Переговоры о будущем банка Credit Suisse завершились, его приобретает банк UBS, сообщает пресс-служба Национального банка Швейцарии (SNB).
«Швейцарский национальный банк предоставляет существенную помощь ликвидности для поддержки поглощения UBS Credit Suisse. Это поглощение стало возможным при поддержке федерального правительства Швейцарии, Швейцарского управления по надзору за финансовыми рынками FINMA и Национального банка Швейцарии», — говорится в релизе.
Швейцарский национальный банк объявил, что поддерживает поглощение UBS банка Credit Suisse, выделив значительную помощь в виде ликвидности: оба банка могут получить помощь на общую сумму до 100 миллиардов франков посредством кредита, покрываемого залогом в случае банкротства.
Президент Швейцарии Ален Берсе назвал совершившуюся сделку лучшим решением для возвращения доверия к финансовой системе, передает Reuters.
Ранее UBS предлагал купить Credit Suisse примерно за 1 миллиард франков ($1,1 млрд), а затем удвоил сумму.
Банк Credit Suisse, второй крупнейший в Швейцарии, потерял почти четверть своей стоимости 15 марта, упав до рекордно низкого уровня после того, как его крупнейший инвестор заявил, что не может предоставить дополнительную финансовую помощь.
Швейцарский финансовый холдинг UBS Group AG запрашивает государственные гарантии в размере около $6 млрд для возможной сделки по приобретению банка Credit Suisse, сообщает Reuters со ссылкой на источник, знакомый с ходом переговоров.
По словам собеседника агентства, эта сумма может измениться, поскольку переговоры продолжаются и на рассмотрении находятся несколько сценариев. Госгарантии, как отмечается, должны помочь UBS покрыть расходы на сворачивание ряда направлений Credit Suisse, а также возможные судебные издержки. Источник также заявил, что в случае объединения структур под сокращения могут попасть 10 000 сотрудников.
Новый кризис может быть еще глубже предыдущих двух: финансового и ковидного. Тогда пожар засыпали ассигнациями - кредитные ставки были нулевыми, центробанки фактически раздавали деньги в обмен на долговые обязательства.
Теперь все поменялось.
Тогда была дефляция и было куда снижать ставки. Теперь цены растут рекордными темпами за полвека, и центробанки не только не готовы снижать, но продолжают повышать стоимость денег.
Тогда долгов было меньше, теперь долги гигантские.
Тогда мир жил дружно, а теперь две крупнейшие экономики - США и Китай - ведут торговую и технологическую войны, а их главный конкурент - Европа отбивается от российской агрессии.
Тогда счет за изменение климата еще даже не начали выписывать. Парижское соглашение было подписано только в 2014 году, а последующие восемь лет оказались самыми жаркими в истории, причем с серьезным отрывом. Ущерб растет с каждым годом.
К новому кризису центробанки и власти развитых стран не успели привести свои финансы в порядок после двух предыдущих. Они ограничены в возможностях стимулировать экономику дешевыми кредитами и государственными субсидиями.
Применить прежнее лекарство от кризиса в прежних масштабах затруднительно. Остается уповать на профилактику, чем и заняты власти стран Запада.
Это сложный поход по очень тонкому льду над холодной темной бездной, о которой всегда знали, но предпочитали не замечать. И чем громче звучит призыв "Без паники!", тем внимательнее люди вглядываются в эту бездну и вчитываются в финансовые отчеты в поисках повода начать паниковать по-настоящему.
Список потенциальных жертв этой тщательной диспансеризации растет с каждым днем. И банки занимают в нем далеко не первое место, поскольку за последние годы за ними и так пристально следили.
Беда может прийти из самого темного угла финансовой системы, как показал опыт Великобритании, где прошлой осенью чуть не рухнули пенсионные фонды из-за одного неуклюжего маневра нового правительства.
Под угрозой все глубоко убыточные бизнес-модели, построенные на дешевых и доступных кредитах уходящей эпохи. Под угрозой все деньги, вложенные без оглядки на постковидную реальность, прежде всего - в коммерческую недвижимость.
Нынешний банковский мини-кризис - первое свидетельство того, что радикальная перемена условий ведения бизнеса, разворот бюджетной и денежно-кредитной политики, войны, пандемии, климатические и торговые потрясения не обходятся без жертв.
Они обнажают проблемы, скрытые в сытое мирное время. Как сказал об этом еще 30 лет назад самый известный в мире инвестор Уоррен Баффет:
"Только отлив покажет, кто плавал нагишом".
Запад в условиях проблем с финансовым сектором будет вынужден «снять штанишки и идти на поклон» к Китаю, написал в своем Telegram-канале российский бизнесмен Олег Дерипаска.
По его словам, только деньгами банковский кризис, который наблюдается сейчас в США и некоторых других странах, не зальешь. Поэтому придется договариваться с Пекином, а следовательно, начинать новую страницу «биполярного мира».
Предприниматель напомнил, что у Китая достаточно сил, чтобы «обвалить всю американскую экономику» — достаточно продать казначейские бумаги минфина США. В связи с этим Дерипаска указал на ошибку Вашингтона, который решил превратить свою финансовую систему в «чудо-оружие санкционной войны».
Кроме того, бизнесмен считает, что в проблемах западной банковской сферы виноваты «ультралиберальные экономисты из ФРС». В своем упорстве не замечать реальность они безумно задрали ставки, что оказалось крайне неэффективным решением.
Дерипаска
Глядя на эту панику среди ведущих центральных банков западного мира, конечно, не хочется злорадствовать и напоминать им о той безрассудности, с которой они попытались под улюлюканье конгресса и сената США превратить свою финансовую систему в «вундерваффе» (чудо-оружие санкционной войны), как говорили их коллеги-фашисты.
Однако, как говорится, поздняк метаться, только деньгами этот кризис не зальёшь. Придётся снять штанишки и идти на поклон к китайцам. Придётся, как бы ни хотелось, начинать новую страницу, как говорится, уже биполярного мира.
После краха банка Credit Suisse и его поглощения крупнейшим финансовым холдингом Швейцарии UBS, власти США в срочном порядке начали заливать наличные доллары в национальные банки других стран, сообщает (Fed and other central banks try to head off crisis by boosting flow of dollars | CNN Business) CNN.
Известно, что в Банк Англии, Европейский центральный банк, Банк Японии, Швейцарский национальный банк и другие будут завезены сотни миллиардов наличных долларов с целью избежать финансового кризиса и окончательной потери доверия инвесторов к американской валюте.
Нынешние действия Федеральной резервной системы США по обеспечению валютой нацбанков являются самыми масштабными как минимум за последнее десятилетие. В то же время, такое включение печатного станка не сулит доллару ничего хорошего и может спровоцировать рекордную инфляцию.
Центральный банк, который недостаточно изолирован от политики, может раскрутить безумную вечеринку до голосования. Будет много танцев на столах; выборы закончатся прежде, чем избиратели начнут мучиться инфляционным похмельем. Среди специалистов по макроэкономике ходит предание о том, что председатель Федеральной резервной системы Артур Берне оказал подобную услугу Ричарду Никсону в 1972 г., а семейство Бушей все еще злится на Алана Гринспена за то, что тот не подлил побольше рома в пунш перед выборами 1992 г., когда в результате небольшого спада в американской экономике Джорджа Г. У. Буша-старшего попросили с поста президента США.
Помните, когда месяц назад лопнул Signature (американский банк с фокусом на крипте), а следом и стартаперский Silicon Valley Bank (Telegram: Contact @disruptors_official, многие гадали - пойдет дальше цепная реакция по банковскому сектору или купируют?
В итоге, регулятор купировал. Но отдельные группы клиентов (в первую очередь - сильно пострадавшие стартаперы) сразу побежали в более тихую гавань, из-за чего клиентская база JP Morgan и других самых крупных и тяжеловесных банков серьезно приросла. В связи с чем, кстати, JP Morgan показал (JPMorgan Chase (JPM) earnings 1Q 2023) рекордную прибыль в первом квартале года (американский банковский сектор в кризисе - ага, да, хех).
Но нашлись и изворотливые финтех-стартапы, которые быстренько подогнали свой продукт под сложившиеся реалии.
Особенно хорошо сработал финтех Mercury. Он предложил (Mercury expands FDIC insurance up to $3M through new Vault product | TechCrunch) клиентам дробить их депозиты между 10-15 банками, параллельно отслеживая метрики рисков и финансовой устойчивости этих банков (и при необходимости переводя часть средств в другие). Ну то есть буквально оживил ту самую поговорку про яйца и корзину.
Сверху еще навесили всякие расширеннные страховки вкладов, чтобы у стартаперов окончательно от сердца отлегло, и они могли дальше спокойно обучать свои модели, не думаю о сохранности финансов.
В результате всего за 6 дней (!) Mercury привлек (Silicon Valley Bank Collapse Produces An Early Winner: Digital Banks) аж 2 млрд долларов под управление, открыв для клиентов > 100 тыс. новых счетов.
Очень круто отработали сложную ситуацию на рынке. Сделали офигенный лимонад из кислючих лимонов. Такое мы сохраняем в копилку крутых кейсов.
С прошлой пятницы, когда банки в США начали публиковать отчетность за I квартал, отношение публики к ним в целом улучшалось: ей нравилось думать, что худшая часть банковского кризиса позади. Но во многом это была заслуга нескольких крупнейших банков, хотя даже и в этой группе не все порадовали инвесторов большой прибылью.
А вот среди не столь больших региональных банков, по которым, как ранее и были уверены инвесторы, кризис прошелся особенно сильно, неожиданно хорошие результаты были, скорее, исключением. И порой оптимизм – а вернее закрытие «шортов» – вызывало просто то, что все не так плохо, как могло бы быть. В итоге акции региональных банков рушились и взлетали строго через день.
Мало того: сезон отчетности показал, что проблема шире. Клиенты уходят в фонды денежного рынка и к другим более привлекательным для них конкурентам и из крупных банков. Даже такие титаны с Уолл-стрит как, как Bank of America, Citigroup и Wells Fargo сообщили о падении депозитов на 1–3%.
Согласно данным ФРС, в марте с поправкой на сезонность объем депозитов американских банков падал годовым темпом в 21,8%. Еще в феврале он составлял 5,8%.
Только с 15 по 29 марта средства на депозитах банков в США сократились на $236,7 млрд. Неудивительно, что и объем кредитов за тот же период упал на $311,1 млрд. В среднесрочной перспективе сохранение этой тенденции – прямой путь к рецессии и новым банкротствам банков.
2023 год в США уже вполне можно называть годом «падших ангелов» – именно так (fallen angels) принято называть компании, утратившие рейтинг инвестиционного уровня. Их облигации становятся junk bonds – «мусорными». Котировки таких бумаг падают, а доходность взлетает, так что в будущем привлечение средств обходится «падшим ангелам» куда дороже, чем когда-то. Именно поэтому более приличное название этого мусора – высокодоходные облигации.
Статья по теме:
ФРС: рецессия в США в этом году все-таки будет
Как сообщил вчера Bloomberg, ссылаясь на исследование Barclays Plc, только в I квартале этого года облигации на $11,4 млрд были понижены до «мусорных». Это больше, чем за весь 2021 год ($9 млрд).
Он, в частности, говорит о том, что ужесточение денежно-кредитной политики и замедление экономического роста негативно повлияют на спрос. При этом снижение инфляции снизит ценовую власть компаний, что приведет к снижению темпа роста доходов, ударит по марже при отсутствии возможности сократить затраты.
Но есть еще и влияние на экономику не самой ФРС, а связанного с ее усилиями банковского кризиса. Поведение кредитных организаций резко изменилось – они сокращают кредитование. По данным ФРС с середины марта общий объем кредитов сократился примерно на $95 млрд. А ужесточение условий кредитования ведет к еще большему снижению рейтингов.
Финансирование бизнеса рискует буквально обрушиться. И первые опросы показывают, что предприниматели уже почувствовали изменение климата на себе. Все это вместе уверенно толкает экономику в сторону рецессии, а та, свою очередь, приведет к новой волне падения рейтингов и к ужесточению финансовых условий.
Fitch Ratings, сейчас ожидает, что рецессия в США начнется в конце третьего квартала. Но вполне возможные новые потрясения в банковской системе способны приблизить этот срок. И это не говоря о том, что в режиме реального времени ВВП точно измерить нельзя, так что – кто знает? – возможно, в следующем году общим местом будет тот факт, что во II квартале 2023 года рецессия в США уже шла.
«Минутки» ФРС – это протокол заседания Комитета по открытым рынкам (FOMC), на котором руководство главного американского банка и принимает все важные решения. Из протокола мартовского заседания ФРС следует, что на нем обсуждались последствия краха Silicon Valley Bank и прочие потрясения в финансовом секторе. Несмотря на заявление вице-председателя ФРС по надзору Майкла Барра о том, что у банковского сектора Соединенных Штатов все в порядке, экономисты, выступавшие с докладом о банковском кризисе, предупредили, что экономика понесет урон от банковских потрясений. В протоколе заседания подчеркивалось, что экономические последствия мартовского кризиса приведут к легкой рецессии, очевидно, во второй половине этого года и что восстановление займет два следующих года. Как следует из «минуток», в ФРС ждут в 2023 году чисто символический рост ВВП на 0,4%. Это означает, что во второй половине года вполне может быть рецессия.
На мартовском заседании FOMC ключевую ставку подняли на низкие в сравнении с прошлым годом 0,25%. Это было, кстати, 9-е поднятие ставки за год, в результате которого она сейчас составляет 4.75%-5%. Такой высокой учетной ставки в Америке не было с конца 2007 года, т.е. 15 лет.
ФРС подняла ставку менее чем через две недели после краха Silicon Valley Bank, который в то время считался 17-м по размерам активов банком в США. Вскоре за ним обанкротились еще два региональных банка. Центробанку пришлось срочно создавать кредитные линии для поддержки американских банков, чтобы они смогли продолжить работать.
После заседания FOMC в прошлом месяце поведение инфляции, которая постепенно замедляется, более-менее удовлетворяет ФРС. Однако тревога за общее состояние экономики и особенно в свете проблем банков остается высокой. Участники совещания, говорится в «минутках», констатировали сохранение большой неопределенности. Они также признали, что пока еще не знают, как решать проблемы.
Несмотря на наличие оппозиции на заседании было принято решение об очередном поднятии учетной ставки, правда, менее агрессивном, чем раньше – на 25 базисных пунктов. Это свидетельствует о том, что при нынешней обстановке в экономике США ФРС продолжает считать инфляцию, которую центробанк должен снизить до 2%, главным врагом. Кстати, из «минуток» следует, что было и предложение поднять ставку на 0,5%, но от него после обсуждения отказались.
Перед началом вчерашних торгов JPMorgan предупредил клиентов о «нетривиальном риске» технического дефолта по казначейским обязательствам. Согласно данным Refinitiv, стоимость страхования долга США от дефолта на один год (спреды по кредитным дефолтным свопам) в среду превышала 100 б.п. Это намного выше уровня 2011 года, когда противостояние по поводу потолка госдолга вызвало первое понижение кредитного рейтинга страны.
Стратеги JPMorgan написали поздно вечером в среду, что потолок долга станет проблемой уже в мае. Они ожидают, что к середине августа у Казначейства США закончатся доступные ресурсы, но дебаты в парламенте продлятся опасно долго. Признаки же стресса появятся на рынке казначейских векселей за 2-3 месяца до часа X (фонды денежного рынка, инвестирующие в самые короткие бумаги, начнут переоценку рисков). И все это – не считая давно известных проблем.
«Если ФРС сохранит свой курс, общие финансовые условия должны продолжать ужесточаться, экономика – замедлиться до рецессии, а акции – резко снизиться, - цитировал вчера Bloomberg главного стратега Wolfe Research Криса Сеньека. – Самым большим риском для медвежьего прогноза остается возможность того, что ФРС отступит слишком рано. Но если она не сможет устойчиво снизить инфляцию, боль, вероятно, будет намного сильнее через 12-24 месяца».