2012 - возрос удельный вес электротяги в общем грузообороте - с 60,4% до 85,4%.
Aurum: газотурбоэлектровоз может быть такой тяжёлый?
Aurum: Но остальной вес там чо?
Индекс У указывает на усиление локомотива по силе тяги. Служебная масса электровоза ВЛ10у возросла до 200-210 т. Увеличение массы достигнуто за счет размещения в каждой секции по 8-10т балласта, выполненного в виде чугунных отливок, уложенных под полом коридоров машинного отделения. В связи с повышением нагрузки на оси в их конструкцию внесены некоторые изменения, в частности, увеличен радиус переходной галтели у подступичной части со стороны моторно-осевых подшипников с 20 до 100 мм; статический прогиб рессор тележек увеличился до 61 мм, люлечного подвешивания до 78 мм...
В 2014 году на СвЖД поступит 52 единицы нового тягового подвижного состава, в том числе магистральные электровозы с асинхронным тяговым приводом, 30 грузовых тепловозов 2ТЭ116у, а также инновационные локомотивы на газомоторном топливе – газотурбовоз ГТ1h и маневровый тепловоз с газопоршневым двигателем ТЭМ19», – подробно описали положение дел в пресс-службе СвЖД.
сообщил "АвиаПорту" начальник отдела выставок и рекламы ОАО "Кузнецов" Юрий Склюев.
По его словам, в ближайшее время ожидается объявление победителя тендера на поставку в Индию локомотивов. Условия тендера таковы, что практически единственным участником его выступает Россия, так как созданный отечественными конструкторами газотурбовоз не имеет аналогов за рубежом и предназначен для эксплуатации на неэлектрофицированных участках железных дорог со сложным рельефом местности.
С российской стороны в тендере участвуют ОАО "Объединенная двигателестроительная корпорация" как разработчик двигателя газотурбовоза, и российское ОАО "Российские железные дороги" (РЖД), которое является собственником первого эксплуатируемого в России газотурбовоза, отметил Ю.Склюев.
По его мнению, Индии необходимы такие газотурбовозы для вождения тяжеловесных составов в условиях сложных рельефах ряда регионов страны. Проведению тендера способствовала очень успешная демонстрация первого образца газотурбовоза ГТ1-001 в Индии в начале текущего года.
Как сообщалось ранее, ориентировочная потребность железных дорог Индии в газотурбовозах оценивается примерно в 500 единиц.
Также Ю.Склюев отметил, что в настоящее время в опытном режиме эксплуатируется первый образец газотурбовоза. Еще в 2013 году был отгружен газотурбинный двигатель для второго опытного образца. После завершения его испытаний может быть принято решение о поставке РЖД партии из примерно 40 локомотивов. Общая потребность российского оператора оцениваются в 250-300 газотурбовозов.
РЖД поставили задачу разработки механического привода газотурбинного двигателя для газотурбовоза в 2008 году. В 2010 году прошли испытания двигателя для газотурбовоза. Газотурбовозы необходимы для вождения тяжеловесных поездов при эксплуатации в условиях Сибири и Дальнего Востока для не электрифицированных железных дорог. Интерес к такой продукции обусловлен огромной мощностью газотурбинного двигателя (8,3 МВт), работающего на сжиженном природном газе (метане), запаса которого хватает на 1000 км.
По имеющимся расчетам, один газотурбовоз на равнинных участках дороги заменяет шесть дизельных тепловозов. Длина состава, который тянет газотурбовоз, занесена в книгу рекордов Гиннеса - 2134 м. В 2011 году газотурбовоз с двигателями самарского производства поставил очередной мировой рекорд - провез грузовой состав из 170 вагонов общим весом 16 тысяч тонн.
Свердловская область стала экспериментальной площадкой для первого в России газотурбовоза – локомотива с газотурбинным двигателем, работающим на газомоторном топливе - сжиженном газе. Как рассказал на Втором съезде региональных журналистов РЖД старший вице-президент по инновационному развитию – старший инженер РЖД Валентин Гапанович, российская разработка не имеет аналогов в мире, так как работает исключительно на сжиженном Первые газотурбовозы действуют на участке Аппаратная - Березит - Егоршино - Алапаевск - Серов-Сортировочный. природном газе.
Подконтрольная эксплуатация первого газотурбовоза ГТ1h -001 стартовала в 2013 году. В ходе ее проведения на участке от Аппаратной до Серова-Сортировочного проведено 28 тяжеловесных поездов. Сейчас обкатку на СвЖД проходит второй газотурбовоз - ГТ1h -002. В июне 2014 года в эксплуатационное локомотивное депо Егоршино поступил для проведения эксплуатационных испытаний маневровый тепловоз с газопоршневым двигателем ТЭМ19-001.
Как отмечают на РЖД, применение сжиженного природного газа в качестве дешевого и экологчески чистого топлива для локомотивов является одним из перспективных направлений реализации Энергетической стратегии ОАО «РЖД». Эта технология позволяет снизить затраты на приобретение дорогостоящего дизельного топлива и добиться снижения себестоимости перевозок грузов. Один газотурбовоз способен заменить до пяти тепловозов и на равнинных участках может осуществлять вождение тяжеловесных составов весом более 15 000 тонн. В сентябре 2011 года Гтh-001 поставил рекорд, занесенный в Книгу рекордов Гиннеса – провел по экспериментальному кольцу Научно-исследовательского института железнодорожного транспорта поезд общей массой 16 000 тонн и длиной 170 вагонов. При этом даже при полной проектной нагрузке газотурбовоз развивает скорость до 100 км/ч.
«Установленная 17-тонная емкость со сжиженным природным газом может обеспечивать движение поездов весом до 9 тысяч тонн. РЖД - первая в стране организация, занимающаяся газотурбинной тематикой в стране, использованием сжиженного природного газа для локомотивной тяги. До конца года мы надеемся получить очень интересные результаты в области экономии топливно-энергетических ресурсов», - отметил Валентин Гапанович.
С использованием газотурбовоза ГТ1h планируется организовать перевозку углеводородов с севера УрФО.
«Нами уже подписан контракт с производителем - компанией «Синара» о приобретении РЖД 40 газотурбинных локомотивов для работы на тюменском севере», - сообщил Валентин Гапанович.
Планируется, что до 2020 года на СвЖД поступит около 20 газотурбовозов.
При этом конструкторы работают над сокращением удельного расхода топлива и электроэнергии на тягу поездов на основе внедрения локомотивов с асинхронным тяговым приводом. Кроме того, разрабатываются газотурбинные локомотивы на альтернативном виде топлива – сжиженном природном газе, а также с гибридной силовой установкой.
Как сообщил первый заместитель генерального директора института ВНИКТИ Юрий Бабков, к 2030 году планируется заменить треть потребляемого тепловозами дизельного топлива природным газом. Созданный российскими конструкторами первый в мире газотурбовоз ГТ1 выбрасывает в атмосферу вредных веществ более чем в пять раз ниже нормативных требований директивы Евросоюза к дизелям.
Мощность его силовой установки составляет 8300 кВт, ресурс турбины – более 100 тыс. ч, а запас хода достигает 800 км. Причём расходы на перевозку одной тонны груза у газотурбовоза на 30% меньше, чем у дизельного тепловоза 2ТЭ116.
Одним из результатов успешных испытаний ГТ1 явилось предложение от ОАО «Волгодизельмаш им. Маминых» о разработке тепловоза с газопоршневой силовой установкой. Хорошие перспективы на сети дорог имеет также маневровый газотепловоз ТЭМ19, работающий на сжиженном природном газе. Он обеспечивает снижение экологических выбросов более чем в четыре раза по сравнению с существующими тепловозами нового поколения.
Новая версия документа предусматривает закупку дополнительных тяговых мощностей. Потребность в локомотивах для тяжеловесов массой 9 тыс. тонн при максимальном количестве пар поездов в сутки составляет 107 единиц, в том числе семь новых газотурбовозов ГТ-1 (сверхмощный локомотив с двигателем на газовом топливе).
– А как развивается многообещающий проект создания газотурбовозов?
– Начну с того, что ОАО «РЖД» совместно с рядом отечественных промышленных предприятий реализует проект использования природного газа в качестве моторного топлива. Совместно с ЗАО «Трансмашхолдинг» мы завершили первый этап – проведён полный комплекс приёмочных и сертификационных испытаний маневрового газотепловоза ТЭМ19, работающего на сжиженном природном газе. Следует отметить, что это чисто российская разработка – практически всё оборудование изготовлено на наших предприятиях, а доля используемых импортных комплектующих не превышает 5%.
Интерес к использованию данной разработки для своих нужд уже проявили предприятия ООО «Газпром трансгаз» и ОАО «Роснефть». Планирует увеличить парк маневровых газотепловозов и ОАО «РЖД». Программой оздоровления парка локомотивов компании предусмотрена закупка до 2020 года 51 маневрового газотепловоза.
И второе направление использования природного газа в качестве моторного топлива – газотурбовозы. Это мощные магистральные локомотивы, работающие на сжиженном природном газе, при этом в качестве силового агрегата используется газотурбинная установка. Сегодня мы подошли к проведению подконтрольной эксплуатации головного образца установочной серии газотурбовоза ГТ1h-002. Перед нами стоит задача – определить эффективность его работы и конкретно совместимость с инфраструктурой как ОАО «РЖД», так и газозаправочных станций, которые создаются предприятиями ООО «Газпром газомоторное топливо» и ОАО «Роснефть».
С ЗАО «Группа Синара» у нас заключено соглашение по закупке до 2020 года 40 магистральных грузовых газотурбовозов ГТ1h, которые планируется эксплуатировать на полигоне Свердловской дороги.