Железная дорога в "Россию"

 
RU Фагот #11.03.2013 17:39
+
-
edit
 

Фагот

координатор
★★
Государство начинает готовить инфраструктуру для проекта создания в Подмосковье образовательно-спортивного кластера и этнографического парка "Россия" общей стоимостью до 150 млрд руб. ОАО РЖД оценило вложения в железные дороги к парку. Строительство четвертого главного пути от Домодедово до станции Барыбино обойдется в 12,3 млрд руб., еще более 2,6 млрд руб. потребуется на закупку электричек. Пассажиропоток в парк может составить 10 млн человек в год, из них 7 млн — по железной дороге. Но ОАО РЖД не сможет окупить вложения, поэтому рассчитывает, что проект профинансирует государство.

В распоряжении "Ъ" оказалось письмо первого вице-президента ОАО РЖД Вадима Морозова в правительство от 5 марта об исполнении поручения по итогам совещания у вице-премьера Аркадия Дворковича 29 января. Обсуждалось создание в Подмосковье образовательно-спортивного кластера, включающего учебные корпуса ряда российских вузов, медицинский центр и тренировочные базы к чемпионату мира по футболу 2018 года (см. "Ъ" от 6 февраля), а также этнографического парка "Россия" (см. "Ъ" от 7 августа 2012 года). К марту ОАО РЖД должно было представить предложения по увеличению пропускной способности железнодорожной инфраструктуры, "Газпром", МОЭСК и ФСК — по созданию объектов газоснабжения и электроснабжения.

Господин Морозов поясняет, что строительство четвертого главного пути от станции Павелецкая до Домодедово стоимостью 18,3 млрд руб. (без НДС) уже включено в программу реализации первоочередных проектов по развитию железнодорожной инфраструктуры в столичном транспортном узле. В конце декабря 2012 года было перераспределено 70 млн руб. господдержки на начало предпроектных разработок. Но для подъезда к парку "Россия" требуется продлить четвертый главный путь от Домодедово до Барыбино, что потребует 12,3 млрд руб. По оценкам ОАО РЖД, на железную дорогу придется 70% транспортного потока парка "Россия", то есть около 7 млн человек в год. Их перевозка потребует дополнительно до 35 пар скорых поездов в сутки, для чего нужно купить 11 электропоездов типа ЭД4М в целом на 2,64 млрд руб. (без НДС). Общие вложения в инфраструктуру Москва—Домодедово—Барыбино и электрички составят 35,5 млрд руб. (без НДС).

ОАО РЖД оценило экономический эффект, который получит от реализации проекта. Выручка монополии от оплаты услуг инфраструктуры, сдачи электричек в аренду и их сервисного обслуживания составит 1,15 млрд руб. в год, прямые издержки — 851 млн руб. Таким образом, прибыль монополии до вычета налогов составит 299 млн руб. в год. Поскольку перевозчиком на ветке, вероятнее всего, станет "Аэроэкспресс", где ОАО РЖД владеет 50%, доходность за счет роста дивидендов может быть чуть выше, уточняет Вадим Морозов. Сейчас среднегодовой размер дивидендов составляет 52,7 млн руб. Как он может вырасти с учетом работы оператора на ветке, в письме не оценивается. При этом ОАО РЖД планирует продать половину своей доли в "Аэроэкспрессе", что снизит объем дивидендов.

В результате, заключает Вадим Морозов, проект для ОАО РЖД не окупится даже за 30 лет. Соответственно, кредит на него монополия брать не готова, так же как и выпускать под проект облигации. Топ-менеджер утверждает, что для реализации проекта необходима господдержка. Для монополии же окупаемыми за счет операционной деятельности проекта будут лишь средства до 5,6% от общего объема необходимых.

Даже без учета железнодорожной инфраструктуры стоимость парка "Россия" оценивалась ориентировочно в 50 млрд руб., а объекты образовательно-спортивного центра — в 70-100 млрд руб. Источники финансирования не определены, но планируется, что основную часть расходов возьмет на себя государство. Кроме того, около 1 тыс. га под проект обещал бесплатно выделить бизнесмен Василий Анисимов. С учетом железнодорожной инфраструктуры проект дорожает для государства минимум на 10%. Глава "Infoline-Аналитика" Михаил Бурмистров считает расчет ОАО РЖД на господдержку оправданным. "Этот проект явно не первоочередной для монополии, он решает не экономические, а имиджевые, политические задачи,— поясняет эксперт.— Поэтому его и должно финансировать государство или, возможно, какие-то спонсоры".

В принципе частный бизнес проявляет интерес к проекту, но не к железнодорожной части. Так, ЗАО "Домодедово транс девелопмент" (ДТД) планирует на условиях государственно-частного партнерства строить в Подмосковье линию легкорельсового трамвая длиной 214 км. Одним из двух пилотных участков станет Западное Домодедово—Данилово—парк "Россия" (29,9 км). Точный объем вложений в ДТД не уточнили, отметив, впрочем, что инфраструктура для легкорельсового трамвая гораздо дешевле, чем железная дорога. Источник в Минтрансе уточняет, что помимо прочего схемы государственно-частного партнерства в развитии железнодорожной инфраструктуры еще не проработаны и их применение в ближайшее время вряд ли возможно.

Подробнее: http://www.kommersant.ru/doc/2143468
 25.0.1364.15225.0.1364.152

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru