Активная дамба в Татарском проливе.

 
1 2 3 4
MD Serg Ivanov #06.03.2007 19:07
+
-
edit
 

Serg Ivanov

аксакал
★☆
Климат-контроль
Степан Кривошеев




Российские ученые-энтузиасты придумали, как превратить Дальний Восток в курортный рай почище Сочи. Для начала предлагается сделать из Сахалина полуостров
Разговоры о прокладке дороги с материка на Сахалин ведутся не один десяток лет. Еще при Сталине планировалось строительство стратегического тоннеля под Татарским проливом. До сих пор существует легенда, что секретный подземный путь для быстрой переброски войск на самый большой российский остров был-таки проложен, но потом его законсервировали. Тему секретного тоннеля очень любят обсуждать пассажиры, томящиеся в ожидании погоды в сахалинских портах, но, увы, тоннель - пока не более чем мечта. И тем не менее идея дороги на Сахалин не умирает, потому как существует большой экономический интерес к этому проекту.

Как известно, японцы давно уже создали у себя единую транспортную сеть, соединив между собой все основные острова. Последним присоединили к этой сети северный японский остров Хоккайдо - от северной железнодорожной станции в Вакканае до Сахалина рукой подать, стоит только преодолеть пролив Лаперуза. Япония не прочь тянуть дорогу дальше - от Хоккайдо до Сахалина, но при условии, что Россия сделает свою часть работы, то есть соединит Сахалин с материком. В этом случае возникнет удобный путь для транзита японских товаров в Европу. Именно поэтому в последние годы вновь заговорили о необходимости создания транспортной артерии, соединяющей остров Сахалин с Большой землей. Правда, теперь вместо тоннеля предлагают построить через пролив мост. Итак, первый вариант - тоннель, второй - мост, но есть еще и третий... плотина! Точнее, так называемая активная плотина, идею которой предложили специалисты российского научно-исследовательского объединения "Космопоиск". Причем плотина эта призвана решить не только транспортную проблему.

Активная плотина

Плотин и дамб в мире построено великое множество, опыт сооружения таких объектов накоплен колоссальный. Среди свежих примеров строительство дамбы для укрепления берега в районе косы Тузла и плотины для подъема уровня воды в северной части Аральского моря. Технологии по сравнению с подземными проходческими работами более просты в исполнении: отсыпку обычно делает либо направленный взрыв, либо вереница машин-самосвалов, либо одна морская драга.

В справочниках указано, что Татарский пролив имеет глубину 230 метров. Расстояние между берегами в самом узком месте (пролив Невельского) всего 7,3 километра, а глубина фарватера там - не более 8 метров. То есть морской пролив здесь не глубже большой сибирской реки.

- Намыть дамбу в мелководном Татарском проливе не составляет труда: за один сезон с этим справится всего одна драга, - утверждает один из авторов проекта, руководитель объединения "Космопоиск" Вадим Чернобров. - Предполагаемое место ее возведения: участок от поселка Лазарев (материк) до поселка Погиби (Сахалин).

Примерная стоимость проекта, по словам Черноброва, около миллиарда рублей. Возить грунт для отсыпки самосвалами не надо, драга просто углубит пролив в стороне от дамбы. Укрепить стенки дамбы, проложить по ее верху асфальтовую трассу и уложить рельсы смогут обычные дорожники в самые короткие сроки. Предвидя возражения экологов (прекратится миграция рыбы) и моряков (прекратится судоходство), авторы проекта предлагают устроить в дамбе шлюзы. Шлюзы эти пригодятся не только для прохода рыбы и судов, но об этом речь дальше.

Помимо дороги и шлюзов на дамбе предлагается устроить еще и электростанцию. "В этом и изюминка проекта, энергию даст сама дамба, генераторы которой будут работать по принципу приливной гидроэлектростанции!" - утверждает один из разработчиков проекта, до недавнего времени научный сотрудник Института истории естествознания и техники им. С. И. Вавилова Сергей Александров. Весь фокус в том, чтобы, перекачивая воду, не расходовать энергию, а... добывать ее. Как этого добиться? Очень просто. Перемещать воду станет энергия приливов и отливов. Во время прилива будут открыты южные шлюзы, при отливе - северные. В первом случае вода, вливаясь в центральный водоем и поднимая его уровень до уровня прилива, вращает турбины генераторов. Во втором случае вода выливается из центрального водоема в море, уровень которого понизился во время отлива, при этом вновь вращая гидротурбины.

- По сути активная дамба - это простейший насос, дающий дармовую энергию, для его обслуживания надо всего лишь вовремя закрывать и открывать двери шлюзов, - уверяет Вадим Чернобров. - На самом деле никакой мистики в этом нет. Мы просто предлагаем овладеть одной многомиллионной частью энергии, которая миллионы лет расходуется впустую. Надо заметить, что активная дамба не может быть построена в любом месте. Должно сойтись множество факторов (ширина, глубина, скорость течения, перепад высот при приливах-отливах). И Татарский пролив привлекателен тем, что подходит по всем этим параметрам.

Климатический кондиционер

Но главной сенсацией является даже не сам проект дамбы-электростанции, а те последствия, которые может иметь ее строительство для климата всего Дальневосточного региона. Татарский пролив - своего рода слабое звено, из-за него климат российского Дальнего Востока суровее, чем в других регионах, расположенных на тех же широтах. "Взгляните на карту течений, которые в основном и формируют макроклимат огромных территорий, - говорит Сергей Александров. - На одной широте с нашим суровым Магаданом есть западноевропейские города, где в открытом грунте свободно зреет клубника". Как известно, в Европе относительно тепло благодаря теплому течению Гольфстрим, а южнее Магадана и Охотска крутится течение холодное, которое заходит в узкое горло Татарского пролива и охлаждает Хабаровский край и Сахалин. После этого ледяные воды течения движутся вдоль побережья российского Дальнего Востока и "подмораживают" Владивосток. Владивостокская бухта, несмотря на то что она расположена практически на одной широте с Сочи, регулярно зимой замерзает. Затем течение выдыхается, и... корейцы могут вздохнуть с облегчением. То, что на российском Дальнем Востоке самая южная на Земле вечная мерзлота, и то, что отопительный сезон длиннее европейского, - заслуга холодного течения.

И что обидно: все побережье Дальнего Востока покрывается льдом как-то односторонне. "Все, кто был в этом суровом краю в разгар зимы, видели такую картину: к морю не подойти, мешает лед, но на горизонте круглый год идут суда - не из наших промерзших портов и не в наши закрытые на зиму города, - продолжает Вадим Чернобров. - Всего в нескольких километрах от берега льда не бывает никогда, там властвует уже теплое течение Куросио". Эта теплая морская "река" шириной 170 км, глубиной 0,7 км, с температурой воды на поверхности от +12 до +28 градусов по Цельсию течет в противоположном направлении - с юга на север со скоростью 0,9-2,9 км/ч. Но нигде российскую территорию Куросио не греет - его надежно отсекает от побережья то самое холодное северное течение.

Так вот дамба ограничит доступ холодной воды из Охотского моря и даст развернуться теплому течению, которое будет "стелиться" вдоль берега. Разработчики проекта считают, что уже одного этого будет достаточно для того, чтобы во Владивостоке сократить отопительный сезон месяца на три! На пляжах Владивостока и Находки, где льдов не увидят больше никогда, будут загорать чуть ли не круглый год. Этого не может быть? "Действительно, не может - пока еще мы "не заклеили щель" Татарского пролива, в которую "свистит" холодный сквозняк, - уверен Вадим Чернобров. - Отдельно надо заметить, что тепло Куросио не будет "вороваться" у Японии. Как это течение отапливало Страну восходящего солнца, так будет и дальше согревать. Теперь лишь предполагается, что часть течения будет уходить не в океан, а перекачиваться севернее". Более того, через дамбу-насос относительно теплая вода сможет попасть в Охотское море. Вы не слышали про курорты южного берега Охотского моря? Это даже звучит дико. А между прочим, места там дикие, красивые, а вода кристально чистая.

Возможны ли негативные побочные эффекты? "Да, при таянии вечной мерзлоты могут покоситься сваи стоящих на мерзлоте старых домов, могут возникнуть испарения из болот и иные неприятности, которыми нас пугали и пугают экологи, предрекающие наступление глобального потепления, - прогнозирует Сергей Александров. - Но огромный плюс новой активной дамбы в том, что она может перекачивать воду в любом направлении. Можно по желанию экологов растянуть процесс таяния мерзлоты на длительный период". Ведь с помощью все той же системы приливных насосов возможно закачать и холодную воду с севера. Приливной насос активной дамбы - это кондиционер, работающий во всех режимах (отопление, охлаждение, холостой ход) и вырабатывающий при этом энергию в любом из вариантов, уверяет Сергей Александров. И даже если все это на самом деле фантастика, идея красивая.
 
RU Серокой #06.03.2007 19:23
+
-
edit
 

Серокой

координатор
★★★★
Мартовский номер ТМ?
Больше не раскалятся ваши колосники. Мамонты пятилеток сбили свои клыки. ©  

au

   
★★☆
Лучше бы Горло в Белом море перекрыли дамбой, и поставили точку в проблеме охраны ПЛАРБ.
 

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
Сильно напоминает фрагменты из романа Г.Адамова "Тайна двух океанов" :) Издан до войны еще :F
 
RU Серокой #06.03.2007 20:37
+
-
edit
 

Серокой

координатор
★★★★
Не, серьёзно. Жаль, у нас переезд на работе, сканера нет ,а то отсканил бы статью из ТМ.
Больше не раскалятся ваши колосники. Мамонты пятилеток сбили свои клыки. ©  

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
Да ясно, что из ТМ, раз "Космопоиск", не к ночи будь помянут :D
 
MD Serg Ivanov #07.03.2007 13:10  @Серокой#06.03.2007 20:37
+
-
edit
 

Serg Ivanov

аксакал
★☆
Серокой> Не, серьёзно. Жаль, у нас переезд на работе, сканера нет ,а то отсканил бы статью из ТМ.
Не напрягайтесь..
№37 (535) / Климат-контроль
 
MD Serg Ivanov #07.03.2007 13:11
+
-
edit
 

Serg Ivanov

аксакал
★☆
Мне идея понравилась. Только вот как с красной рыбой и черной икрой будет?
 
RU Серокой #07.03.2007 13:18  @Serg Ivanov#07.03.2007 13:10
+
-
edit
 

Серокой

координатор
★★★★
S.I.> Не напрягайтесь..
Да там картинки были, схемы и некий экскурс в историю вопроса...
Больше не раскалятся ваши колосники. Мамонты пятилеток сбили свои клыки. ©  

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
Самое интересное в "Итогах" - комментарии специалистов:

"Итоги" попросили специалистов дать свою оценку оригинальному проекту соединения Сахалина с материком.

Виктор Гаврилов, специалист по приливным станциям, проектировавший первую в СССР опытную Кислогубскую приливную электростанцию:

- Течение вдоль Сахалина идет как справа, так и слева. Но оно формируется в районе Охотского моря, и это не локальное, а очень сильное явление. Поэтому, думаю, изменить климатическую ситуацию в данном районе нереально, потому что энергетические потенциалы совершенно несопоставимы. К тому же считаю, что одной драгой такую плотину не построить.

Михаил Лиф, генеральный директор 6-го экспедиционного отряда подводно-технических работ, Калининград:

- Я как инженер-гидротехник не считаю эту идею бредовой. Все вполне реально. Глубины в Татарском проливе небольшие, да и грунты вполне приемлемы для подобных работ. К тому же хороша сама идея приливных электростанций. Энергия получается дармовой, а сооружение несет многофункциональную нагрузку. Ведь приливы и отливы постоянны. Конечно, строительство такого технического сооружения потребует больших капитальных затрат. Кстати, в свое время Сталин хотел строить тоннель под Татарским проливом. И сегодня, пролетая на самолете над ним, можно увидеть недостроенную дамбу. Так почему же не быть там активной плотине?

Игорь Усачев, начальник отдела малой и нетрадиционной энергетики ОАО "Научно-исследовательский институт энергетических сооружений" при РАО "ЕЭС России":

- Мне каждый месяц присылают подобные предложения от конструкторов, даже с резолюциями министров. И каждый раз я отвечаю одно и то же: в Татарском проливе около Сахалина прилив не превышает одного метра. А строить станцию реально, если данный показатель превышает четыре метра. Это один из основных факторов. Кроме того, Татарский пролив нельзя перегородить, потому что Амур наносит очень много ила. Следовательно, в Татарском проливе отметка берегов может меняться по несколько раз на дню. По этой же причине все суда и даже лодки боятся ходить по проливу. Единственная возможность перейти с Сахалина на материк - только с помощью тоннеля, который в свое время пытались возвести по указу Сталина. Но бросили эту затею.
 


Так что говорят, что насчёт климата - можно не надеяться... Увы.
С амурским илом я, правда, не понял, в чём дело - ну будет линия берегов меняться, чем это дамбе мешает?
А вот высота прилива - существенный момент.
 
MD Serg Ivanov #07.03.2007 13:44
+
-
edit
 

Serg Ivanov

аксакал
★☆
Высота прилива помноженная на площадь между дамбами да поделенная на 12 часов- даст часовой расход теплой воды на север. Дохрена получиться может. С ГЭс это они загнули, а вот незамерзающие порты - могут быть.. А вовремя нереста ворота шлюзов оставить открытыми... Икру жалко!
 
MD Serg Ivanov #07.03.2007 17:19
+
-
edit
 

Serg Ivanov

аксакал
★☆
Шпицеалисты, мать их.. 2,3-2,8м в Татарском.
http://pacificinfo.ru/data/cdrom/2/HTML/4_00.htm
Приливные движения в Японском море формируются преимущественно полусуточной приливной волной М, которая является почти чисто стоячей, с двумя амфидромическими системами, расположенными вблизи границ Корейского и Татарского проливов. Синхронные колебания приливного профиля уровня моря и приливных течений в Татарском и Корейском проливах осуществляются по закону двухузловой сейши, пучность которой охватывает всю центральную глубоководную часть моря, а узловые линии расположены вблизи границ указанных проливов.

В свою очередь взаимосвязь моря со смежными бассейнами через три основных пролива способствует формированию в нем индуцированного прилива, влияние которого, исходя из морфологических особенностей (мелководность проливов по сравнению с глубиной моря), сказывается в проливах и районах, непосредственно прилегающих к ним. В море наблюдаются полусуточные, суточные и смешанные приливы. Наибольшие колебания уровня отмечаются в крайних южных и северных районах моря. У южного входа в Корейский пролив величина прилива достигает 3 м. По мере продвижения на север она быстро уменьшается и уже у Пусана не превышает 1,5 м. В средней части моря приливы невелики. Вдоль восточных берегов Кореи и Российского Приморья до входа в Татарский пролив они не больше 0,5 м. Такой же величины приливы у западных берегов Хонсю, Хоккайдо и юго-западного Сахалина. В Татарском проливе величина приливов 2,3-2,8 м. Возрастание величин приливов в северной части Татарского пролива обусловливается его воронкообразной формой.

В открытых районах моря в основном проявляются полусуточные приливные течения со скоростями 10-25 см/с. Более сложны приливные течения в проливах, где они имеют и весьма значительные скорости. Так, в Сангарском проливе скорости приливных течений достигают 100-200 см/с, в проливе Лаперуза - 50-100 см/с, в Корейском - 40-60 см/с.
 

MIKLE

старожил
★☆
ну построят. а потом что? если вся система течений накроется...
Модифицированым комплексам модифицированые танки. (С) VooDoo ХАЧУУУ МАТАЦИКЛ!!!!!!  
RU Серокой #07.03.2007 17:33  @MIKLE#07.03.2007 17:25
+
-
edit
 

Серокой

координатор
★★★★
MIKLE> ну построят. а потом что? если вся система течений накроется...

Вот именно это меня всегда тоже беспокоило в таких проектах типа поворота рек на север, отвода Гольфстрима обратно к побережью Северной Америки и так далее. Где-то что-то улучшится, но тут же где-то станет хуже!
Да, ЖД сообщение с Сахалином нужно. Но почему не туннель? При Сталине построили оба портала. Япония как пример - все острова соеденены! Почему дамба?
Больше не раскалятся ваши колосники. Мамонты пятилеток сбили свои клыки. ©  
MD Serg Ivanov #07.03.2007 18:01  @MIKLE#07.03.2007 17:25
+
-
edit
 

Serg Ivanov

аксакал
★☆
MIKLE> ну построят. а потом что? если вся система течений накроется...
Вся система от такой мелочи не накроется. Тем более ворота шлюзов управляемые.
 
RU MIKLE #07.03.2007 18:03  @Serg Ivanov#07.03.2007 18:01
+
-
edit
 

MIKLE

старожил
★☆
MIKLE>> ну построят. а потом что? если вся система течений накроется...
S.I.> Вся система от такой мелочи не накроется. Тем более ворота шлюзов управляемые.

проблема в том что последствия точно просчитать не получится.

а толлку от шлюзов если вся идея-перекрыть пролив?
Модифицированым комплексам модифицированые танки. (С) VooDoo ХАЧУУУ МАТАЦИКЛ!!!!!!  
MD Serg Ivanov #07.03.2007 18:04  @Серокой#07.03.2007 17:33
+
-
edit
 

Serg Ivanov

аксакал
★☆
MIKLE>> ну построят. а потом что? если вся система течений накроется...
Серокой> Вот именно это меня всегда тоже беспокоило в таких проектах типа поворота рек на север, отвода Гольфстрима обратно к побережью Северной Америки и так далее. Где-то что-то улучшится, но тут же где-то станет хуже!
Серокой> Да, ЖД сообщение с Сахалином нужно. Но почему не туннель? При Сталине построили оба портала. Япония как пример - все острова соеденены! Почему дамба?
Тоннель выйдет дороже и дольше. А тут можно поэкспериментировать с управлением климатом. Не получится - открыли шлюзы и забыли. А вдруг получится?
 
MD Serg Ivanov #07.03.2007 18:09  @MIKLE#07.03.2007 18:03
+
-
edit
 

Serg Ivanov

аксакал
★☆
MIKLE>>> ну построят. а потом что? если вся система течений накроется...
S.I.>> Вся система от такой мелочи не накроется. Тем более ворота шлюзов управляемые.
MIKLE> проблема в том что последствия точно просчитать не получится.
MIKLE> а толлку от шлюзов если вся идея-перекрыть пролив?
Перекрывают в двух местах. В середине - закрытый водоем. При приливе южные шлюзы открыты, при отливе - северные. Гоним воду на север Луной. Можно наоборот. Можно открыть все- и будет как было.
 
MD Serg Ivanov #07.03.2007 18:32
+
-
edit
 

Serg Ivanov

аксакал
★☆
"Мысли ученых и изобретателей всегда устремлены в завтрашний день, в будущее. Они уже сегодня разрабатывают поистине сказочные проекты, которые скоро станут явью.

Дерзновенный проект разработал советский инженер Н. Г. Романов. Он задумал поставить на службу нашему Дальнему Востоку ближайшую соседку Земли — Луну, изменить с ее помощью дальневосточный климат.

Как же мыслит наш инженер использовать «лунную энергию»? А вот как.

Знаменитое течение Куро-Сиво приносит теплую воду в Японское море и Татарский пролив. Они граничат с холодным Охотским морем. Границей служит пролив Невельского. Ширина этого пролива в самом узком месте едва достигает семи километров. Здесь под действием лунного притяжения каждые шесть часов прилив сменяется отливом. Значит, вызывая приливы и отливы, Луна то гонит теплую воду из Татарского пролива в Охотское море, то, наоборот, холодную воду в Татарский пролив.

А что, если в самом узком месте пролива Невельского построить плотину с воротами и пропускать воду только в одном направлении — в Охотское море из Татарского пролива? Инженер Романов предложил именно такой проект. По его подсчетам, через ворота плотины Луна будет ежегодно перекачивать более тысячи кубических километров теплой воды (четыре Волги!).

Осуществление такого проекта улучшило бы климат дальневосточного материка, смягчило бы суровые северные зимы, свело бы январскую температуру до 10 градусов мороза, вызвало бы к жизни новые массивы лесов и садов." ©
 
+
+1
-
edit
 

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
Ну последствия в принципе может и можно просчитать. По крайней мере, попытаться, если за это серьёзные океанологи или, скажем, ИДГ возьмётся. Это всё-таки не поворот Гольфстрима, возмущения, вносимые в течения, относительно невелики, может быть, сосчитать что-то правдоподобное и удастся.
Улучшить климат российского ДВ - больно уж вкусная конфетка.
Но, конечно, надо с прицелом думать, с учётом как-никак идущего потепления, тенденций.
 
LT Bredonosec #08.03.2007 03:28
+
-
edit
 
не совсем понял, почему зацепка именно на "залить во внутренний - выпустить" и высоту приливов? Если есть холодное течение, то что мешает его использовать для раскрутки турбин? Да, скорость течения маленькая, но все помним аэро/гидро-динамику, ежели оставить узкое горло, скорость будет дикая. (ну, по крайней мере, достаточная).
Обьем пропускаемой через турбины всё равно будет меньше, чем свободно, так ша, меньше препятствий теплому подойти на дв, а получаемая моща - опять же дармовая.
А дорогу на дамбе таки лучше крытой сделать -климат тамошний в новостях каждую зиму видим. Ака тоннель поверху.
"Средняя зарплата - это доходы страны поделить на число жителей возрастом от/до" (С) экономика по вайнеучу ))))  

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
Чтобы ускорить поток, как бы не пришлось строить не дамбу, а целую "воронку". Чем хороши приливные с высотой не менее 4-х м - тем, что генерирующее оборудование относительно компактно, как на ГЭС. А проекты электростанции на течениях - например, была идея насчёт Дэвисова пролива - подразумевают какие-то нереальные размеры турбин. Опять же, обороты малые, что не есть гут.
 
LT Bredonosec #08.03.2007 18:30
+
-
edit
 
даже с "воронкой" нереальные? :?
"Средняя зарплата - это доходы страны поделить на число жителей возрастом от/до" (С) экономика по вайнеучу ))))  
RU Dem_anywhere #08.03.2007 20:25
+
-
edit
 

Dem_anywhere

аксакал
★☆
угу, это же не речка - может и в обход воронки пойти. Серьёзного перепада давлений создать не удаётся...
 

GOGI

координатор
★★★☆
А меня вообще пугают все эти попытки управлять климатом. Погоду на неделю вперед нормально предсказать не могут, а уже лезут управлять.
1  
1 2 3 4

в начало страницы | новое
 
Поиск
Поддержка
Поддержи форум!
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru