Капитальный ремонт двигателя — процесс полного восстановления его эксплуатационных характеристик, включающий снятие с автомобиля и полную разборку двигателя, ремонт головки блока цилиндров (ГБЦ), коленчатого вала и (или) блока цилиндров, и замену или восстановление всех изношенных деталей, узлов и агрегатов.
Основные операции капитального ремонта.
Капитальный ремонт двигателя включает в себя следующие операции:
*Демонтаж двигателя, очистка его наружных поверхностей от загрязнений, разборка и мойка деталей.
*Дефектовка проводится с использованием измерительного инструмента (микрометров, нутромеров, щупов и др.), позволяющего точно определить величину износа, деформации и прочие признаки негодности деталей:
-осматривают коленчатый вал на наличие задиров на шейках, их диаметры измеряют в двух взаимно перпендикулярных плоскостях (фото 1). Измеряют биение шеек (фото 2), маховика в сборе с коленчатым валом, осевой люфт вала в блоке цилиндров и т. д.;
-определяют отклонение размеров и геометрии цилиндров (овальность, конусность и т. д.) измерением их диаметров в продольной и поперечной плоскостях (относительно блока цилиндров) на трех уровнях;
-измеряют зазоры в парах трения и диаметры всех трущихся деталей: распределительного вала, клапанов и их направляющих втулок, валиков приводов и т.д;
-с помощью опрессовочного оборудования проверяют на наличие трещин корпусные детали двигателя.
На основании полученных результатов и сравнения их с номинальными или ремонтными размерами, установленными заводом-изготовителем, выбирают способы ремонта деталей или принимают решение об их замене.
Ремонт блока цилиндров может включать следующие операции:
*замена съемных гильз или растачивание и хонингование цилиндров для придания им строго цилиндрической формы. Обработка производится до ремонтного размера, соответствующего диаметру ремонтного поршня (для большинства двигателей выпускаются поршни двух-трех ремонтных размеров) с учетом величины теплового зазора. Зазор измеряется между стенкой цилиндра и юбкой поршня в направлении, перпендикулярном поршневому пальцу. При комнатной температуре поршень имеет нецилиндрическую форму и его небольшое покачивание в цилиндре не говорит о зазоре больше нормы. На двигателях, не имеющих съемных гильз, при сильном износе одного цилиндра (или нескольких) и удовлетворительном состоянии остальных может оказаться целесообразной установка ремонтной гильзы и ее последующая обработка до размера, соответствующего остальным цилиндрам;
*восстановление постели коленчатого вала (в случае ее повреждения) в сборе с крышками коренных подшипников;
*заделка трещин в блоке цилиндров (если они имеются);
*выравнивание (при необходимости) привалочной плоскости (плоскости разъема с ГБЦ) фрезерованием или шлифованием.
Ремонт коленчатого вала осуществляют шлифованием и последующим полированием шатунных и коренных шеек до ремонтных диаметров. Полирование позволяет сгладить вершины микрорельефа поверхности шеек и кромки отверстий масляных каналов. Толщина закаленного поверхностного слоя шеек позволяет перешлифовывать вал до 4 раз. В случае деформации коленвала (чрезмерного биения шеек) перед шлифованием его правят и проверяют на отсутствие трещин.
Ремонт головки блока цилиндров включает:
*заделку трещин при помощи сварки или других ремонтных технологий (при необходимости);
замену или восстановление направляющих втулок клапанов (при необходимости). В первом случае для обеспечения необходимого натяга в соединении (втулка — головка) головку предварительно нагревают. Во втором — уменьшают диаметр отверстия под стержень клапана поэтапной раскаткой твердосплавным роликом и обрабатывают его разверткой для восстановления цилиндричности;
*замену и(или) правку фасок седел клапанов. На некоторых двигателях при замене седел их посадочные места растачивают до ремонтного размера, седла охлаждают в жидком азоте, а головку нагревают;
*выравнивание (фрезерование или шлифование) привалочной плоскости (в случае деформации ГБЦ;
*замену или восстановление клапанов;
*установку новых маслосъемных колпачков (обязательная операция);
*замену распределительного вала, толкателей и т.д.
Ресурс двигателя — длительность его работы (пробег) до прихода в непригодное для нормальной эксплуатации состояние, не устраняемое регулировкой (падение мощности, увеличение расхода масла и топлива, токсичности отработавших газов, ухудшение пусковых свойств и т.д.). Величина ресурса определяется скоростью износа деталей двигателя.
Это классический пример противоречия между конструкцией и технологией. Совместно с итальянцами мы изменили конструкцию двигателя повысили его мощность и динамичность за счет верхнего расположения кулачкового вала. Технология от ''Фиат'' между тем осталась прежней, как при нижнем расположении на ''Фиат-124''. Вот и получили совсем иные условия работы, трения, нагрузки на пару рычаг - распределительный вал. Рычаг был изготовлен из высоколегированной стали с цементацией, закалкой и последующей шлифовкой, распредвал - из высокопрочного чугуна с индукционным нагревом и также с закалкой и последующей шлифовкой. В результате в процессе шлифовки непременно снимался самый прочный наружный слой - значит, на этом месте начнется повышенный износ.
Чтобы повысить износостойкость, начали с помощью неплавящегося электрода создавать на поверхности кулачка так называемый отбелённый слой (ледебурит). Кулачок приводит в движение рычаг клапана, а тот - все остальное. С использованием отбелённого чугуна высокой прочности мы значительно повысили износостойкость распредвала, особенно, когда впервые в мире вместо высокопрочного чугуна применили чугун с вермикулярным графитом.
Графит меняет прочность чугуна. Ранее шаровидный графит не растворялся полностью при нагреве и не давал нам нужную твердость. На поверхности кулачка получались поры - они и уменьшали износостойкость. Чтобы от них избавиться, пришлось отказаться от высокопрочного чугуна и шаровидного графита. ''Фиат'' после нас пошел по этому пути. На рычагах вместо цементации применили газовое азотирование создав таким образом высокоизносостойкую пару распредвал - рычаг. Благодаря внедрениям вскоре все ''забыли'', что на автомобиле есть такая пара.