Был какой-то более подходящий топик рубилова с Тико на тему, насколько действительно инновационна современная модель инвестиций в Теслы и пр., есть ли оно кузница прорывных технологий, или это всё надувание
щёк пузыря и разводилово - но никак не найду.
Компании так называемой шеринговой экономики столкнулись с серьезными трудностями. Они продолжают генерировать убытки, при этом их расходы только увеличиваются — вся бизнес модель шеринговых сервисов оказалась под вопросом
// monocle.ru
«Если традиционные бизнес-модели были рассчитаны на высокий уровень конкуренции, то игроки эпохи sharing economy должны были при помощи инвесторских денег дотерпеть до момента, когда конкуренты умрут и можно будет повысить цены, — рассказывает Леонид Делицын. — Так называемая юнит-экономика у новых компаний обычно отрицательная, они теряют на каждой продаже. Кроме того, запаса прочности на случай форс-мажорных ситуаций вроде пандемии ковида предусмотрено не было: все средства у таких компаний тратились на обеспечение максимально быстрого роста».
Похоже, проблемы ряда шеринговых сервисов — тех же Farfetch или Airbnb — в том, что они предлагают покупателям сервис (доставки или поиска и общения с арендаторами) по слишком низкой цене — так как, выставь они адекватную цену, люди предпочли бы ходить в магазин самостоятельно или же вообще отказались бы от покупки (или не стали бы сдавать квартиру в краткосрочную аренду).
«Сейчас получила популярность теория профессоров Мартина Кенни и Джона Зюсмана, согласно которой венчурные инвесторы, наученные горьким опытом краха первого интернет-пузыря, отказались от конкуренции между собой и начали совместно вкладывать миллиарды в избранных “убийц традиционного бизнеса”. Airbnb — самый яркий пример: 57 фондов сообща вложили в него 6,6 миллиарда долларов», — рассказывает Леонид Делицын.
Ну чо, картелизация и монополизм - отличная технология, ящетаю! Рабочая по крайней мере.
По его мнению, здесь и кроется главная опасность. Так называемый большой заяц, компания-единорог, к которым относились в свое время и Spotify, и Airbnb и Farfetch, провели IPO и отдали полученные деньги большому волку, то есть венчурному инвестору, который сумел продать массовому инвестору шеринговые компании, рассуждает Делицын. «По теории Кенни и Зюсмана, получив деньги, большой волк выращивает следующего большого единорога — новые поколения условных Airbnb и Farfetch, в которые будет вложено еще больше денег. О порядках сумм свидетельствуют примеры: Open AI (создатель ChatGPT) и конкурент этой компании Anthropic, куда инвесторы уже пообещали вложить 13 миллиардов и семь миллиардов долларов соответственно», — говорит эксперт.
Он считает, что, учитывая убытки новых эмитентов и неважное поведение стоимости их акций, новые единороги будут теперь добивать бывших единорогов контрольным выстрелом, не оставляя шансов на сопротивление. Поэтому нет никаких гарантий, что временные проблемы отступят и Airbnb и Spotify воплотят мечты массовых инвесторов о росте капитализации, резюмирует Делицын. Даже если их дела поправятся: тем больше будет стимулов для венчурных инвесторов попытаться снова заработать на трансформации рынков с помощью нового поколения единорогов.