ИМХО, фейк это, в лучшем случае фейк XIX века. Таких фейков в истории полно - вспомнить хоть креатиффы Сулакадзева - вот уж он
наделалотыскал удивительных документов и артефактов (вплоть до того, что показывал гостям тот самый конский череп, из которого змея ужалила Вещего Олега, и это еще не самая крутая из его находок). А то еще "Влесова книга" - тоже та еще фишка...
в России, говоря современным языком, сформировался рынок отечественного антиквариата. Спрос на древности был велик, но предложение бедновато. Древнерусских рукописей сохранилось мало. Деревянная Русь часто горела, в огне гибли целые библиотеки и хранилища. Да и камень не всегда хранил бумагу и пергаменты – в московском пожаре двенадцатого года погиб единственный список уже упомянутой рукописи «Слова о полку Игореве».
Естественно, появились и умельцы-фальсификаторы, поставлявшие на рынок поддельные манускрипты. В то время научные методы анализа источников практически отсутствовали, и для мошенников открывалось поистине необъятное «поле чудес в Стране Дураков». Обладателями подделок стали не только неофиты, но и такие опытные собиратели, как тот же Мусин-Пушкин или историк А.Малиновский.
Но был среди «антикварваров» один довольно странный фальсификатор – историк-любитель Александр Иванович Сулакадзев. Он вел свой род от грузинских князей Сулакидзе. Со временем потомки обрусели и превратились в Сулакадзевых. Отец Александра Ивановича проходил по статской службе в Санкт-Петербурге, затем занимал должность губернского архитектора в Рязани и вышел в отставку титулярным советником. Там, в Рязани, он женился на дочке местного полицмейстера С.М.Боголепова. (По давней привычке полицмейстеров в провинции частенько называли воеводами.) От этого брака и появился на свет Александр Иванович Сулакадзев. Случилось это в 1771 году в сельце Пехлеце Рижской округи Рязанской губернии.
Сам А.И.Сулакадзев служил одно время в гвардии, потом женился и вышел в отставку, обосновавшись в Санкт-Петербурге. С тех пор он посвящал свои досуги занятиям умственным. Александр Иванович не получил систематического образования, но был начитан во всех областях знаний, пылкое воображение и увлекающийся характер сами вели его по жизни. Он пробовал писать «пиесы», интересовался путешествиями, воздухоплаванием и вообще наукой и техникой. Но одновременно был поклонником графа Калиостро и мистики вообще. Современник писал: «В Петербурге было одно не очень благородное общество, члены которого, пользуясь общею тогда склонностью к чудесному и таинственному, сами составляли под именем белой магии различные сочинения, выдумывали очистительные обряды, способы вызывать духов, писали аптекарские рецепты курений и т.п. Одним из главных тут был некто Сулакадзи, у которого бывали собрания, и в доме его висел на потолке большой крокодил».
Да, уже сама обстановка дома Сулакадзева завораживала посетителей. А к нему в гости являлись коллекционеры, поэты и писатели. Александр Иванович был страстным собирателем и со временем составил обширную коллекцию. Однако, наряду с подлинными рукописями, книгами и предметами, он показывал гостям довольно сомнительные «экспонаты» – например, уродливую палку, которую он выдавал за посох Ивана Грозного, или камень, на котором будто бы отдыхал Дмитрий Донской после Куликовской битвы. С особой гордостью демонстрировал древнюю рукопись «Ответы новгородских жрецов», написанную рунами (руническая письменность использовалась на Руси еще до освоения кириллицы, а на севере и после ее введения). Если же кто-либо из опытных собирателей замечал, что на такие «открытия» требуются исторические доказательства, Сулакадзев с обидою восклицал: «Помилуйте, я честный человек и не стану вас обманывать!»
Конечно, он обманывал, но не ради наживы, как другие фальсификаторы. Как говорится, ничего личного. Он фантазировал на темы событий русской истории и воплощал свои фантазии в поддельных документах. Это был Мюнхгаузен от Истории Российской.