуги регулярно передаются без каких-либо конкретных договорённостей о немедленной или будущей награде (то есть отсутствует правило «услуга за услугу»). В идеале, регулярные дары (акты дарения) создают постоянную циркуляцию и перераспределение ценностей в обществе. Организация экономики дарения существенно отличается от бартерной экономики и рыночной экономики.
// Дальше — ru.wikipedia.org
Вопреки распространенному мнению, нет никаких доказательств того, что общество опиралось прежде всего на бартер, до того как начало использовать деньги для торговли.[3] На самом деле, неденежные общества действовали в значительной степени по принципам экономики дарения и долга.[4][5] В то же время, бартерные отношения возникали, как правило, между незнакомцами или потенциальными врагами.[6]
...
Антрополог Маршалл Салинс пишет, что экономическая система в Каменном веке была по своему характеру экономикой дарения и изобилия, а не дефицита, несмотря на современные представления читателей о её объективной бедности.[9]
С появлением городов-государств существование денег стало необходимостью, и экономика дарения была заменена экономикой на основе товарно-денежных отношений.[10]
...
Экономика дара (англ. Gift economy; экономика дарения, дарономика, безвозмездная экономическая система) — это система общественного устройства, при которой ценные товары и услуги регулярно передаются без каких-либо конкретных договорённостей о немедленной или будущей награде (то есть отсутствует правило «услуга за услугу»).[1] В идеале, регулярные дары (акты дарения) создают постоянную циркуляцию и перераспределение ценностей в обществе. Организация экономики дарения существенно отличается от бартерной экономики и рыночной экономики. Вместо фиксированного обмена товарами или услугами на деньги или другие товары (услуги) в экономике дара обмен происходит посредством личного определения ценности получаемого блага.[2]
Экономики дара были распространены до появления рыночной экономики, но постепенно исчезли, когда общество стало более сложным. Некоторые элементы такой экономики сохранилось до настоящего времени, но в наши дни ни одно общество не функционирует как экономика дарения. Элементы общества дарения в настоящее время чаще всего встречаются в виде религиозных даров и в обществе информационных технологий.
Традиция научного исследования является примером культуры дарения. Учёный публикует результаты своих исследований, тем самым предоставляя другим исследователям возможность использовать публикации в своих трудах. Чем больше других авторов ссылается на работу учёного, тем больше его престиж и авторитет в глазах сообщества, что приводит к повышению вероятности получения исследовательских грантов. Кроме того, все учёные используют растущую базу знаний.
Сообщество свободного программного обеспечения имеет корни в хакерской культуре и также может быть примером культуры дарения.
Анархисты также используют принципы дарения в своей культуре. Продукты часто жертвуются и распространяется свободно.
Культура дарения может сосуществовать с плановой экономикой, рыночной экономикой и бартерной экономикой.
...
Тихоокеанские островные общества до девятнадцатого века были, по существу, экономиками дарения.
Однако не всегда экономика дарения по-настоящему бескорыстна - тут вспоминается эпизод из "В поисках рая" Хейердала