Зил погубила:
а) модельная заточенность завода под госзаказ (армию и дотируемый сельхоз).
Брать десятилетиями кажинный год подряд по 50 тысяч полноприводных грузовиков одной модели может только армия которая либо вот-вот вступает в мировую войну или уже вовсю воюет. Понятно что это рано или поздно должно было закончится - так же как и сельхоз возящий по три бидона с молоком на жрущей бензин пятитонке.
Это так сказать внешняя причина - в конце концов модельный ряд и обьем выпуска определял владелец завода - государство.
И земельный вопрос тут не причем - если бы Зил стоял не в центре Москвы, а на окраине Зажопинска где цена земли копейка в базарный день - итог закономерно был бы тот же самый.
б) двадцать!! лет нудно-длинно-тянувшаяся дизелизация зиловских грузовиков, так в итоге и не давшая реального выхлопа кроме огромных финансовых и материальных затрат на строительство так ничего и не прозведших полезного новых заводов и цехов (по этому моменту помнится давно-давно мы холиварили с Майклом...
![:) :)](http://s.wrk.ru/s/smile.gif)
).
Лужков заметьте тогда был просто одним из многих тысяч ничем не примечательных советских прорабов с московских строек, и к сабжу не имел отношения ни ухом, ни рылом...
в) из личного опыта работы с Зилом в 90-х годах - у завода прожившего на тот момент уже целое десятилетие при рыночной экономике вообще не было службы сбыта своей продукции!! Т.е. вот как был отдел комплектации и отгрузки, где сидели те же самые тетеньки, что и в 1982 году и которые максимум что умели делать - оформлять накладные на отгрузку машин по разнарядке Госплана...
![:p :p](http://s.wrk.ru/s/tongue.gif)
(впрочем тогда это была беда не только Зила). Лужков ли должен был заниматься налаживанием маркетинга на Зиле?
и т.п. и т.д
А все остальное уже просто приложилось (и наложилось).