Попытка «на пальцах» объяснить механизм возникновения вокруг движущегося крыла присоединенного вихря и, как следствие, подъемной силы.
Для примера возмем установленное под нулевым углом атаки крыло с несимметричным профилем, «тупым» носком и с плоской нижней поверхностью.
Рассматривая механизм образования подъемной силы, я хочу выделить три существенных этапа этого процесса:
1) Начало движения крыла относительно воздуха и подъемная сила в этот момент.
2) Образование и нарастание присоединенного вихря.
3) Подъемная сила при наличии присоединенного вихря.
4) Картина воздушных потоков в районе крыла при наличии присоединенного вихря.
Этап 1: Начало движения крыла относительно воздуха и подъемная сила в этот момент.
Когда крыло двигается относительно воздуха, на его передней кромке происходит разделение потока воздуха. Когда крыло только начинает движение, поток воздуха разделяется на два равных потока, получающих одинаковый импульс вверх и вниз в соответствии со 2 и 3-м законами Ньютона. (Заметим, что разделяясь, потоки горизонтально тормозятся о носок крыла, но вертикальный импульс получают, отталкиваясь не от крыла, но друг от друга). Обтекая крыло, верхний поток меняет свое направление с «вверх» на «немножко вниз», а нижний поток – с «вниз» на «горизонтально». Обращаю внимание на то, что изменяя свое направление с вертикального на горизонтальное в районе передней части крыла, потоки увеличивают горизонтальную составляющую своего импульса и таким образом «тянут» крыло вперед, компенсируя торможение крыла в месте разделения потоков. Также обращаю внимание на то, что на задней кромке крыла оба потока – верхний, имеющий импульс «немножко вниз», и нижний, имеющий импульс «горизонтально» - сливаются, образуя «скос потока» за крылом. В этот момент начала движения крыла относительно воздуха подъемная сила определяется этим импульсом «немножко вниз» и очень мала.
Этап 2: Образование и нарастание присоединенного вихря.
Из-за несимметричности профиля крыла скорость потока над крылом больше, чем под ним (по закону Бернулли). В результате верхний поток достигает задней кромки быстрее нижнего, т.е. вокруг крыла образуется ненулевая циркуляция потока, иными словами - вихрь. В соответствии с законом сохранения момента импульса за крылом образуется вихрь с противоположным направлением вращения. Этот второй вихрь уносится потоком прочь. Первый же вихрь остается вокруг крыла. Это и есть «присоединенный» вихрь. Теперь в районе разделения потоков на носке крыла имеется дополнительный поток, направленный по касательной к носку крыла вверх. Поэтому суммарный импульс потока, в точке разделения направляющегося вверх, оказывается больше, чем суммарный импульс потока, направляющегося вниз (в полном соответствии со 2 и 3-м законами Ньютона). В результате разность скоростей в вверхнем и нижнем потоке увеличивается, провоцируя дальнейшее нарастание «присоединенного» вихря. Можно говорить, что в системе крыло+набегающий_поток+присоединенный_вихрь присутствует положительная обратная связь.
Этап 3: Подъемная сила при наличии присоединенного вихря.
Посмотрим, что происходит с подъемной силой после того, как «присоединенный» вихрь наберет силу. Напомню, что в районе разделения потоков на носке крыла имеется дополнительный поток (присоединенного вихря), направленный по касательной к носку крыла вверх. Поэтому суммарный импульс потока, в точке разделения направляющегося вверх, оказывается значительно больше, чем суммарный импульс потока, направляющегося вниз. Обтекая крыло, верхний поток по-прежднему меняет свой импульс с «вверх» до «немножко вниз», а нижний – с «вниз» до «горизонтально». Но теперь абсолютное значение (модуль) импульса верхнего потока много больше, чем модуль импульса нижнего потока, и поэтому изменение импульса верхнего потока также много больше, чем изменение импульса нижнего потока. А так как изменение импульса потока происходит благодаря взаимодействию потока с крылом, то возникает сила, действующая на крыло и направленная вверх. Крыло «засасывается» вверх. Как видно, это «засасывание» и есть подъемная сила, которая возникает в основном на передней части крыла, где и происходит наибольшее изменение направления импульса верхнего потока.
Этап 4: Картина воздушных потоков в районе крыла при наличии присоединенного вихря.
Картина воздушных потоков в районе крыла является суперпозицией набегающего потока, разделенного крылом, и присоединенного вихря. Изгибание линий тока вверх от крыла вызвано наличием присоединенного вихря. Скос потока за крылом вызван слиянием верхнего потока «немножко вниз» с нижним «горизонтальным».
Выводы:
1) Нет никакого нарушения ни 2-го, ни 3-го законов Ньютона, ни каких-либо других законов природы.
2) Импульс «вниз», получаемый воздухом после прохождения крыла и отвечающий за реактивную составляющую подъемной силы, равен изменению импульса верхнего потока от «горизонтально» до «немножко вниз» и весьма незначителен по сравнению с общим изменением импульса потока. Следовательно, и реактивная составляющая подъемной силы незначительна.
3) Процесс образования подъемной силы на крыле – это сложный динамический процесс в системе с положительной обратной связью.
4) Процесс образования подъемной силы на крыле происходит в ограниченной области пространства (процесс локализован в пространстве).
Вот и все…