[image]

История создания Хельсинкского метрополитена

 
RU Фагот #07.09.2013 12:58
+
+1
-
edit
 

Фагот

координатор
★★☆
Пишу отчет по майской поездке в Эстонию и Финляндию, дошел до Хельсинкского метро: Эстония на майские

Рассказов о нем много. Поэтому не стал повторяться и особо много писать непосредственно о сегодняшнем метро, а чуть копнул историю создания. Оказалось очень интересно - с интригами, уголовными делами и героями. И главное в русскоязычном интернете такой истории не видел, поэтому ввожу в научный оборот так сказать :)

Вообще это жуткий долгострой. Обсуждение необходимости метро началось аж в 1955 году, первый проект появился в 1959, а открыто оно было только в 1982! А с типом системы связана целая история в стиле дворцовых интриг. Поначалу планировался легкорельсовый вариант, который продвигал Рейно Кастрен. Этот инженер по образованию и профессии, до войны работал на железной дороге, а также был не последним человеком в общественной жизни Финляндии, занимая посты в националистическом "Карельском академическом обществе", упоминался даже в разведсводках НКВД. Во время войны работал на должностях в военной администрации оккупированной Восточной Карелии. После войны вернулся к транспортным вопросам в Хельсинки, став председателем комитета пригородных перевозок, где в 1955 году впервые поднял вопрос о необходимости строительства метрополитена, а в 1959 предоставил первый проект. Несмотря на то, что руководством города проект метро был принят холодно, Кастрен продолжил работу. Позже его комитет переименовали в комитет метро, а самого его за твердость и упорство в отстаивании своих идей прозвали Метро-Кастрен. В 1963 году он представил второй проект, легкорельсовая система из 108 станций и 86,5 км путей к 2000 году должна была раскинуться по всему городу. Хотя и в этот раз проект был отклонен как слишком амбициозный, но на этот раз Кастрен сумел пробить лед, и городские власти пригласили к обсуждению международных экспертов, мнение которых было единодушным - метро нужно! Работа продолжилась. Но в 1967 году главного идеолога Хельсинкского метро пригласили на полгода в Калькутту в качестве транспортного эксперта. На время его отсутствия на должность временно вступил Унто Валтанен. Вот здесь и произошел дворцовый переворот. За короткое время Валтанен неким образом убедил всех в необходимости строительства тяжелой рельсовой системы метро глубокого заложения. Когда шеф вернулся, его взгляды объявили устаревшими а самого отправили на пенсию. Уже в 1969 году схема строительства была утверждена. Несмотря на то, что строительство завершилось в 1977 году, открыта система была только в 1982! Скандалом обернулась покупка поездов, которая была произведена у компании Stromberg мэром города в обход конкурсных процедур и одобрения Совета города. Как объяснял потом мэр, он сделал это из-за боязни, что Совет примет решение купить подвижной состав в СССР. Во как! Полиция проводила расследование из-за непрозрачности расходования средств, но в суде обвинения были отклонены. Однако полиция не остановилась, и обратила свое внимание на деятельность комитета метро во главе с переворотчиком Валтаненом. Тем временем метрополитен Хельсинки заработал с 1 июня 1982 года, а 2 августа был торжественно открыт Президентом Финляндии.

В заключение о главных героях истории.

Унто Валтанен через два дня после того, как метро заработало, был обвинен в получении взятки от Siemens. Процесс шел долго, но в итоге в 1987 году обвиняемый был приговорен к году и девяти месяцам тюрьмы за получение взятки в виде 80 000 дойчмарок и моторной лодки. После освобождения, он умер на Канарских островах, вероятно от пищевого отравления.

Рейно Кастрен умер в Хельсинки в 1981 году. Метро Хельсинки было открыто шесть месяцев спустя...

Рейно Кастрен в своем кабинете:
   29.0.1547.6629.0.1547.66

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru