Во понаписали то уже, ну добавлю свои три копейки, раз ты меня спрашивал
israel> 2) Почему бампер тонкий?israel> Нам говорят, что из-за возможных травм для пешеходов. israel> Вообще то, пешеходы - только небольшая часть аварий. Так что важнее столкновение машин. israel> а) Зачем и задний бампер должен быть мягким? Мы им часто пешеходов сбиваем?israel> д) Не влияет ли форма передка машины на травматичность пешехода больше формы бампера? Но передок делаем "шоб красивше".israel> г) Нам говорят, что основная защита - во внутренней балке.
Я так понимаю в сухом остатке вопрос звучит следующим образом: как конструкция и материалы бампера зависят от требований пассивной безопасности в части снижения травматизма пешеходов при наезде авто на них?
Ответ - да собственно мало зависят
.
Для понимания сути вопроса – вот схемка с методикой теста EuroNCAP имитирующего наезд на пешехода:
http://www.autoreview.ru/archive/2004/24/encap/800/30.jpg
Собственно здесь видно, что бампер как таковой тестируется только в одном эпизоде – на перегрузки коленей при ударе по ним (разумеется бампером), а вот все остальные части теста к нему (бамперу) никаким боком не относятся.
И это жу-жу-жу неспроста. Есть в Германии такая контора: IKA (Institut fur Kraftfahrwesen Aachen) - институт автомобилестроения, так вот - там проанализировав статистику травматизма при сбитии пешеходов определили, что причиной гибели пешеходов в 80% случаев является удар головой о лобовое стекло или передние стойки. Поэтому соот. большая часть теста направлена на то, чтобы определить как взаимодействуют бедра и голова при ударе об капот (в первую очередь), и затем об стекло и стойки.
Собственно именно поэтому уделяется так мало внимания бамперу в ситуации наезда на пешехода. Соответственно разговоры о том, что мол бампер делают пластмассовым, чтоб мол помягче пешехода стукал - ошибочны. Представь сам – если в человеческие коленки (пусть даже на небольшой скорости типа 30 км/ч) втыкается обьект массой 1-2 тонны, то относительная мягкость пластика (по сравнению с металлом) не имеет особого значения – все равно ноги будут сломаны, поэтому в первую очередь здесь важно что бы бампер не имел выступающих и острых частей. А это требование в автомобилестроении применяется уже давным-давно: в результате чего бамперы приобрели округлую форму и лишились клыков, с капотов пропали красивые фигурки и эмблемы, дверные ручки «утопили» внутрь дверей и т.п.
Итого: задача современного бампера в плане «человеколюбия» заключена главным образом в том, что бы не зацепив (не срубив и не свалив его под колеса) пешехода, его затем аккуратно «переложить» на капот. И здесь уже начинается главная работа: конструкторы играют углами наклона элементов передней части машин, придумывают зоны безопасности (организация зазора между двигателем и капотом), рассчитывают сам капот на легкую деформируемость (способность к демпфирующему смятию при падении на него пешехода) и т.п. И вот тут уже им приходится заниматься всяким извратом, типа этого:
http://www.jaguar.autoland.ru/news.php?top=2&id=100029
ибо на современном авто подкапотное пространство скомпоновано весьма плотно, передок заглажен и занижен (в первую очередь для снижения лобовому сопротивлению воздуху – привет от коэфф. Сх), в результате выдумываются всякие пиропатроны/пружины/подушки поднимающие капот над двигателем при ударе, затем приходится придумывать специальные системы защищающие вышеописанный гемморой от ложного срабатывания, затем устройства обеспечивающие возврат системы в исходное состояние в случае срабытавания без помощи завода и сервисменов …. и т.д. и т.п., короче пошло-поехало.
В общем вот здесь очень хороший материал по вопросу обеспечения безопасности пешеходов – все разжевано (особенно рекомендую обратить внимание на фото и рисунки):
http://www.autoreview.ru/new_site/year2003/n03/safety/1.htmТак что пешеходы тут особо и не причем, а причем (в смысле бампера) как раз пассивная безопасность пассажиров автомобиля.
И кстати для пассивной безопасности пассажиров автомобиля пресловутая «мягкость» пластмассы опять таки малозначима – то, как пластиковые бамперы выдерживают легкие удары (что приводили в примерах в этой теме) – это не пассивная безопасность, а приятная опция от производителей для компенсации мелких эксплуатационных неприятностей - ставшая возможным с применением современных пластмасс типа вспененного полиуретана или АБС (ибо применявшиеся ранее пластики типа поликарбонатов – те самые черные бамперы у Москвича-2141 и ВАЗ-2108 которые согласно ТУ держали удар до скорости не более 8 км/ч - после чего имели полное право расколоться, чего они и делали).
Собственно рекомендую обратить внимание на эволюцию формы и конструкцию бампера на примере скажем Гольфа от начала 80-х до наших дней:
http://www.car-blueprints.narod.ru/images/volkswagen/volkswagen-golf-ii.gifhttp://car-blueprints.narod.ru/images/volkswagen/vw-golf-two-door.gifhttp://car-blueprints.narod.ru/images/volkswagen/volkswagen-golf-mkv-5dr-2005.gif
А вызвано это прежде всего изменением конструкции кузова автомобиля в целях этой самой пассивной безопастности (ПБ). Если «в старину» передок автомобиля представлял
http://www.avtomirpenza.ru/catalog-255-260.html
из себя двойной ящик (внутренний ящик - внизу ланжероны, на них брызговики, спереди поперечная панель-усилитель; наружный ящик – с боков крылья, спереди – передняя облицовочная панель) – спереди всего этого сам бампер – металлическая балка (и все детали этого ящика одновременно выполняли функции как несущих, так и ограждающих конструкций).
Сейчас же передок кузова это хитрая конструкция из различных элементов приемущественно коробчатого сечения, в главную очередь нацеленных на создание зон безопастности (деформация элементов которых и позволяет поглощать энергию при ударе):
http://cartest.omega.kz/system/ace.htmlhttp://cartest.omega.kz/system/rise.html
И если на бока этого хитрого каркаса достаточно просто навесить (как и раньше) крылья, то во что теперь превратилась передняя лицевая панель?
Да ее и нет теперь больше как таковой:
http://autoreview.ru/new_site/year2003/n05/Touran/800/406-0652_IMG.jpg
Внутри передка теперь есть только поперечный брус по низу, и стяжка поверху, а снаружи (за счет того что линия капота занижена/заглажена до уровня фар) осталось только место для фар и решетки радиатора, а по нижней линии фар осталось место только для бампера.
А поскольку бампер в виде простой железяки приделанной спереди автомобиля теперь сделать нельзя (по вышеописанным причинам обеспечения ПБ), то наружная лицевая панель передка (ака №7 на схеме жигулевского кузова) вполне логично была заменена бампером (который теперь собственно одновременно играет роль и бампера, и ограждающей спереди кузов панели). Если говорить почему эту деталь (бампер) сделали из пластмассы – а ее в принципе можно отштамповать в аналогичном виде и стальную – но я уверяю, что во многих случаях и мяться/гнуться, и краска облезать с нее будет не хуже чем с пластика (при том, что в «металлическом» виде она выйдет много дороже пластика).
На вопрос, что мол раньше были простые черные бамперы (типа 2108 или Гольф конца 80-х) – и это нам нравится («какие были правильные инженеры в старину»(с)из темы Тихона) – так таковыми они (бамперы) были лишь потому, что в те времена технология литья термопластов под давлением не позволяла отливать большие детали сложной формы (как позволяет теперь), да и краска на тогдашних марках пластика вообще не держалась – а то бы бамперы уже и тогда бы покрасили
.
А вопрос «почему эти гады делают бамперы которые облезают от краски в процессе эксплуатации» - это вообще отдельный и к технике имеет мало отношения
.