2 Iva
ИМХО, в упоминаемую вами эпоху все попытки хоть как-то шевелить мозгами на цели, не связанные непосредственно с добычей еды, жилья и особей противоположного пола обзывались
натурфилософией.
Люди вырабатывали свою позицию по отношению ко всему. Математики, физики и т.д. просто не было, они еще не выделились. Природа была. Были размышления о ней, в них разумеется присутствовали элементы физики, математики, философии в совр. понимании.
В общем, странно говорить, что философия опередила математику и физику. Физика и математика в натурфилософии содержались.
И в той мере, в какой в натурфилософии содержались науки, в той мере она не была маразмом и бредом сумасшедшего. ИМХО.
ИМХО то, что сейчас называется философией - уже нечто иное. Сегодняшняя философия, насколько я понимаю, занимается позиционированием человека (в идеале, конечно) по отношению к миру. Вырабатывает, формулирует общее (претензии такие) отношение к миру. Так сказать, общая идеология(!). Инвентаризирует полученные научные достижения и указывает направление развития. В идеале конечно. Подразумевается, что философы знакомы с достижениями и адекватно их понимают. Я встречал только с одного такого.
2 Zeus
>Тут штука тонкая. Закон, облаченный в формулу - это уже абстракция.
Конечно. Природа всегда считает численно.
>Степень его соответствия с "реальностью", строго говоря, полностью не известна и не может быть известна.
Но ведь погрешность эксперимента и формулы можно численно оценить. Т.е. конечно соответствие всегда 'с точностью до...' (Только от этого 'гуманитарии' почему-то входят в экстаз и кричат, что формулы - фигня, они правды жизни не отражают
вообще. Т.е. это якобы доказательство несостоятельности науки.) Но это 'с точностью до...' - совпадает с наблюдаемым.
>Именно поэтому логика - тоже вполне абстрактна, пусть и появилась она на основе жизненных наблюдений (которые сами по себе - еще не реальность).
ОК. Я не знаю, интересовался ли Аристотель тем, как остальные люди воспринимают мир.
Вот смотрите. Я сижу за спектрометром, снимаю спектр ЭПР с образца. Я делаю эксперимент -> наукой занимаюсь. А когда я хочу результат интерпретировать, пользуюсь мат. моделью - уже не наукой? Допустим, юзаю модель и делаю симуляцию спектра на компе - это уже не наука (математика же, вульгарно-прикладная)? Или это еще наука, а когда оказалось, что в лоб сигнал считать - до недели на спектр уходит, и я придумал другой способ вычислений того же сигнала, но за 1.5 часа (почти чистая математика, к моей задаче не жестко связанная) - это я уже не наукой занимался?
2 Wyvern
>А то, что Вы молоды совершенно понятно из Вашего инфантильного максимализма(это не ругательство! Я не пытаюсь Вас обидеть!)
А я совсем не обижаюсь. Это было приглашение в логич. ловушку. Вы назвали опыт убожеством, причем, в качестве аргумента своей правоты неявно предъявили свой бОльший жизненный опыт (я надеюсь, вы не имели в виду сам возраст как непосредственную, биологическую причину умственного развития).
Эклектика уж очень заметная, поэтому пришлось провоцировать, не удержался от соблазна. А сейчас я передумал, хочу знания повышать, а не провоцировать старших.
Теперича по делу. Вы так и не соизволили ответить на важные вопросы, сосредоточились на оффтопичном. Ссылку вашу на Лема я прочту позже. Тем более, что произведение размерчиком более 300 Кб, я думаю, вы свою собственную (а не Лема) позицию доведете меньшими усилиями.
Итак, поскольку опыт - 'убожество', я переспрашиваю у умудренного этим 'убожеством' Wyvern-а (тем более, что он процитировал кого-то, а значит, понимает, что автор хотел сказать):
ОК, так что тогда достоверное начало? Как его найти, не юзая эксперимент?
С примерчиками бы ещё, а то я, видать, тугодум и вообще не понял смысл процитированного. И хто ето был вами процитирован, дабы знать.
Что критерий достоверности? Как такое начало потом можно использовать?
Что такое род существующего и какие рода к природе не имеют отношения?
В общем, что в кач-ве альтернативы, да еще и не убогой?
И еще. М.быть, Аристотель не ставил эксперимент и не сравнивал свои результаты с чьими-то еще, сформулировал правила логики, юзая только свой личный опыт. Я не знаю. Но ведь они работают и без Аристотеля, мы с вами их вполне способны понять. И нигде эти правила не облажались ни разу. Так что они - результат объективный, не волнуйтесь. А если результат всегда субъективный, но всем людям всегда кажется одинаковым (результат воспроизводится с точностью до взаимопонимания людей), то и х. с ним, мы ведь не для инопланетян стараемся, а для людей. И мы можем назвать его объективным, т.к. не можем по определению обнаружить его необъективность.
Только вот не надо опять про солипсизм, вы мне как-то вопросы по нему задали, а условие задачи уточнить не удосужились.
>-"Человек видит лишь то, что он замечает, а замечает то, что так или иначе присутствует в его сознании..."
Вот только он забыл уточнить, каким образом элементы реальности в это сознание вообще попадают. Или он это напрочь отрицал?
>Т.е. я исподволь подвожу Вас к "страшному" открытию - пока, что либо наблюдает СУБЪЕКТ(а иного пока не дано )
Вот именно. Не дано. А мы говорить можем лишь о том, что нам дано.
>вообще нельзя употреблять понятие "ОБЪЕКТИВНЫЙ" и его производные, как то - "практический", "реальный" и т.д.
Ну, счаззз! Если для меня, субъекта, наблюдаемый мною мир ведет себя так, что я могу его предсказывать, а наблюдаемые мною люди предсказывают точно так же(в меру нашего взаимопонимания) и то же самое, да еще мы и наблюдаем в результате предсказанное (опять с точностью до), то что вам еще надо? Может, такие знания и надо определить как объективные? Вы что, подразумеваете существования некоего Абсолюта, к-рый и есть единственно верный, объективный, но нам недоступный принципиально? А на хрен он такой нужен, объективный и недоступный?
>И да, кстати! Только ФИЛОСОФИЯ и может дать хоть какие то ОТВЕТЫ, а вернее - позволяет правильно ставить ВОПРОСЫ
Философия ответы не дает, вопросы ставит как вздумается ибо реально она просто дает список того, на что хочется иметь ответы, и чем хочется заняться и в лучшем случае прикидывает пути решения.
>Без философской базы наука - просто технология, не способная на движение вперед в познании.
Вот только философской базой для науки измышления философов - гуманитариев не являются. Научным сотрудникам приходится самим формировать философию своего дела. А это уже совсем другая история(с) АБС.
>-никогда не забывайте, что слова "уверен" и "вера" - однокоренные
Никогда не забываю.
Мне совершенно не стыдно признаться, что во многое я просто верю. И очень мало знаю. Но очень не люблю тех, кто верит во что-то, что моим
знаниям противоречит. И на аргументы не реагирует.