Продолжение ранее начатого материала:
Подул юго-западный ветер, пока еще слабый – 6 метров в сек., потянула поземка. Струйки снежной пыли текут по земле до уровня колен, выше пока ясно. Решили ехать и посмотреть, как будут работать машины в пургу и как долго можно будет двигаться. Ветер усиливается до 12 метров, машины пока идут беспрепятственно, но вести сьемку из-за плохой видимости трудно. И тут торопясь, едва не стал жертвой несчастного случая Теологов. Желая поскорее взять точку сьемки и нанести ее на планшет, он выскочил из машины до полной ее остановки, поскользнулся и попал под гусеницу. К счастью снег был рыхлый, а водитель успел быстро выключить сцепление. Все кончилось только испугом и синяком на ноге. Спасло малое удельное давление гусеницы и толстая обувь. Тронулись дальше и пройдя всего 19,5 км, стали лагерем в каньоне устья небольшой речки.
Машины как обычно поставили лбами против ветра, слили воду, быстро разбили палатку, обложили ее снежными кирпичами, поужинали и завалились спать под вой все усиливавшейся пурги. Утром Теологов сообщил: ветер 18 метров, температура –25. Приходилось выжидать… На другой день стало потише, но все еще мело. Машины совсем не занесло, наоборот около лыж и гусениц снег даже вычистило. Зато сзади надуло высокие сугробы, до высоты кузовов. Ночью пурга наконец стихла. Благодаря теплой погоде (-18) и затишью машины завелись очень быстро, зато прицепленные нарты занесло с верхом и их пришлось долго откапывать. Снег был настолько твердый и плотный, что пришлось работать даже топорами. Значит теперь нарты будем отцеплять и ставить в стороне от машин и палатки. За мысом вошли в глубокую бухту залива Фаддея, пересекли ее и стали лагерем у южного края. Ветер снова стал крепчать, все предвещало новую пургу. Решили идти несмотря на плохую видимость. Нарты уже освободились от бензина и мы их привязали сзади кузовов. Пока пурга была «светлая», решили попробовать пойти на запад поперек пологих увалов. К полудню ветер стал усиливаться, видимость упала до 10-15 метров. Моторы стали работать с перебоями из-за снежной пыли, подсасываемой вместе с воздухом в коллектор. Пришлось остановиться пройдя всего 28 км. К ночи ветер достиг штормовой силы, Толя выполз из палатки с анемометром и сообщил что скорость ветра на уровне кузова машины 24 метра в сек. Барометр падал. Палатку занесло с верхом, так она поставлена сзади машин под их защиту…..Сидим в палатке уже четвертый день. Всем это очень надоело, но Север учит терпенью и выдержке. Больше недели, как мы вышли с базы, а прошли всего 130 км. Утром решили идти вопреки стихии, сидеть в палатке всем надоело. Пошли все той же каменисто-щебеночной пустыней с плоскими увалами. Гряды пересекли поперек, преодолевая 10-15 градусные уклоны. Снегу на поверхности гряд почти не было, но на подветренных склонах намело много сугробов. Мы проходили их на второй, а иногда даже на первой передаче и только на ровной поверхности включали третью. Видно что моторы для такой работы слабы, их мощность всего 52 л.с. Погода постепенно улучшалась, пурга начала стихать и мы собирались пойти дальше. Однако к вечеру были вынуждены остановится из-за поломки шкива вентилятора на одной из машин. Пока разогревался чай, повреждение исправили.
Был последний день марта, утро было тихое и морозное. По видимому период пург кончился и теперь можно было ожидать полосу ясной морозной погоды. Путь по прежнему был тяжелый среди беспорядочного нагромождения галечно-валунных гряд. Замкнутые впадины были занесены глубоким рыхлым снегом, обойти их было невозможно, а потому приходилось подниматься то наверх, то опускаться вниз. Несмотря на сложный рельеф машины преодолевали все трудности и нигде не застревали. Сказывалось преимущество широких сплошных гусеничных лент. Благодаря небольшому удельному давлению на снег машины в рыхлом снегу вязли даже меньше чем рядом идущий человек….К вечеру вышли на западный берег Таймыра, к заливу Дика.
От мыса Могильного пошли вдоль берега на север, преимущественно по морскому льду, поднимаясь на сушу на мысах, где торосистые льды были плотно прижаты к берегам. Несмотря на ровный путь шли тяжело. Колеса вдавливаясь ниже поверхности прорезных лыж, резали плотную настовую корку снежного покрова, что сильно сдерживало ход. По мелкому снегу и щебнистому грунту такая конструкция была удобна, а здесь нет. За день прошли только 36 км. Утро было ясное и морозное. Дул легкий ветерок, он охлаждал масло в коробке скоростей и дифференциале и тормозил работу моторов. Пройдя километров 20 по морскому льду, подошли к берегу. Здесь снега почти не было, и машины опираясь на колеса легко поехали на третьей и даже четвертой передаче. Лагерем стали у мыса Паландер, пройдя за день 50 км. Могли бы пройти и больше, но сьемка и наблюдения занимали до трети времени. На следующий день пробирались то по морскому льду, то по берегу, где удобнее. У первой машины, которой идти всегда труднее чем второй, начались перебои в цилиндрах из-за упавшей компрессии, видимо пропускали обгоревшие клапаны…..Сегодня так же тихо и морозно. Надеемся добраться до мыса Челюскин. До него километров 40. На машине Грачева из-за мороза прихватило низ радиатора. К счастью вовремя спохватились. Все же простояли более часа, прежде чем его отогрели, все кончилось благополучно – радиатор не потек.
На мыс Челюскин прибыли уже вечером. Начальник станции Л.В.Рузов встретил нас с распростертыми обьятиями. Наш приход был таким событием в истории Арктики, что решили его торжественно отметить. Пользуясь остановкой осмотрели машины. На одной как и предполагалось обгорели клапаны, на второй лопнула обойма шарикоподшипника левого переднего бегуна. Некоторые дюралевые плиты, бронирующие снаружи поверхность гусениц, оказались помятыми на камнях. Вот и все повреждения, несмотря на тяжелый путь. Все это можно было исправить в пути, т.к. запасные части у нас имелись. Последний переход от мыса Челюскина до мыса Самуила протяженностью около 100 км мы решили сделать за один день. Погода по прежнему стояла ясная и морозная, на машинах было немного груза, так что переход трудности не представлял. До мыса Щербина пошли по суше, бухту Мод пересекли по льду в километре от каменной избушки Амундсена, поставленной им в зимовку 1918 года. Пересекли мыс Прончищева и дальше опять пошли по морскому льду. На базу прибыли вечером 9 апреля. За 12 ходовых часов прошли 95 км.
Продолжение следует.