Fakir>> О том и речь, что и "военные" потери, т.е. потери армий, также были по большей части небоевыми...
Lot-2> РОССИЯ И СССР В ВОЙНАХ XX ВЕКА. Глава III. ЛЮДСКИЕ ПОТЕРИ КРАСНОЙ АРМИИ ЗА ВРЕМЯ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ И ИНОСТРАННОЙ ВОЕННОЙ ИНТЕРВЕНЦИИ.
Практически угадал.
Известный советский исследователь Б. Ц. Урланис в книге “Войны и народонаселение Европы” называет другие цифры: убито на фронте примерно 125 тыс. чел., умерло в действующей армии и в военных округах примерно 300 тыс. чел. Общее же число убитых и умерших составило в итоге 425 тыс. чел.
По Урланису убитых менее трети. Интересно, что дальше пытаются сделать другие оценки, по умершим от болезней в тылу получают также около 300 тыс., но почти столько же в "убитых и умерших" (больше, чем по Урланису) - хотя в "убитых и умерших" не очень понятно, какая доля именно убита, а какая могла умереть от эпидемий во фронтовых условиях.
В любом случае не менее половина потерь не от пуль...
Для сравнения отметим: если в 1918 г. они составляли (округленно) 138 тыс. чел., то уже в 1919 г. выросли до 1 млн. 275 тыс., а в 1920 г. - до 2 млн. 908 тыс. человек. Такие масштабы санитарных потерь объясняются широким распространением на фронте и в тыловых войсках эпидемических болезней (тифа 3-4 видов, холеры, дизентерии, оспы и других). Ими было поражено в 1918-1920 гг. более половины всех заболевших военнослужащих. Таким образом, эпидемии, особенно тифозные, являлись самым тяжелым бедствием для Красной Армии во время гражданской войны. Одной из главных причин массовых заболеваний личного состава тифом и другими острозаразными болезнями явилось тяжелое санитарное состояние войск, когда повсюду не хватало медперсонала, медикаментов, медицинских инструментов и т. д. А если учесть, что в ряде районов, по которым прокатывались фронты гражданской войны, еще в дореволюционное время существовали очаги тифа, холеры, чумы, натуральной оспы, малярии и других опасных инфекций, то станет понятен и главный источник распространения эпидемий, в том числе сыпнотифозных. Еще в 1912 году в России состояло на учете 13 млн. инфекционных больных. Первая мировая война, голод, разруха, гражданская война и интервенция намного ухудшили санитарное состояние страны, поэтому в 1918-1923 гг. было зарегистрировано только заболеваний сыпным тифом свыше 7,5 млн. случаев. Умерло от него более 700 тыс. чел. Но и эти данные не являются полными, так как невозможно было учесть всех заболевших.
Другим источником эпидемических заболеваний среди личного состава РККА являлись войска противника. Известно, например, что в связи с очень плохой постановкой военно-санитарного дела в белогвардейских армиях они почти сплошь были заражены сыпняком, который через пленных и перебежчиков распространялся и в Красной Армии. Особенно характерным это было для фронтов, действовавших против армий Деникина и Колчака.
Вот одно из свидетельств того времени, взятое из записок Наркома здравоохранения Н.А. Семашко. “Когда наши войска, - писал Н.А. Семашко, - вступили за Урал и в Туркестан, громадная лавина эпидемических болезней (тифов всех трех сортов) двинулась на нашу армию из колчаковских и дутовских войск. Достаточно упомянуть, что из 60-тысячной армии противника, перешедшей на нашу сторону в первые же дни после разгрома Колчака и Дутова, 80% оказались зараженными тифом. Сыпной тиф на Восточном, возвратный, главным образом, на Юго-Восточном фронте, бурным потоком устремились на нас. И даже брюшной тиф, этот верный признак отсутствия элементарных санитарных мероприятий - хотя бы прививок, широкой волной разливался по дутовской армии и перекинулся к нам”