Я не буду говорить о том, что самые крутые электрики это именно релейщики. Это общеизвестный факт. Если не верите, спросите любого релейщика, он вам скажет
У нас на станции релейной защитой занимается электротехническая лаборатория, которая является подразделением электрического цеха. Поделена она на группы, каждая из готорых обслуживает свой участок защит. Я работаю в самой главной из групп, которая так и называется "Главная схема". Мы занимаемся обслуживанием защит блоков, релейной защитой ГРУ-10 кВ, вводами секций 6 кВ собственных нужд, щитом постоянного тока.
немного общих слов.
Про питание защит. Все защиты нашей группы работают на постоянном оперативном токе. Питаются от отдельного источника - аккумуляторной батареи (Может удастся выложить фотографии с аккумуляторной), которая работает в режиме поддерживающего заряда, поэтому всегда заряжена на полную емкость. При полном исчезновении питания станции ("посадки станции на ноль" - самом страшном кошмаре) аккумуляторной батареи хватает по расчетам на полчаса. Кроме защит она питает сеть аварийного освещения и аварийные маслонасосы генератора, про которые я уже писал.
Вспомнил, про что я не написал касательно турбин. У турбин есть интересное устройство, которое называется валоповоротным (ВПУ). Дело в том, что когда турбина горячая, нельзя чтобы она оставалась неподвижной, так как произойдет изгиб ротора под действием собственного веса. Вот это устройство и крутит турбину со скоростью 3-4 об/мин когда она остывает или нагревается. Турбину останавливать нельзя ни в коем случае, а с двигателем может случится всякое. Поэтому на случай этих всяких предусмотрен ручной привод ВПУ и в случае чего дежурный электромонтер бежит туда и крутит турбину вручную. Не знаю, были ли в истории нашей станции подобные случаи.
Устройствам релейной защиты нужно как-то знать, что происходит в защаемой электроустановке. Поэтому у них есть глаза и уши - трансформаторы тока и напряжения.
Трансформатор напряжения (ТН) это в принципе обычный трансформатор, который работает в режиме холостого хода (в идеале, на самом деле в режиме малой нагрузки). Характеризуется коэффициентом трансформации, который показывает во сколько раз напряжение во вторичной обмотке будет меньше первичного. Для всех трансформаторов напряжения принято стандартное вторичное напряжение 100 Вольт, которое выдает трансформатор при номинальном напряжении на первичной обмотке. Вторичная обмотка трансформатора всегда заземлена в одном месте. Сделано это для безопасности в случаи пробоя изоляции вторичной обмотки первичным напряжением. На поясняющей схеме трансформаторы напряжения обозначены буквами ТН и TV.
Трансформатор тока (ТТ), делает тоже что и трансформатор напряжения, но с током. Стандартный вторичный ток 5 А и 1 А (много реже). Но устройство его несколько отличается. Первичная обмотка состоит из очень малого числа витков, а во вторичной витков очень много. Часто первичной оботкой служит например провод ЛЭП или шина распредустройства. Тогда трансформатор тока выполняется в виде бублика, который просто надевается на этот провод или шину. И работает ТТ тока в режиме короткого замыкания (близком к нему). И ни в коем случае нельзя размыкать вторичную обмотку когда по первичной идет ток. В этом случае он переходит в режим холостого хода и на вторичной обмотке появляется высокое напряжение (до нескольких киловольт). Единственный смертельный несчастный случай с релейщиком на нашей станции связан именно со случайным размыканием вторичной обмотки. Поскольку место разрыва часто пробивается искровым разрядом, то оно начинает греться и в этом месте может случиться возгорание. Так у нас выгорали релейные отсеки ячеек. А может просто пробить обмотки внутри ТТ и тогда его придется менять.
Тут сразу отвечу Серокою, на его:
>Да, но как я понимаю всё равно подача энергии потребителям не прервётся?
Прервется. Во первых необходимо будет срочно выводить присоединение в ремонт, пока там все нахрен не сгорело, во вторых, при разрыве токовых цепей могут ложно отработать защиты и отключить присоединение.
Ну и чтоб два раза не вставать чуть поправлю killikа
>Неа. Между двумя этими проводами может и будет напряжение маленькое. А вот между любым из них и землей - 110 кВ
Не 110 кВ а всего-то 63 кВ
110 это линейное напряжение, оно между двумя фазами, а между каждой фазой и землей в 3
0,5 раз меньше.
На схеме трансформаторы тока обозначены ТА и ТТ.