От материализма к объекттивному идеализму(религи)

 
+
-
edit
 

Alexeyy

втянувшийся
Тема: Демокрит --> Аристотель --> Платон: Материализм --> Субъективный идеализм --> Объективный идеализм (Религия).

  Мне показалось, что отмеченную в теме тенденцию можно обобщить и на другие историчеккие периоды (Например, эпоха возрождения). В связи с этим – просьба к уважаемым форумчанам: если кто знает исследования на предмет наличия такой закономерности, то где об этом почитать (мне желательно - интеррнете) .
   Но теперь я должен уточнить что имею в виду под тенденцией.
  «Последние» «дни» (столетия) рабовладельческого общества древней Греции сопровождались подъёмом в науке культуре, … . Соответственно вроде бы имела место тенденция развития материализма. Далее, по мере смены формации (на феодальную) позиции материализма – слабеют, усиливается субъективный идеализм (Если не ошибаюсь – Аристотель, например). (Предварительно развивается – сенсуунализм. Если не ошибаюсь – это, например, Элиатская школа). В конечном счёте и он сдаёт позиции – и сменяется объективным идеализмом (Платон) и далее наступает эпоха религии (средние века). Этому последнему периоду уже отвечает установившаяся новая формация.
 И так:
1) Некоторый «последний» период старой формации характеризуется подъемом во «всех» отношениях. Но в основе его лежит технический скачёк (который в конечном счёте приводит к смене формации). Этот период – условно –материалистический.
2) Переходный период к новой формации в философском отношении тяготеет к субъективному идеализму (хотя в конкретных случаях есть «перемешивание»).
3) Окончательное установление новой формации философском отношении характеризуется превалированием объективного идеализма (средние века).
 Мне кажется, что аналогичная закономерность смены философских представлений, возникающая при смене формации в древнем мире имеет место и при переходе от феодализма к капитализму. Соответственно первый период (материалистический) – это эпоха возрождения. Далее (примеры для 2-го и 3-о периода), к сожалению, не знаю. Надеюсь – кто-нибудь подскажет (хорошо бы со ссылками на соответствующие работы).
  Далее где-то наверно столетие между 19 - м и 20 - м веками, как мне кажется, характеризуется аналогичным переходом. Хотя он уже не так «ярок» как прошлые. Да и переход получается уже – не совсем переход. Поскольку капитализм сменился капитализмом. Но это новый капитализм – уже принципиально другой: «человеческий», а не «дикий» (хотя элементы смешения присутствуют всегда).
  С конкретными примерами, ярко иллюстрирующих то, что переходу экономическому соответствовал переход в философии от материализма к религиии (через упомянутые 3 периода) у меня не густо: припоминаю, фрагментарно, некоторые философские течения. Например Юма, Авинариуса, если не изменяет память, можно отнести к вроде бы – сенсуунализму. Хотя «кучу» примеров субъективного идеализма знаю из квантовой механики.
  Но чёткой периодической классификации этого перехода у меня не сформировано. Надеюсь, что это вопрос подробно уже кем-то рассматривался. Мне нужны конкретные классифицирующие факты. А именно, чтобы на конкретных примерах было прослежено, как по мере смены формации меняется философия. Про эти классификации хотелось бу узнать как для перехода 19-20 веков, так и для перехода, начавшегося с эпохи возраждения. А также для древнего периода (Древняя Греция, Римская империя, Средние века).
  Вопрос то вырос у меня из квантовой механики. Надеюсь написать одну соответствующую статейку. В ней будет обзорчик, касающийся исторических посылок развития субъективизма в квантовой механики (измеряемые величины существуют или нет в зависимости от того, измеряем ли мы их или нет). Поэтому хотелось бы основательно проработать вопрос исторических причин эволюции философии от материализма к объективному идеализму через субъективный. Хотя это мало будет иметь непосредственного отношения к моей планируемой статейке по квантовой механики. Но хотелось бы иметь чёткое общее представление, чтобы можно было уверенно сослаться на соответствующие работы с рассмотренной периодизацией.
  Припоминаю, что был какой-то философ, который провёл гигантское исследование по выявлению периодичности в истории на конкретном историческом материале. Он выявил периодичность в культуре, науке, искусстве и др. начиная от первобытного общества (основывался в том числе на раскопках) и до наших дней. Но как мне кажется он не обращал специального внимание на закономерность перехода от материалистического мировоззрения к религиозному (через субъективный идеализм). Меня же интересует детальные исследования именно этого перехода. Т.е. оно уже будет связано с анализом периодичности, которая была детально выявлена указанным философом.
  Хочу использовать это исследование (если оно существует) как ссылку в моей работе по квантовой механики: не буду в ней подробно излагать периодичность а только приведу закономерность и дам ссылку.
         
 
+
-
edit
 

-exec-

опытный

интересно.
"наблюдается последовательность ABCA(не знаю что)(не знаю что)(не знаю что)(не знаю что), но таки мне кажется, что всё таки ABCABCABC"
 
+
-
edit
 

k_gornik

втянувшийся

Далее, по мере смены  формации (на феодальную)
 


Какую феодальную, во времена Аристотеля?

позиции материализма – слабеют, усиливается субъективный идеализм (Если не ошибаюсь – Аристотель, например).
 


конечном счёте и он сдаёт позиции – и сменяется объективным идеализмом (Платон)
 


Платон жил ДО Аристотеля. Он был его учителем.

В и далее наступает эпоха религии (средние века).
 


Что, сразу после Платона наступают средние века? Или сразу после Аристотеля?

Вопрос то вырос у меня из квантовой механики. Надеюсь написать одну соответствующую статейку.
 


Лучше не надо.
 
RU Dem_anywhere #09.02.2004 15:04
+
-
edit
 

Dem_anywhere

аксакал
★☆

1) Некоторый «последний» период старой формации характеризуется подъемом во «всех» отношениях. Но в основе его лежит технический скачёк (который в конечном счёте приводит к смене формации). Этот период – условно –материалистический.
 
Скорей наоборот.
(материализм+развитие науки) -> подъём -> технологический скачёк -> смена формации

в общем-то понятно, что ученые склонны к материализму.
другое дело - кто задаёт линию поведения общества.
 
+
-
edit
 

Alexeyy

втянувшийся
Далее, по мере смены  формации (на феодальную)
 


Какую феодальную, во времена Аристотеля?

позиции материализма – слабеют, усиливается субъективный идеализм (Если не ошибаюсь – Аристотель, например).
 


конечном счёте и он сдаёт позиции – и сменяется объективным идеализмом (Платон)
 


Платон жил ДО Аристотеля. Он был его учителем.
 


Вы правы: здесь я написал полную ерунду.
Чтобы привести "всё" в порядок - нужно заменить в тексте Платона на Аристотеля.

В и далее наступает эпоха религии (средние века).
 


Что, сразу после Платона наступают средние века? Или сразу после Аристотеля?
 


После Арестотеля. Но не "сразу". Период, отвечающий этому процессу длился с пол тысячелетия. Соответствующий период при переходе от феодализма к капитализму сократился уже, где-то да полторы сотни лет (и т.д.).
 
+
-
edit
 

Alexeyy

втянувшийся
Далее, по мере смены  формации (на феодальную)
 


Какую феодальную, во времена Аристотеля?

позиции материализма – слабеют, усиливается субъективный идеализм (Если не ошибаюсь – Аристотель, например).
 


конечном счёте и он сдаёт позиции – и сменяется объективным идеализмом (Платон)
 


Платон жил ДО Аристотеля. Он был его учителем.
 


Вы правы: здесь я написал полную ерунду.
Чтобы привести "всё" в порядок - нужно заменить в тексте Платона на Аристотеля.

В и далее наступает эпоха религии (средние века).
 


Что, сразу после Платона наступают средние века? Или сразу после Аристотеля?
 


После Арестотеля. Но не "сразу". Период, отвечающий этому процессу длился с пол тысячелетия. Соответствующий период при переходе от феодализма к капитализму сократился уже, где-то до полторы сотни лет (и т.д.).
 
+
-
edit
 

Alexeyy

втянувшийся
exec-, 09.02.2004 07:32:06:
интересно.
"наблюдается последовательность ABCA(не знаю что)(не знаю что)(не знаю что)(не знаю что), но таки мне кажется, что всё таки ABCABCABC"
 

Вы правы в том, что я не достаточно осветил примерами обсуждаемые переходы. И те примеры, которые привёл, совершенно не могут служить доказательством к тому, что закономерность наблюдается.
 Но должен обртить Ваше внимание, что такой задачи я и не ставлю. Наличие рассматриваемой закономерности является историческим фактом. Достаточно посмотреть истоию развития философии (к сожалению за сроком давности её изучения я сейчас не могу воспроизвести всех фактов в полноте. И как Вы могли заметить - путаюсь в них). Но тот, кто сможет ответить на мой вопрос - наверно должен быть хорошо знаком с обсуждаемой закономерностью. Так что Вы понимаете, что по этой причине доказывать её существолвание здесь мне особого смысла не имеет.
 
+
-
edit
 

Alexeyy

втянувшийся
Dem_anywhere, 09.02.2004 15:04:27:
1) Некоторый «последний» период старой формации характеризуется подъемом во «всех» отношениях. Но в основе его лежит технический скачёк (который в конечном счёте приводит к смене формации). Этот период – условно –материалистический.
 
Скорей наоборот.
(материализм+развитие науки) -> подъём -> технологический скачёк -> смена формации
 

На мой взгляд - бытиё определяет сознание: в рассматриваемом контексте возникнорвение материализма (сознание) становится объективно возможным лишь благодаря техническому скачку(бытиё). Он (скачёк) "требует" изменения мировоззрения в сторону материалистического. Т.к. не материалистическое мировоззрение в тенденции тормозит скачёк. А т.к. желание "лучше" жить - перевешивает "всё", то оно (желание "лучше" жить) перевешивает и не материалистичекие мировоззрения: возникает материализм.
 Как Вы, наверно, понимаете это извечнгый спор по поводу того бытиё ли определяет сознание или наоборот. Но я сейчас бы не хотел в него вдаваться.
 

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
Вообще-то связь научной мысли с общественно-политической уже рассматривалась (кое-что изложено, например, у С.Г.Кара-Мурзы). Примеры - колоссальное влияние ньютоновской механики, влияние термодинамики в 19-м веке на экономические теории (циклы воспроизводства у Маркса).
 

ing

втянувшийся

Вопрос то вырос у меня из квантовой механики.
 


То есть, КМ как современная мировая религия?
Надеюсь написать одну соответствующую статейку.
 


Наверное k_gornik здесь прав,
Лучше не надо.
 

Потому как одной статейкой не отделаться, да и опыт покажет. ing
 
+
-
edit
 

Alexeyy

втянувшийся
Вопрос то вырос у меня из квантовой механики.
 


То есть, КМ как современная мировая религия?
 


Да нет, "Боже" упаси. И близко нет. Не перестаю удивляться как одни и те же фразы могут совершенно по разному восприниматься. Хотя думаю, что в Вашей Фразе что-то есть.

Надеюсь написать одну соответствующую статейку.
 


Наверное k_gornik здесь прав,
Лучше не надо.
 
 



Если в том смысле как Вы поняли, то я горячё присоединяюсь k_gornik и к Вам: лучше не надо.
 
Это сообщение редактировалось 13.02.2004 в 22:01

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru