Бытовое представление об угоне транспортного средства основано на штампах киноиндустрии: подбежал к машине, вскрыл ее за полминуты, покрутил проводки – и быстро унесся, затерявшись в потоке. Автокран, грузовик с манипулятором или уж тем более трактор в это представление не вписывается. Однако реальность говорит о другом: по данным «Фонтанки», от 10 до 15% угонов, регистрируемых на территории Петербурга каждый год, связаны именно с кражей спецтехники.
Добавим также, что 30% краж спецтехники – это самоугоны, когда собственник трактора ворует его сам у себя, чтобы получить страховку и не платить по кредиту, если транспорт был взят в лизинг.
При этом статистика по найденным тракторам и самосвалам крайне низкая и составляет доли процента: в 8-м, "противоугонном" отделе главка, есть лишь несколько человек, которые занимаются кражами спецтехники.
Именно поэтому в июне на руководство ГУ МВД по Петербургу и Ленинградской области вышли представители крупнейшей страховой компании «Ресо-Гарантия» с предложением создать оперативную группу из следователей, которая займется борьбой с угонами спецтехники.
В итоге такая группа была создана, а ГУ МВД в последнюю неделю июля провело масштабную операцию по поиску украденных тракторов и самосвалов.
Как замечают эксперты, подлинная борьба с угонами спецтехники может начаться только тогда, когда правоохранительные органы смогут скоординировать свою работу с Ростехнадзором, который сейчас занимается регистрацией таких транспортных средств. Сейчас, если сотрудник ГИБДД остановит фуру, которая везет трактор, то максимум, что он может сделать, – это посмотреть, нет ли этого трактора в розыске. Если же на нем установлены иные регистрационные или изменены заводские номера, то понять, нет ли криминального прошлого у этого транспортного средства, он не может. Сделать это можно, получив оперативный доступ к базе Ростехнадзора, однако пока такой возможности у полицейских нет.
В конце июля полицейские Петербурга провели спецоперацию с коммунальным названием «Автомобиль-Спецтранс», главной целью которой было хоть как-то улучшить статистику по кражам спецтехники – на ее долю приходится 10-15% всех угонов, а раскрывается менее 1%.Впрочем, как говорят эксперты, пока не будет доступа к базе Ростехнадзора, а сама база не станет современной, поиски угнанных тракторов будут напоминать погоню за комаром-обидчиком по болоту.Бытовое представление об угоне транспортного средства основано на штампах киноиндустрии: подбежал к машине, вскрыл ее за полминуты, покрутил проводки – и быстро унесся, затерявшись в потоке.
// www.fontanka.ru