VI. Модель регионального заказа и контрактных условий
В основу организации перевозок в пригородном железнодорожном сообщении положен долгосрочный транспортный заказ (региональный заказ), обеспечивающий создание условий для эффективной реализации субъектами Российской Федерации функции заказчика услуг и предсказуемость взаимоотношений заказчика и перевозчика на период действия контракта на организацию перевозок пассажиров железнодорожного транспорта в пригородном сообщении (далее - контракт).
Формирование регионального заказа и условий контракта между субъектом Российской Федерации и перевозчиком осуществляется на основании следующих принципов:
формирование заказа происходит на региональном уровне, заказываемый объем транспортной работы согласовывается Министерством транспорта Российской Федерации;
контракт охватывает территорию субъекта Российской Федерации целиком или частично, но не менее одного пригородного направления протяженностью до 200 км с учетом технологии организации перевозок;
срок действия контракта составляет 15 лет (долгосрочный транспортный заказ), допускается более длительный срок контракта при необходимости окупаемости инвестиций перевозчика;
контракт содержит обязательные условия, касающиеся общих параметров маршрута (прогнозного пассажирооборота, размеров движения поездов, минимального количества остановок поезда на каждой станции за сутки, времени отправки первого и последнего поезда по ключевым станциям), использования стандартного оборудования для продажи билетов и контроля за количеством пассажиров;
контракт содержит требования к уровню и качеству обслуживания, касающиеся параметров классов вагонов, их внешнего и внутреннего вида, максимальной наполняемости вагона, строгого соблюдения расписания движения поездов и условий доступности для инвалидов перевозок с учетом нарушенных функций организма, а также целевые мероприятия перевозчика по повышению общего уровня обслуживания, условия проверки качества обслуживания и устранение обнаруженных недостатков;
контракт содержит четко определенные субъектом Российской Федерации правила и порядок установления и изменения тарифов в течение срока действия контракта и целевые параметры повышения эффективности перевозок, а также определяет систему взаимной финансовой ответственности сторон;
контракт содержит инвестиционные обязательства перевозчика с указанием источников финансирования, а также мероприятия перевозчика по снижению операционных затрат, повышению собираемости доходов и росту учетного пассажирооборота;
изменение заказчиком и (или) перевозчиком количества рейсов или маршрутов в рамках регионального заказа допускается в соответствии с определенной процедурой согласования с контрагентом и владельцем инфраструктуры положений контракта при условии, что принятие соответствующих решений не нарушит связность сообщения между субъектами Российской Федерации.
Экономически обоснованный уровень тарифов в рамках регионального заказа определяется субъектом Российской Федерации на основании методики определения экономически обоснованного уровня тарифов на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении.
Прогнозный пассажиропоток в рамках государственного заказа согласовывается субъектами Российской Федерации и перевозчиком.
По соглашению сторон в контракт могут быть дополнительно внесены положения о порядке распределения дополнительной прибыли перевозчика в случае превышения фактического пассажиропотока над прогнозным и правила перерасчета размера компенсаций вследствие изменения экономически обоснованного уровня тарифов в случае, если фактический пассажиропоток оказался ниже прогнозного.
Убытки перевозчика, не покрываемые средствами, предусмотренными контрактами, и возникшие вследствие его неэффективной деятельности, не подлежат компенсации со стороны субъекта Российской Федерации.
VII. Взаимодействие между субъектами Российской Федерации
Для обеспечения возможности организации прямого межрегионального пригородного сообщения, исключающего конкуренцию нескольких перевозчиков на одном межрегиональном маршруте, субъектам Российской Федерации целесообразно совместно выработать в отношении таких маршрутов единую политику.
Для организации перевозки на межрегиональных маршрутах соответствующие субъекты Российской Федерации могут заключить между собой соглашение, закрепляющее в том числе:
параметры межрегионального маршрута и объем заказа (аналогично основным положениям типового контракта);
порядок проведения совместного конкурса для размещения совместного заказа;
ответственность сторон по обязательствам, вытекающим из соглашения, в том числе в части возмещения положенной перевозчику компенсации.
Субъекты Российской Федерации могут самостоятельно разместить заказ на организацию пригородного сообщения по межрегиональному маршруту за счет собственных средств.
VIII. Конкурентная среда
Основными принципами организации конкурентной среды являются: существование более чем одного перевозчика в пригородном железнодорожном сообщении;
распределение маршрутов перевозок в рамках регионального заказа как через прямое размещение, так и посредством конкурса.
При условии выполнения основных принципов организации пригородных пассажирских перевозок предусматривается развитие:
конкуренции на маршруте, когда на одних и тех же маршрутах пригородные перевозки осуществляют несколько перевозчиков;
конкуренции за маршрут, когда на конкретных маршрутах исключительное право осуществлять пригородные перевозки на срок действия контракта по результатам выбора субъекта Российской Федерации передается одному перевозчику.
На начальном этапе наиболее оптимальным является сохранение прямого размещения региональных заказов на перевозки в пригородном железнодорожном сообщении.
В дальнейшем по мере приобретения субъектами Российской Федерации соответствующих навыков и развития конкуренции между пригородными компаниями субъекты Российской Федерации могут перейти к конкурсному размещению заказа.
IX. Финансирование пригородного железнодорожного сообщения
В рамках настоящей Концепции основными принципами финансирования пригородного комплекса являются:
компенсация за счет средств федерального бюджета затрат на предоставление открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" услуг инфраструктуры при осуществлении перевозок пассажиров в пригородном сообщении в рамках регионального заказа, определенных на основании тарифа на услуги по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, начиная с 2015 года;
компенсация перевозчикам стоимости проезда льготных категорий граждан на основе фактического пассажирооборота и региональных тарифов;
субсидирование выпадающих доходов перевозчиков, связанных с государственным регулированием тарифов, субъектами Российской
Федерации в рамках реализации регионального заказа на пригородные железнодорожные перевозки;
обеспечение ведения раздельного учета доходов и расходов перевозчика по каждому субъекту Российской Федерации, на территории которого перевозчик осуществляет перевозки пассажиров в пригородном сообщении;
возможность инвестирования в железнодорожную инфраструктуру пригородных пассажирских перевозок, не принадлежащую открытому акционерному обществу "Российские железные дороги", которая предоставляется всем заинтересованным участникам отрасли, в том числе на основе механизмов государственно-частного партнерства.
X. Управление и владение активами
Предлагаемые принципы управления и владения активами пригородного пассажирского комплекса определяют структуру собственности на инфраструктуру, подвижной состав, ремонтные мощности и иные активы, необходимые для осуществления пригородного железнодорожного сообщения, обеспечивающую всем участникам рынка возможность долгосрочного планирования своей деятельности и повышение экономической эффективности перевозочного процесса.
Ключевые принципы предполагают максимальную гибкость в определении структуры владения и управления активами с возможностью выбора одного из следующих наиболее оптимальных для конкретного субъекта Российской Федерации вариантов:
подвижной состав может принадлежать перевозчику, открытому акционерному обществу "Российские железные дороги", субъекту Российской Федерации, производителю подвижного состава, лизинговой компании и другим владельцам;
ремонтные мощности могут принадлежать перевозчику, открытому акционерному обществу "Российские железные дороги", субъекту Российской Федерации, производителю подвижного состава и другим владельцам;
железнодорожная инфраструктура пригородного пассажирского сообщения, не принадлежащая открытому акционерному обществу "Российские железные дороги", находится в собственности тех участников рынка, которые финансируют ее создание и обновление;
наем и управление работой локомотивных бригад производятся перевозчиками либо владельцами подвижного состава.
На начальном этапе владения и управления подвижным составом предполагается сохранение существующего пригородного подвижного состава, не внесенного в капитал пригородных пассажирских компаний, в собственности открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в составе центральной дирекции моторвагонного подвижного состава.
При наличии заинтересованности субъекта Российской Федерации или пригородной пассажирской компании в пригородном подвижном составе, принадлежащем открытому акционерному обществу "Российские железные дороги", целесообразно внести подвижной состав в уставный капитал пригородной пассажирской компании на паритетных условиях с субъектом Российской Федерации и иными акционерами пригородной пассажирской компании. Одновременно возможна продажа принадлежащего открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" подвижного состава любому заинтересованному участнику рынка.
В последующем предполагается создание отдельного дочернего общества открытого акционерного общества "Российские железные дороги", которое может осуществлять как лизинговую деятельность, передачу подвижного состава в аренду, так и его продажу иным собственникам (перевозчикам, субъектам Российской Федерации, лизинговым компаниям и др.).
В отношении нового подвижного состава настоящая Концепция предполагает множественность вариантов собственности. Собственниками могут выступать производители подвижного состава, лизинговые компании, пригородные компании и иные участники отрасли.
Наличие нескольких владельцев подвижного состава позволит субъектам Российской Федерации выбирать оптимальное соотношение между ценой и качеством, что обеспечит снижение требуемых размеров субсидирования деятельности пригородных компаний.
Для решения задачи привлечения частных инвестиций в наращивание и обновление подвижного состава необходимо использовать механизмы государственных гарантий по банковским кредитам, облигационным займам и иным финансовым инструментам, позволяющие пригородным компаниям и субъектам Российской Федерации привлекать финансирование для приобретения нового подвижного состава без существенного роста издержек и давления на тарифы.
Владение и управление ремонтными мощностями предполагают на начальном этапе реализации настоящей Концепции выделение существующих ремонтных мощностей пригородного комплекса в отдельную дирекцию открытого акционерного общества "Российские железные дороги". В дальнейшем на базе филиала предполагается создание дочернего общества открытого акционерного общества "Российские железные дороги".
На всех этапах допускаются разные формы владения ремонтными мощностями, в том числе открытым акционерным обществом "Российские железные дороги", производителями подвижного состава и перевозчиками.
Реализация предлагаемых принципов управления и владения активами создаст условия для оптимизации ремонтов и консолидации ремонтных мощностей с учетом динамики спроса, а также позволит перевозчикам выбирать оптимальное соотношение основных активов.
XI. Совершенствование системы государственного регулирования
Совершенствование системы государственного регулирования услуг пригородного комплекса направлено на обеспечение баланса интересов пассажиров, перевозчиков и владельца инфраструктуры, ограничение роста тарифной нагрузки на пассажиров, обеспечение стимулов для повышения экономической эффективности пригородных перевозок и оптимизацию использования железнодорожной инфраструктуры.
Основными направлениями совершенствования системы государственного регулирования пригородных перевозок являются:
закрепление за субъектами Российской Федерации безусловных обязательств по регулированию тарифов на перевозки пассажиров в пригородном железнодорожном сообщении в рамках регионального заказа и компенсации потерь в доходах, возникающих вследствие государственного регулирования тарифов;
разработка методики определения экономически обоснованного уровня тарифов на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении. В состав экономически обоснованного уровня тарифов включаются целевая норма рентабельности деятельности перевозчика и инвестиционная составляющая, размеры которых определяются органом государственного регулирования субъекта Российской Федерации с учетом одобренных субъектом Российской Федерации объемов инвестиционных расходов перевозчика и уровня доступности перевозок для населения;
выделение нерегулируемого (перевозки вне рамок регионального заказа) сегмента в пригородных железнодорожных перевозках;
совершенствование системы построения тарифа на услуги по использованию инфраструктуры;
отсутствие регулирования тарифов на прочие услуги в области пригородного железнодорожного сообщения, за исключением случаев монопольного предложения таких услуг.
Для оптимизации объемов государственной поддержки деятельности пригородного комплекса целесообразно провести работу по совершенствованию системы построения тарифа на услуги по использованию инфраструктуры, в том числе:
исключить из тарифа отдельные виды затрат, в частности затраты на электроэнергию, используемую на тягу для пригородного подвижного состава;
предусмотреть механизмы, стимулирующие использование подвижного состава нового поколения с улучшенными эксплуатационными характеристиками и меньшим воздействием на инфраструктуру;
учитывать при расчете тарифов изменение величины затрат на содержание инфраструктуры в случае отказа части субъектов Российской Федерации от пригородного железнодорожного сообщения.
XII. Дополнительные параметры деятельности перевозчиков
В рамках дополнительных параметров деятельности перевозчиков закрепляются следующие принципы:
закрепление функции по продаже билетов за перевозчиками или специализированными компаниями с целью обеспечения единства интерфейса продажи билетов для удобства пассажиров;
предоставление перевозчику права оказывать дополнительные услуги в поездах пригородного железнодорожного сообщения;
предоставление перевозчику права назначать дополнительные рейсы или маршруты вне рамок регионального заказа, тарифы на которых не регулируются субъектами Российской Федерации и компенсация затрат за услуги по использованию инфраструктуры из федерального бюджета не производится.
Договоры о компенсации за перевозку на территории конкретного субъекта Российской Федерации всех льготных категорий граждан (как региональных, так и федеральных) заключаются органами исполнительной власти соответствующего уровня непосредственно с действующими в субъекте Российской Федерации пригородными компаниями. Объем компенсации рассчитывается исходя из фактического объема перевозки и действующих в субъекте Российской Федерации тарифов.
XIII. Ожидаемые результаты реализации настоящей Концепции
Сценарные варианты развития пригородных пассажирских перевозок железнодорожным транспортом на период до 2030 года разработаны в базовом и форсированном вариантах.
Базовый вариант развития комплекса пригородных пассажирских перевозок характеризуется активными инвестициями в развитие железнодорожной инфраструктуры Московского транспортного узла со стороны государства и открытого акционерного общества "Российские железные дороги", а также приобретением современного пригородного подвижного состава перевозчиками.
В соответствии с многосторонним соглашением между Правительством Российской Федерации в лице Министерства транспорта Российской Федерации, правительством Москвы, правительством Московской области, открытым акционерным обществом "Российские железные дороги" и пригородными перевозчиками инвестиции в развитие железнодорожной инфраструктуры составят 236 млрд. рублей.
Указанные инвестиции позволят вывести качество услуг в пригородном железнодорожном сообщении в столичном регионе на современный уровень и обеспечат рост пассажиропотока на 3,5 - 4,5 процента в год.
В субъектах Российской Федерации со средней плотностью пассажиропотока в условиях планового обновления железнодорожной инфраструктуры ожидается стабилизация пассажирооборота в пригородном железнодорожном сообщении, сокращение потребности в субсидировании, создание стимулов для субъектов Российской Федерации и перевозчиков к осуществлению инвестиций в обновление подвижного состава и повышение качества услуг пригородных компаний.
В субъектах Российской Федерации с низкой плотностью пассажиропотока ожидается снижение общей величины бюджетных затрат на субсидирование пригородных железнодорожных перевозок при сохранении их доступности и повышении качества предоставляемых услуг.
Целевые показатели деятельности пригородного пассажирского комплекса, достижение которых обеспечивается при условии реализации базового варианта развития пригородных пассажирских перевозок, приведены в приложении N 1.
Повышение эффективности комплекса пригородных пассажирских перевозок и оптимизация размеров пригородной транспортной работы позволят сократить потребность отрасли в государственной поддержке.
В Московском транспортном узле темпы прироста транспортной работы будут ограничены. Прирост пассажирооборота с учетом имеющейся инфраструктуры планируется реализовать за счет повышения составности поездов и увеличения средней населенности вагонов, так как пропускные мощности инфраструктуры практически исчерпаны и существенное увеличение транспортной работы будет иметь место только на вновь создаваемой инфраструктуре.
В итоге при росте пассажирооборота в Московском транспортном узле к 2030 году в 2 раза по сравнению с 2011 годом прирост пригородной транспортной работы на инфраструктуре открытого акционерного общества "Российские железные дороги" за указанный период составит около 10 процентов.
В крупных городских агломерациях с учетом имеющейся железнодорожной инфраструктуры ситуация будет развиваться аналогичным образом.
В остальных субъектах Российской Федерации с низкой плотностью пассажиропотока ожидается активное замещение пригородного железнодорожного сообщения автотранспортом, существенное снижение объемов пригородных железнодорожных перевозок и транспортной работы.
Основной прирост транспортной работы предполагается в субъектах Российской Федерации с наиболее низкой себестоимостью перевозок. Снижение транспортной работы произойдет в тех субъектах Российской Федерации, где себестоимость перевозок пассажиров в части услуг инфраструктуры наиболее высокая.
Совокупность указанных факторов обеспечит снижение потребного объема государственной поддержки из федерального бюджета до 2030 года.
Внедрение предлагаемой модели организации пригородного железнодорожного сообщения в базовом варианте позволит повысить мобильность населения с выходом в среднесрочной перспективе на среднегодовые темпы роста пригородного пассажирооборота около 2,2 процента.
Сценарий форсированного развития комплекса пригородных пассажирских перевозок предполагает ускоренное развитие пригородного комплекса, которое наряду с достижением целей базового варианта позволит существенно улучшить качество услуг пригородного железнодорожного сообщения для жителей крупных городских агломераций страны.
Для обеспечения растущего спроса на пригородные железнодорожные перевозки в крупных городах (гг. Самара, Новосибирск, Ростов, Екатеринбург и др.) необходимы активные инвестиции в развитие железнодорожной инфраструктуры и приобретение дополнительного пригородного подвижного состава.
Указанные инвестиции позволят существенно повысить пригородный пассажирооборот, обеспечат ускоренный выход действующих в субъектах Российской Федерации пригородных компаний на безубыточный уровень, обеспечат снижение наполняемости поездов, повышение привлекательности пригородного железнодорожного транспорта для населения и увеличение транспортной подвижности жителей крупных городских агломераций. Среднегодовые темпы прироста пригородного пассажирооборота в целом по стране достигнут 3,1 процента.
Целевые показатели деятельности пригородного пассажирского комплекса, достижение которых обеспечивается при условии реализации форсированного варианта развития пригородных пассажирских перевозок, приведены в приложении N 2.
Для населения страны реализация предложенных настоящей Концепцией принципов обеспечит повышение ценовой и географической доступности, качества и комфортности пригородного железнодорожного сообщения, а также сохранение текущего уровня безопасности проезда.
Все это в целом будет способствовать развитию национального хозяйства страны и росту валового внутреннего продукта.