[image]

Как гигакалории превращаются в мегаватты - Виртуальная экскурсия по электростанции

 
1 6 7 8 9 10 29
marata> А подробней про трансформаторы будет? А то я занимаюсь диагностикой по газам растворенным в масле и хочется "набраться всяких умных слов".
А что именно интересует? А то я могу процитировать главу из учебника по электрической части станций :-)
   
Продолжаем серию по электрической части станции. Пойдем мы по токопроводам, которые идут от трансформатора собственных нужд на станцию.
Приходят они на РУ СН (распределительное устройство собственных нужд) 6 кВ, так называемую "секцию". Они идут вдоль всего главного корпуса между турбинным и котельным отделением и между химией и ЦВУ.
Похожая секция показана в фильме "Ночной дозор" в помещении, где у них компьютерщик сидел. Что в принципе бред.
Прикреплённые файлы:
 
   
Практически так выглядят все распределительные устройства напряжения 6-10 кВ. Отличия только в деталях. Внизу тележка с выключателем, сверху релейный отсек. Сзади идут силовые шины.
   
Блок выключателя и релейного отсека называется ячейкой сеции. И у них сквозная нумерация в пределах сеций одного типа.
Маломаслянный выключатель типа ВМПЭ-10 выкаченный из отсека. Маломаслянным он называется потому что в масле у него только контакты, в отличии от маслянных выключателей, где все находится в здоровом баке с маслом. Выключатель генератора хоть и называется просто маслянным на самом деле тоже маломаслянный. Баковых выключателей у нас на станции нет.
Выключатель включается мощным электромагнитом, питающимся постоянным током. При этом взводится пружина. При отключеннии небольшой электромагнит снимает его с защелки и он силой действия пружины отключается. на нем есть несколько механических блокировок, повышающих безопасность.
Например, его нельзя выкатить, не отключив предварительно и нельзя включить не до конца вкаченным в ячейку.
Небольшое отступление. Проблема коммутаций сильных токов одна из важнейших в электроэнергетике. Разорвать цепь по которой течет несколько десятков килоампер при напряжении в 110 кВ (а такое бывает при коротких замыканиях в сети) весьма нетривиальная задача. В настоящее время существуют 4 основных способа погасить дугу возникающую при коммутации.
Первый и самый старый это масло.
Разрыв контактов происходит в среде масла. Масло при этом разлагается, выделяются газы, возникает поток масла и он гасит дугу. Основных недостатков три. Первый это необходимость периодического обслуживания: доливка масла, замена и т.п., второе это объем масла. В баковом выключателе может быть 27 тонн масла (максимум, что я знаю) - нехилый объем. Третье это пожароопасность. Если выключатель все-таки не сможет отключить КЗ, то все эти 27 тонн масла скорее всего загоряться и потушить их будет весьма трудно.
Второй - воздух. В воздушных выключателях струя гасится сильным потоком воздуха. Наиболее распространненый сейчас тип выключателей высокого напряжения. К этим выключателям впридачу полагается недешевое воздушное хозяйство с компрессорами, ресиверами и т.п.
Третий тип - элегаз. Элегаз (SF6), является очень хорошей средой для дугогашения. Не горит, не токсичен. Но такие выключатели весьма дороги.
Четвертый тип - вакуум. Гашение дуги происходит по факту того, что гореть ей в вакууме не хочется. Сейчас идет широкая замена маслянных выключателей среднего напряжения на вакуумные. Дороговаты они, зато практически не нуждаются в ослуживании. У нас на станции тоже часть маслянных выключателей в секциях 6 кВ заменены на вакуумные. В основном там, где происходят частые переключения - в дутьевых вентиляторах.
Прикреплённые файлы:
 
   
А вот что внутри релейного отсека ячейки. Сдесь находятся реле защит данного присоединения. У нас большинство реле электромеханические. Это от нашей бедности. Но, когда говорят что они прям уж совсем ненадежные - не верьте. Они нуждаются в регулярном обслуживании, но надежность их при это весьма высока.
По крайней мере единственная наша микропроцессорная защита не очень хочет работать в секции где круглый год выше +40, а эти пашут.
Правда, если приглядеться к верхнему правому углу дверцы то можно увидеть, что когда-то в этой ячейке чего-то горело. Скорее всего, катушка одного из реле.
Прикреплённые файлы:
 
   
А место в ячейке, куда вкатываются тележки выключателей я вам уже показывал.
Именно оттуда я ухмыляюсь на второй странице этой темы.
   
С секции 6 кВ уходят линии к потребителям. На 6 кВ это двигатели (которые я уже показывал, к примеру ПЭНы и дутьевые вентиляторы) и трансформаторы собственных нужд 6/0,4 кВ, которые питают секции собственных нужд 0,4 кВ.
В одну такую сецию мы сейчас и отправимся.
Прикреплённые файлы:
 
   
16.11.2006 19:00, AGRESSOR: +1: За то же. Очень интересно! Будут и еще плюсы. :)
Общий принцип такой же, что и у секции 6 кВ. Только вместо маслянных выключателей стоят автоматические выключатели, очень похожие на те, что вы все видели в своем квартирном щитке, только здоровые очень. К сожалению, как назло не оказалось ни одного выкаченного автомата.
Трансформатор СН 6/0,4 кВ сухой, с ествественных охлаждением обмоток. Трансформаторы заполненные маслом ставить внутри помещений запрещается.
С секций 0,4 кВ питаются небольшие электродвигатели, освещение, станки и прочее.
   
На этом закончим с собственными нуждами и отправимся от блочного трансформатора по линии 110 кВ к ЗРУ-110 кВ. Как эти линии идут туда и как оттуда уходят, фотографии я уже давал.
   
ЗРУ-110 кВ, отсюда у нас забирают электроэнергию потребители. Оборудованно воздушными выключателями.
Прикреплённые файлы:
 
   
Воздушный выключатель крупным планом. Надеюсь, мужики не обидятся, что я их выложил в интернет.
Выключатель состоит из трех отдельно стоящих полюсов. Имеет одну характерную особенность. Он громко, очень громко, ну просто совсем невозможно громко выключается. Когда я занимался всякой противозаконной пиротехникой, я не разу не делал такого БУМА, который делает этот выключатель при отключении. Хотя давление в нем не очень большое, около 20 атмосфер.
Прикреплённые файлы:
 
   
На этом завершен сериал про технологический процесс нашей станции. Если я чего-то забыл, прошу напомнить. Скоро продолжу с рассказом о том, чем на этой станции занимаюсь я и другие релейщики.
А пока немного фотографий.
   
Блочный трансформатор на фоне знакомых мужиков. Они хорошо подчеркивают его размеры :-)
Прикреплённые файлы:
 
   
Подстанция, с которой начиналась наша станция. Сначала питала стройку, теперь питает пиково-пусковую котельную.
Прикреплённые файлы:
 
   
Трансформатор 110/6 кВ подстанции "Строительство ТЭЦ"
Прикреплённые файлы:
 
   
А это уж совсем начало начал. Можно сказать подстанция "Строительство подстанции строительство ТЭЦ" Просто ячейка подключенная к воздушной линии.
Прикреплённые файлы:
 
   
Ресивера с водородом возле ЗРУ-110 кВ
Прикреплённые файлы:
 
   
+
-
edit
 

marata

Вахтер форумный
★☆
GOGI> Трансформатор 110/6 кВ подстанции "Строительство ТЭЦ"
Бочка сверху - расширительный масляный бак?
А на переднем плане теплообменник?
   
Вывода со ЗРУ-110.
Внизу фотографии посередине видна табличка "Купаться запрещено" возле пруда-усреднителя.
Прикреплённые файлы:
 
   
marata> Бочка сверху - расширительный масляный бак?
marata> А на переднем плане теплообменник?

Совершенно верно, теплообменник называется охладителем. Система охлаждения Д - то есть дутье (видно вентиляторы на охладителе) и естественная циркуляция масла.
Слева от расширительного бака видна выхлопная труба. При коротком замыкании в баке трансформатора оттуда частенько вылетает струя горящего масла. При первой экскурсии на такой трансформатор мне очень не понравилось, что выходное отверстие этой трубы смотрело прямо на меня :-)

Под расширительным баком слева от лестницы шкаф управления РПН. Там двигатель привода и всяческая автоматика.
   
+
-
edit
 

marata

Вахтер форумный
★☆
Этот трансформатор с азотной защитой?
   
Еще про подстанцию строительство. Она построенна по упрощенной схеме, без выключателя по стороне высокого напряжения. Там стоят только отделители. Но они не могут отключать линию под нагрузкой. Как же происходит отключение в случае скажем КЗ внутри трансформатора?
В голове линии на питающей подстанции стоит выключатель с АПВ (автоматическое повторное включение). Это часто применяется на воздушных линиях, где при отключении линии короткие замыкания часто самоустраняются. Поэтому после отключения при КЗ выключатель пробует включиться еще раз. Это называется однократное АПВ. Пауза между отключением и повторным включением называется бестоковой и составляет около секунды.
У нас перед трансформатором стоит короткозамыкатель, который по команде релейной защиты замыкает одну из фаз линий на землю. В голове отключается выключатель, и во время безтоковой паузы отключается отделитель.
Остроумная схема, которая позволила съэкономить много денег и была популярна в 80 годы. Называется упрощенная схема с отделителями и короткозамыкателями. Но сгубила её низкая надежность оборудования, в частности короткозамыкателей. Например, мы два раза при опробованиях этой схемы ломали короткозамыкатель.
   
marata> Этот трансформатор с азотной защитой?
Нет, у нас все трансформаторы без азотной или пленочной защит. Сообщаются с атмосферой через фильтры и осушитель.
   
А это частичный ответ на вопрос Сергея, куда НХК девает наш острый пар :-)
Прикреплённые файлы:
 
   
Чего-то последняя часть вызвавала мало откликов. Это от отсутствия интереса или я так понятно объясняю? А то даже обидно как-то, про котлотурбинное такая дискуссия, а электрика никого не заинтересовала. Продолжать про защиты?
В общем промотивируйте меня как-то, а то же весь вечер трачу на серию.
   
18.11.2006 21:55, Timofey: +1: За предоставленную возможность побывать на "заводе электичества".
20.11.2006 09:57, Alex 129: +1: За труд в области электротехнического просвещения форумских масс :) .
1 6 7 8 9 10 29

в начало страницы | новое
 
Поиск
Поддержка
Поддержи форум!
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru