Тест большой мессаги

Теги:авиабаза
 
+
-
edit
 

Balancer
Guest

гость
Броненосцы над Балканами
США применяют в небе Югославии самые совершенные самолеты
Михаил Никольский, Сергей Сокут

В КОНЦЕ прошлой недели представитель Пентагона признал, что ВВС США с 14 апреля используют в боевых действиях против Югославии самолеты AC-130U <Спектр>, стоящие на вооружении сил специальных операций. Подобных машин нет ни в одной армии мира. Главная изюминка AC-130U - размещение вооружения, бортовое оборудование и тактика боевого применения. Подобные самолеты получили в ВВС США общее наименование <ганшип> (дословный перевод - <артиллерийский корабль>, иногда используют термин <линкор>).

ЛИНКОРЫ В ЮГОСЛАВСКОМ НЕБЕ
AC-130U несет на борту артиллерийскую батарею в составе 105-мм облегченной гаубицы, 40-мм автоматического орудия <Бофорс> и пятиствольной 25-мм автоматической пушкой GAU-12U. Кроме того, на самолете установлены два модуля MXU-70 с пулеметами <Миниган>. В состав бортового оборудования входят РЛС AN/APG-180, разработанная на основе радара истребителя F-15; телевизионная система кругового обзора, способная работать в условиях низкой освещенности; инфракрасная система ночного видения и усовершенствованная система РЭБ.
Базой для AC-130U стал один из самых распространенных средних транспортных самолетов в мире - четырехмоторный С-130 <Геркулес>. Упомянутое вооружение на 70-тонной машине установлено вдоль левого борта, а плоскость стрельбы перпендикулярна направлению полета. Вставший в вираж <ганшип> может обстреливать цель, находящуюся в центре проекции виража на земную поверхность, несколько минут, пока не кончится весьма объемный - несколько тонн - боезапас. Это выгодно отличает самолеты подобного типа от обычных штурмовиков, время огневого воздействия которых на цель составляет секунды. Важно и то, что по точности стрельбы они не уступают современным самолетам с управляемыми бомбами и ракетами. Другое достоинство AC-130U - их независимость от разведывательной авиации, обусловленная способностью самостоятельно вести поиск целей в ходе длительного дежурства в воздухе, а также действовать в любое время суток в простых и сложных метеоусловиях.
Полигоном для отработки концепции <ганшипа> стал Вьетнам, где в летающие <артиллерийские корабли> было переоборудовано несколько десятков военно-транспортных самолетов С-47, С-119 и впоследствии С-130. Они уничтожили порядка 10 тыс. грузовиков на <тропе Хо Ши Мина>. Предшественники нынешних линкоров - AC-130H (на них вместо 25-мм установлены две 20-мм пушки) - активно использовались над Боснией в 1994 г., уничтожая сербские танки.
В настоящее время налеты на Югославию выполняют два AC-130U, оперативно подчиненные 86-му экспедиционному авиакрылу - сводному соединению авиации сил специальных операций США. Представители Пентагона отказываются сообщать подробности боевого применения <ганшипа>, однако дают понять, что их используют для атаки точечных целей (прежде всего бронетехники) в Косово, где обычные боевые самолеты альянса не всегда могут обнаруживать, классифицировать и уничтожать малоразмерные подвижные объекты. В какой-то степени американское командование пытается таким образом заполнить нишу, которую должны были занять вертолеты АН-64 <Апач>, отправить которые в бой Пентагон опасается из-за сохранившихся войсковых средств ПВО малой дальности. <Ганшипы>, обстреливающие цель с расстояния 5 тыс. метров, сербских <Шилок>, <Игл> и <Стрел> могут не опасаться (хотя при работе с больших высот снижается точность стрельбы). Зато они уязвимы для огня ЗРК <Куб> и С-125, поэтому их применяют лишь в тех районах, где эти средства уничтожены.
Отметим, что ранее попытки использовать AC-130 для атаки прикрытых сильной ПВО целей заканчивались плачевно. Так, во Вьетнаме над <тропой Хо Ши Мина> в 1972 г. за три дня комплексы С-75 сбили два AC-130, после чего полеты <ганшипов> в зоне действия ЗРК прекратились. В 1991 г. в Ираке AC-130H был уничтожен ракетой во втором боевом вылете на непосредственную авиационную поддержку наземных войск.
Несмотря на то что, по словам представителей Пентагона, AC-130 оказались в нынешней войне <очень эффективными>, они, в сущности, остаются гипертрофированными противопартизанскими самолетами. Воевать с воздушным противником <ганшипы> не способны. Не исключено, кстати, что намеки американских военных об использовании AC-130 в качестве штурмовиков - всего лишь прикрытие основной задачи, и линкоры, как им и положено, осуществляют в югославском небе огневую поддержку сил специальных операций.

ТАКСИ ДЛЯ ДИВЕРСАНТОВ
Основание для такого предположения существуют: помимо <ганшипов>, к 86-му крылу приписаны три самолета MC-130H, десять вертолетов MH-53J и два MH-60G, которые позволяют решать большую часть задач, стоящих перед авиацией спецназа. <Домашним> аэродромом крыла является итальянская авиабаза Бриндизи, однако авиация спецназа часто использует в операциях широкий спектр посадочных площадок.
Силы специальных операций США - единственные в мире, имеющие собственную многочисленную и разнообразную авиационную компоненту. Опыт боевого применения авиации спецназначения показал, что для нестандартных операций нужна нестандартная техника. Для скрытного проникновения летательных аппаратов в глубь вражеской территории практикуются полеты в темное время суток и на предельно малых высотах. Ночное пилотирование осуществляется с помощью очков ночного видения, а также инфракрасных и низкоуровневых телевизионных систем обзора передней полусферы. Важное значение имеет точная навигация - отклонение от конечной точки маршрута чаще всего приводит к невыполнению задания. Инерциальные и спутниковые навигационные системы ряда самолетов сил специальных операций считаются наиболее совершенными в ВВС США.
Самолеты MC-130 <Комбат Тэлон> представляют собой модернизированные под требования сил специальных операций С-130. Они предназначены для обеспечения действий разведывательно-диверсионных подразделений в глубине территории противника. MC-130 могут сбрасывать грузы с минимальных высот, кроме того, они оборудованы специальной системой беспосадочного приема людей и грузов с земли. Хотя их основное назначение - обеспечение действий разведывательно-диверсионных групп, они могут привлекаться и для сброса оружия и снаряжения бойцам Освободительной армии Косово.
Наиболее совершенный вариант самолета - MC-130H <Комбат Тэлон II>. Многофункциональная РЛС этого самолета AN/APQ-170 позволяет летать в режиме следования рельефу местности на большей скорости. Совместная работа РЛС в режиме картографирования с инфракрасной системой ночного видения позволяет экипажу с высокой точностью осуществлять визуальное определение местоположения самолета в любое время суток независимо от погодных условий. Самолет оснащен мощным комплексом радиоэлектронной борьбы. Заметим, что MC-130 уже привлекались к полетам над Балканами в 1992-1994 гг.
Поскольку использование в гористой местности самолетов MC-130 для скрытной доставки людей и грузов ограничено, эти задания также выполняют вертолеты MH-53, созданные в результате последовательных модернизаций самого тяжелого транспортного вертолета США СН-53. Наиболее совершенная модель основного вертолета сил специальных операций США - MH-53J <Улучшенный Пэйв Лоу III>. Он оснащен инфракрасной системой обзора передней полусферы, РЛС следования рельефу местности. В кабине установлен индикатор с движущейся картой местности. Экипаж вертолета MH-53J прикрыт броней; вооружение состоит из двух пулеметов <Миниган> калибра 7,62 мм, установленных в бортах с каждой стороны передней части фюзеляжа и 12,7-мм пулемета на задней опускаемой рампе.
Вертолеты MH-60G <Пэйв Хоук> в силах специальных операций в шутку называют <командой спасения 911>. Он меньше, чем MH-53, однако оснащен электронным оборудованием с примерно такими же возможностями, что и аппаратура <Пэйв Лоу III>. За счет меньших габаритов вертолет проще перебросить по воздуху в нужную точку планеты. Один тяжелый транспортный самолет С-5 может перевозить до пяти вертолетов MH-60G, причем вертолеты готовы к выполнению задания уже через 30 минут после их выгрузки, в то время как на приведение после воздушной перевозки в нормальное состояние MH-53 требуется от 6 до 12 часов.
В вариант MH-60G переоборудовано десять транспортных вертолетов UH-60. На них установлены РЛС, способная работать в режиме картографирования земной поверхности, радиомаяка и как метеолокатор, комплексная навигационная система, индикатор движущейся карты местности и другая радиоэлектронная аппаратура. Вертолет оснащен инфракрасной системой обзора передней полусферы, в состав оборудования введены нашлемные дисплеи. Вооружение включает два пулемета калибра 7,62 мм. На четырех узлах подвески можно разместить два блока неуправляемых ракет, два контейнера с 20-мм пушками или пулеметами калибра 12,7 мм.
Обычно MH-60G используется для перевозки небольших разведывательно-диверсионных групп численностью три-четыре человека, но при необходимости может транспортировать до 10 полностью экипированных солдат.
Все десять вертолетов MH-60G <Пэйв Хоук> находятся на вооружении 55-й эскадрильи специального назначения, четыре из них поддерживаются в полной готовности к немедленной переброске в любую точку мира на самолете С-5. Возможности <эскадрильи быстрого реагирования> были продемонстрированы в 1989 г., когда четыре <Пэйв Хоука> оказались в Эфиопии спустя 14 часов после получения приказа.

ПОСЛЕДНЯЯ НАДЕЖДА НЕУДАЧНИКА
В Италию переброшены самолеты MC-130H и вертолеты MH-53J из состава 352-й авиагруппы специального назначения, предназначенной для действий на Европейском ТВД и в Средиземноморье. Штаб группы находился на авиабазе Милденхэлл, расположенной в Великобритании. <Ганшипы> прибыли в Бриндизи из США из состава 16-й эскадрильи 16-го авиакрыла специального назначения - единственного подразделения ВВС первой линии, имеющего на вооружении самолеты этого типа.
Боевой состав 86-го авиакрыла (5 самолетов и 12 вертолетов) говорит о том, что одной из главных его задач является поиск и спасение членов экипажей сбитых над Югославией самолетов. Из всех летательных аппаратов НАТО, задействованных над СРЮ, только вертолеты MH-53 и MH-60 способны выполнять такие задания. Радиус действия вертолетов примерно 500 км (без дозаправки в воздухе), что позволяет при работе вертолетов с боснийской авиабазы Тузла, которая уже давно <обжита> альянсом, полностью перекрыть территорию Югославии. Возможно использование вертолетов и с других аэродромов.
Высокую эффективность продемонстрировала авиация сил специальных операций при спасении пилота F-117A капитана Кена Дуэлла. Его самолет был сбит 27 марта во время налета на аэродром Батайнице, расположенный всего в 20 км от Белграда. <Служба спасения> выхватила летчика из-под самого носа сербов в центре Югославии. Успешному спасению в немалой степени способствовала точная пеленгация местонахождения летчика. Пилот был оснащен новой аварийной радиостанцией <Хук-112>, сопряженной со спутниковой навигационной системой. Сигнал этой рации пеленгуется на дальности 160 км с точностью до 100 м.
В целом пока авиационный спецназ действует в Югославии весьма эффективно, и о многих его <подвигах> широкая общественность никогда не узнает, если, конечно, не случится провала, подобного тому, что произошел в 1980 г. при попытке освободить американских заложников в Тегеране.

// <НВО>, ? 20 (143) 28 мая - 3 июня 1999 г.
 

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru