Fakir> Ну, поножи, кирасы и прочие самураи с гопниками гоплитами - это всё понятно и неинтересно. Интерсуют именно СОЧЛЕНЕНИЯ у "полных" средневековых доспехов - тех, которые любят расставлять по залам старых замков и нуворишских гостиных
То что расставлено по залам замков, гостинным и музеям (разумеется мы обсуждаем только подлинные старинные доспехи) - в 90% случаев это турнирные и "представительские" доспехи.
Турнирные доспехи это совершенно отдельная ветвь "доспехостроения" со своей идеологией, конструктивными решениями и заморочками. С точки зрения обсуждаемой подвижности - там вообще полный швах: большая часть тех сочленений что обязаны гнуться на боевых доспехах (руки-плечи/голова-шея) на турнирных же наглухо закреплены (даже не заклепками, а болтами), а остальная часть подвижных доспехов (область таза) заменялась изначально монолитными элементами, а другие - обычно ножные латы зачастую по жизни не применялись или даже вообще не входили в состав комплекта.
Поэтому мастер-оружейник изготовивший данный комплект турнирных доспехов всегда официально входил в состав "команды" рыцаря на турнире и имел доступ на ристалище для сборки (в прямом смысле)доспехов на рыцаре.
Кстати например машиностроение изобретением барашковых гаек
обязано турнирным доспехам. Поскольку согласно турнирного кодекса рыцарь ко входу на ристалище должен был прибывать в доспехах и с опущенным забралом шлема. А турнирный шлем во первых намертво прикручивался болтами к кирасе, затем болтами же между спиной кирасы и затылком шлема прикручивался специальный кронштейн (для еще более жесткой фиксации головы), и затем гайками закручивалось забрало шлема. По требованию маршала (распорядителя) турнира рыцарь должен был назвать свое имя, цель приезда на турнир и открыть забрало - после чего пропускался на "ринг". Поскольку видимо возня мастера с гаечными ключами для открывания/закрывания забрала была долгой и не эстетичной - то придумали барашковые гайки
.
Разумеется в боевой обстановке такими доспехами никто не пользовался из-за их узкой специализации и достаточно приличного веса. Хотя кстати весили турнирные доспехи уж никак не 200 майкловых килограмм, а так 45-70 кг (один турнирный шлем XV-XVI весит от 7,65 до 11,19 кг). А например полные боевые доспехи английского конного рыцаря конца XVI (из коллекции Тауэра) весят от 24,97 до 35,55 кг.
"Представительские" же доспехи (которые богато украшены золотом, серебром, гравировкой, чеканкой и т.п.) по конструкции ближе к боевым, но часть их характеристик в плане защищенности и подвижности пожертвована в пользу украшательства. Такие доспехи обычно заказывали первые лица государства и армии (типа короля, главкомов ну и тогдашние крутые пацаны) и появились они уже в те времена, когда оные начальники руководили сражениями из тыла, а не неслись на врага в первом ряду своей дружины. Хотя надо отметить что не брезговавшие помахать мечом начальники одновременно также имели в своем распоряжении вполне утилитарные боевые доспехи. Так что богатые представительские доспехи использовались в основном на парадах, приемах и пр. - ну и в силу этого они (наравне с турнирными) в основном и сохранились до нашего времени, в отличии от постоянно эксплуатируемого боевого ширпотреба. Тем более что в глазах современных наследников рыцарей долгое время котировались только навороченные украшенные доспехи, а их боевые коллеги в той же Британии вплоть до конца 19 века активно сдавались в металлолом как не нужный хлам.
Fakir> Вот эти момент и интересны - как оно всё крепилось, сколько было степеней свободы у каждого сустава, какие ограничения.
Ключевой термин: almain rivets - подвижная (или скользящая) заклепка. Т.е. две сочленяемые детали соединялись заклепкой, но заклепка была не наглухо заклепанная - а свободная, и отверстие под нее было несколько большего размера - за счет чего в соединении образовывался люфт, и искомые детали могли перемещатся относительно друг друга на размер этого люфта.
Например в обуви - солеретах или сабатонах
http://www.trudiaga.ru/images/master/sabaton-m.jpg
люфт составлял всего несколько мм (вон видите на фото в нижнем ряду выпавшие заклепки и продолговатые отверстия под них). Ну а на теле эти части доспехов крепились ремнями (т.е. ремни - крепление, а заклепки - это ограничители и направляющие движения частей доспеха).
На других подвижных частях доспехов, например наплечниках или вот набедренниках:
http://www.trudiaga.ru/images/master/backplate1-m.jpg
продолговатые отверстия под заклепками обеспечивали ход частей доспеха относительно друг друга примерно на 20-30 мм.
В смысле подвижности учтите еще такую вещь - доспехи ведь одевали не на голое тело, а на специальный поддоспешник: матерчатый стеганный камзол с набивкой ватой или шерстью толщиной до трех пальцев и кольчужными подмышками. Помимо этого на плечи и вокруг поясницы закрепляли еще дополнительные мягкие валики, и поверх всего этого всего одевали матерчатый чехол, который во первых предохранял поддоспешник от протирания доспехами, во вторых обеспечивал легкость скольжения частей доспеха по поддоспешнику. Ну а сам поддоспешник в тогдашних уставах и наставлениях рекомендовалось надевать на голое тело, поскольку рыцарь в таком ватнике потел, нижняя рубашка намокала, прилипала к телу и сковывала движения - а поправить ее в одетых доспехах понятно уже было нельзя.
Ну и соот. на ноги под латы одевались стеганные чулки, на голову - стеганный и шнурованный подшлемник и т.п.
Так что любой рыцарь в полном облачении был еще то чучело
.