Обширная, но любопытная цитата не тему применимости вероятностных представлений
Рассмотрим вопрос о сферах применимости вероятностного подхода в прикладных исследованиях, в частности экономических. Необходимость такого рассмотрения вызывается непрекращающимися спорами на этот счет, в которых мнения исследователей колеблются между двумя крайними точками зрения. Согласно одной из них любые явления, подвергающиеся
статистическому анализу (даже единичные наблюдения), следует оценивать с вероятностных позиций [69, 82, 98 и др.].
В соответствии с другим мнением, вероятностные оценки либо имеют очень малую область полезного применения, либо неприменимы вообще нигде [8 и др.].
Подробное рассмотрение возникающих здесь сложных и тонких проблем выходит за рамки предмета книги. Однако попробуем по крайней мере четко определить свою позицию (см. также [55]).
Традиционные учебные пособия довольно уклончиво дают определение статистической вероятности, отмечая лишь соответствие наблюдаемых частот некоторым теоретическим числам — вероятностям, при этом не оговаривая подробно, как именно такое соответствие проверять. Последователен в этом отношении только подход Р. Мизеса, сформулированный в первые десятилетия нашего века, им вероятность определена как предельное значение частоты при N -> оо.
Поэтому нельзя говорить о вероятности события в отдельном единичном опыте, а можно говорить лишь о вероятности (частоте) события в серии испытаний.
Однако все доверительные интервалы и вероятности — главный продукт математической статистики — построены на основании домысливания некоторых непроверяемых экспериментально вещей: например, предполагается обычно независимость отдельных наблюдений, что проверить в принципе нельзя (требуется проверять независимость отдельных серий наблюдений), постулируется наличие одного закона распределения — а это тоже надо проверять, имея серию серий и т. д. Поэтому, по мнению Ю. Алимова [8], лучше считать только, «первичные», поддающиеся измерению вероятности в форме частот, и определять «доверительные интервалы» непосредственно по отклонениям в сериях, чем прибегать к упомянутым непроверяемым предположениям.
Собственно статистические критерии, возможно, и могут применяться в чисто стохастических областях с миллионами наблюдений (в основном в статистической физике), но при тщательной проверке устойчивости, воспроизводимости результатов от серии к серии.
В целом такого рода рассуждения представляются логичными.
Однако, критикуя «теорию» и ратуя за «естественный материализм» прикладника, Ю. И. Алимов проявляет ту самую излишнюю строгость, которая свойственна математике по определению. Во-первых, абсолютно исключаются из рассмотрения нестатистические трактовки вероятности (классическое и логическое определения), что очень спорно. Скажем, чтобы точно убедиться в том, что вероятность выпадения орла равна 1/2, надо в соответствии со статистическим
определением провести очень много испытаний. Вполне вероятно, что они покажут систематическое отклонение частот от этого уровня, т. е. классическое определение окажется неверным (монета не симметрична). Но дело в том, что в огромном числе случаев есть практическая убежденность в истинности гипотезы о симметричности монеты, что позволяет в целях экономии сил и ресурсов не проверять каждое событие статистически. Тот же прикладник может из самых утилитарных соображений принять классическое определение и оказаться почти всегда прав. Аналогично обстоит дело с субъективистскими вероятностями (например, в экспертных системах), где воспроизводимость результатов может в принципе отсутствовать (скажем, при принятии решений о строительстве уникального объекта), но оценки, подобные вероятностным, могут даваться.
Во-вторых, уже в рамках статистического подхода строгие требования к устойчивости статистических наблюдений выглядят во многих случаях чрезмерными. В очень многих случаях действительно гипотезы выборочного метода близки к истине и оценки оказываются практически удовлетворительными, хотя и точно неверифицируемыми. Требование постоянной пошаговой проверяемости сродни нередко бытующему среди экономистов требованию того, чтобы каждый шаг решения какой-то задачи был экономически оправдан. Казалось бы; это верно, но нельзя дать экономическую интерпретацию матричным операциям компонентного анализа или методу ветвей и границ, хотя их результаты и используются в экономическом анализе.
Картина, подобная выборочной, наблюдается и в ряде так называемых пассивных экспериментов, например при изучении множества больных одной болезнью, множества колосков пшеницы на одном поле и т. д. В таких ситуациях имеет место мысленная устойчивость результата в силу принципиальной допустимости воспроизведения опытов в постоянных условиях (см. [3, т. 1]), но генеральная совокупность определена нечетко (то ли все больные мира, то ли данного региона и т. д.). Применение статистических критериев здесь сталкивается с рядом трудностей, многие из которых названы в [8]. Поэтому можно согласиться с С. А. Айвазяном, считающим такие совокупности «промежуточным объектом» для применения статистических критериев [3, т. 1]. Добавим, что регулярную пользу доверительные интервалы здесь могут принести, по нашему мнению, не сами по себе, а всочетании со схемой нескольких серий, когда интервалы разных наборов наблюдений сравниваются с целью установить в них что-то общее. Однако такие исследования выполняются очень редко.
Дальше немного рассуждений об экономических исследованиях [показать]
Все сказанное особенно существенно для экономических приложений, в которых часто наблюдают так называемые «сплошные совокупности» (все заводы отрасли и т. д.).
Многие статистики считают, что и здесь вероятностные концепции полностью оправданы и имеют теоретическое обоснование [77, 98]. Об этом же говорит и повсеместная практика расчета доверительных интервалов для коэффициента регрессии и др., полученных на таких данных.
Перечислим только основные возражения против бесконтрольного применения доверительных интервалов в изучении экономических процессов.
Реализацию признаков на объектах замкнутых систем нельзя рассматривать как независимые величины. Объем продукции одного завода отрасли часто сильно связан с объемом других заводов, да и вообще экономика в значительной мере занимается перераспределением ресурсов внутри отрасли, района и т. д., что никак не согласовывается с положением о независимости значений.
Гипотеза о нормальности распределения, лежащая в основе почти всех классических результатов, во-первых, не может быть надежно проверена по одной выборке, особенно в многомерном случае, во-вторых, очень часто просто неверна: есть много эмпирических доказательств негауссовости социально-экономических процессов [100].
Непараметрические методы, свободные от этой гипотезы, практически не разработаны для многомерных ситуаций. Есть много и других свидетельств того, что конкретная вероятностная техника очень часто применяется в неадекватных случаях (см. подробнее [55]).
Практическая значимость доверительных интервалов — конечного продукта оценивания — в сплошных совокупностях очень невелика. Использовать их для прогноза не удается — производственные условия будут меняться, причем так, что изменятся и сами параметры.