Вымпел2011> Итальянские бронепоезда принимали участие во Второй мировой во время боевых действий в 1940 году против Франции. Так, один из бронепоездов (120/3/S Albisola) 14 июня 1940 года защищал порт Генуи от французской военной эскадры из трех крейсеров и четырех эсминцев, обстреливавших итальянское побережье. 22 июня того же года бронепоезда помогали армии штурмовать французские укрепления в Ментоне. Еще один бронепоезд (120/2/S) также воевал в тоннелях возле Кабо-Мортола, при этом понеся потери в личном составе.
Вымпел2011> Сами же бронепоезда, укомплектованные, как правило, "ограниченно годным" по здоровью контингентом, либо моряками преклонных лет, во время вторжения союзников на полуостров в 1943 году не оказали противнику никакого отпора. Их самое уязвимое место - защита от воздушного противника, чем и воспользовалась авиация союзников. Поэтому большая часть бронепоездов была взорвана при отступлении. Часть бронепоездов немцы успели забрать себе и разоружили, использовав впоследствии их орудия для обороны от наступающих войск союзников. Вот такая история...
Интересно, что такими идеями переболели почти все, но СССР максимально.
Казалось, так красиво и просто - не надо городить десятки стационарных батарей с их миллионами тонн бетона - а кинул ЖД ветку вдоль берега и пустил по ней всего пару подвижных ЖД батарей - пусть везде ездят и супостата от берега отгоняют.
Дешево и сердито.
Умнее всех американцы поступили - построили два тяжелых ЖД транспортера и одно(!) основание для них в р-не Санта-Барбары (чем этот город и знаменит на самом деле) и пропиарили все это дело на весь мир
Первые же наши ЖД батареи были очень на Итальянские похожи:
203-мм/45 железнодорожный транспортер ТМ-8 береговой артиллерийской железнодорожной батареи № 1 на огневой позиции. Из фондов Военно-исторического музея Тихоокеанского флота:
Один из вновь построенных в 1928 - 1929 гг. 152-мм/45 железнодорожных артиллерийских транспортеров береговой артиллерийской железнодорожной батареи № 2 на огневой позиции. Из фондов Военно-исторического музея Тихоокеанского флота:
А дальше пошло поехало - ЖД пришлось либо прокладывать заново, сквозь болота к самым удобным местам для артиллеристов, но нафик никому более не нужным.
Соответственно, строить мосты (ЖД!) под это дело.
Начал ползти калибр орудий - потребовались стационарных ЖБетонные основания для кругового обстрела. Эти основания стали обволовывать, а потом и строить опять-таки ЖБетонные стационарные погреба боеприпасов при каждой позиции, потом стационарные посты управления стрельбой с огромными дальномерными вышками и т.д.
Все! Остановится уже было невозможно - строили и строили, об экономии и думать все забыли - целые империи ЖД батарей вдоль советских берегов появлялись. Я в свое время большинство объектов инфраструктуры довоенных ЖД батарей посетил - размах был огромный.
Вот только описание одного из мест базирования ЖД установок на Балтике (только документ до конца дочитайте и представте как это все выглядело вместе взятое построенное с нуля посреди болотистого глухого леса):
«Перечнем объектов строительства для базы железнодорожной артиллерии в районе дер. Мукково в 1936 году» было определено, в частности, возведение:
— казармы для 305-мм батареи на 288 человек (кирпичной);
— казармы для 180-мм батареи на 262 человека (рубленой);
— дома для старшего личного состава на 25 семей (кирпичного);
— дома для среднего личного состава на 50 семей (кирпичного);
— дома для сверхсрочнослужащих на 40 семей (деревянно-рубленого);
— общежития для рабочих строительства на 400 человек;
— камбуза и столовой на 1500 человек обедающих (деревянно-рубленных) с одновременной пропускной способностью 500 человек;
— бани и прачечной (деревянно-рубленной);
— штаба для управления и железнодорожной базы (кирпичного);
— кают-компании начальствующего состава (деревянно-рубленной){81}.
Большая программа была определена и по техническому строительству. Предстояло:
— соорудить кирпичную электростанцию с двумя дизелями по 150 HP;
— водонасосную станцию с водонапорной башней;
— кирпичный гараж для 12 боевых машин Зендера мехтяги;
— кирпичный склад обозно-вещевого и технического имущества;
— кирпичный склад продовольственного снабжения;
— овощехранилище и ледник;
— проложить разводящую сеть водопровода и канализации;
— протянуть наружную сеть электроосвещения;
— выполнить значительные работы по благоустройству городка, устройству подъездных путей, включая 1,5 километра автодороги, по ограждению территории городка и базы.
Общая стоимость этих работ была определена в 4 миллиона 690 тысяч рублей{82}.
Не менее напряженные задачи были поставлены и в части железнодорожного строительства. Предстояло проложить:
а) путь № 1 — главный (полезная длина не менее 450 метров) с восточным и западным примыканием к главной линии Котлы — Усть-Луга;
б) путь №2 — главный (полезная длина не менее 450 метров);
в) пути №№ 5, 6, 7 и 8 — базовые (полезная длина не менее 450 м) для стоянки материальной части батареи № 17 и батареи № 9; [102]
г) тракционный путь с треугольником и кочегарной ямой;
д) тупик № 15 со складским помещением;
е) вытяжной тупик № 14 (полезная длина 3000 метров).
Построить водоснабжение (водокачку, водоемное здание и разводную сеть), обеспечивающее отправление 9 эшелонов вслед друг за другом через 10–15 мин (паровозы серии «ЭМ»).
3. Построить временный угольный склад на 450 тонн при треугольнике.
4. Построить кирпичное одноэтажное здание (площадью 540 кв.м) под склад смазочных, горючих и обтирочных материалов для подвижного состава батарей.
5. Построить кирпичный паровозный сарай на 4 стойла для паровозов серии «ЭМ».
Кроме того, в 1936 году предусматривалось сооружение угольного склада на 450 тонн топлива, кирпичного склада смазочных, горючих и обтирочных материалов для подвижного состава батарей, кирпичного паровозного сарая на 4 стойла для паровозов серии «ЭМ»{83}.
Еще более масштабные работы по развитию «базы Мукково» намечались на перспективу. «План 5-летнего развития батарей ЗУРа и КБФ» предусматривал сооружение:
— еще одного кирпичного дома начсостава на 25 квартир с жилой площадью 1344,15 кв. м;
— гражданской амбулатории на 25 посещений со стационаром на 5 коек;
— детского очага на 60 детей;
— детских яслей на 80 детей;
— кирпичной школы-десятилетки;
— клуба-кино со зрительным залом на 800 мест;
— магазина-универмага на 100 посетителей;
— бани-душевой с пропускной способностью 60 чел.-час. и других объектов социального назначения{84}.
Одновременно с обустройством базы в Мукково по всему южному побережью Финского залива в ускоренном темпе развернулось сооружение стационарных боевых позиций и объектов инфраструктуры для тяжелых железнодорожных батарей. Пожалуй, самое концентрированное размещение объектов такого рода осуществлялось на полуостровах Колгонпя и Кургальский. [103]
В соответствии с директивами Начальника Генерального Штаба РККА №№ 8/011113, 8/011114 от 5.01.31 г. в 1932–1933 годах были намечены к строительству позиции для 356-мм железнодорожной артиллерии в Курголово, Колгонпя, Алютино, Кандыкюля и для 180-мм — в Кирьямо, Колгонпя, Долгово, Липово, Красная горка — Черная Лахта. Работы, однако, продвигались с большими трудностями. К середине 1935 года фактически были построены: позиция № 300 (Кургальская) и позиция № 100 (Алютинская) — для 305– и 356-мм железнодорожной артиллерии.
«Планом строительства позиций и железнодорожных путей для тяжелой артиллерии БО КБФ на 36–37 гг.», также подписанным командующим КБФ Л. М. Галлером, было намечено построить в 1936 году позиции для 180-мм железнодорожных батарей у д. Колгомпя и д. Липово, проложить железнодорожные пути от д. Косколово до д. Колгонпя и от д. Алютино до д. Липово. В 1937 году — соорудить позиции для 356-мм батареи у д. Колгонпя{86}.
Кроме того, планом строительства на 1936 год предусматривалось строительство «на месте, указанном в генеральном плане позиций в р-не Колгонпя», типового станционного здания, разъезда с четырьмя станционными путями длиною по 520 м каждый, треугольника для «обгона» паровозов серии «ЭМ» и артсистем, разгрузочной площадки с высокой платформой длиною 100 метров у восточного пути для разгрузки эшелонов подвижной базы: средств ПВО, тракторов с прицепами и прожекторов...
Причем описанную базу Мукково построили практически посреди огромного болота - сейчас остались от нее километры параллельных ЖД насыпей большой высоты обломки бетона в диком лесу...
Поражает это все когда видишь документы и то чем все это закончилось своими глазами - от кипящей когда то здесь жизни и следа не осталось.