Если-б кто-то мог предположить, что нынешние эксплуатанты будут относиться к УНИКАЛЬНОМУ ВО ВСЕХ ОТНОШЕНИЯХ ОБЪЕКТУ, не как к обычному бензиновому генератору, а…
// mgsupgs.livejournal.com
Возможный сценарий аварии:
Первый глухой хлопок и металлический звук (со слов очевидцев) - начало заклинивания ротора.
Причина заклинивания - электродинамический удар в результате КЗ генератора, разрушение
подшипника турбины или еще какая - на данный момент не известно. Огромный момент инерции
ротора при резком торможении передается на крышку турбины и пытается провернуть ее
относительно спиральной камеры. Я не знаю, рассматривали ли проектировщики такой вариант
и просчитывали ли крепление крышки турбины к спиральной камере на срез. Одновременно,
при полном или почти полном останове вращения РК турбины давление под РК турбины
становится таким же, как и давление в спиральной камере - 20 атм. Я немного поясню,
как работает гидроагрегат: в штатном режиме давление водяного столба (20 атм) почти
полностью срабатывается на лопатках направляющего аппарата (НА) спиральной камеры,
то есть потенциальная энергия давления воды превращается в кинетическую энергию - скорость потока.
Пока РК турбины вращается, кинетическая энергия потока преобразуется в работу ротора агрегата,
а давление воды над РК составляет порядка 3 атм. Как только РК турбины останавливается,
соответственно и скорость потока за лопатками НА падает почти до нуля и происходит выравнивание
давления воды в спиральной камере и под РК турбины. Плюс к этому происходит гидроудар,
так как резко остановившееся РК турбины - это пробка в проточной части. Второй удар,
который воспринимался очевидцами как взрыв - это и есть момент среза/срыва крышки
турбины со спиральной камеры и одновременного гидроудара. Крышка турбины срезает
крепление к спиральной камере и под воздействием давления водяного столба плюс
гидроудар начинает выдавливаться вверх. Вращение, со слов очевидцев, выдавливаемого
вверх из под пола машзала ротора - это уже вращение всей сорваной со спиральной камеры
сборки ротор-статор в соответсвии с законом сохранения момента количества движения.
Воды из под ротора пока нет, потому что ударная волна гидроудара идет по водоводу вверх
в сторону верхнего бьефа (водозабора). Далее ударная волна выходит из водозабора
агрегата и начинается поступление воды в машзал (С)