Bod выше скопировал откуда-то. Я приведу кусок:
Для получения примерно одинаковых механических характеристик на переменном и постоянном токе включают секционированную обмотку возбуждения двигателя на постоянный ток полностью, а при включении на переменный ток - частично, для чего двигатель присоединяют к соответствующей сети зажимами с обозначениями "+" и " - " или зажимами с обозначениями "~".
При номинальных режимах, отвечающих питанию от сети постоянного и переменного напряжений, номинальная скорость якоря одинакова. Однако при перегрузке двигателя, присоединенного к сети переменного напряжения, скорость якоря уменьшается сильнее, а при разгрузке возрастает быстрее, чем при работе его от сети постоянного напряжения.
И поясню свою мыслю
Я-то чинил дрель с таким универсальным двигателем, и знаю, что у него внутри. Вот у него можно было переключать напряжения, но совсем не просто, а разборкой корпуса дрели. Потому что не только ток, но и напряжения были сильно разными. Что-то типа 36 вольт 50 герц, и 24 постоянное.
Ротор, конечно, один и тот же, а разница между обмотками статора постоянного и переменного тока видна невооруженным глазом
Провод для переменного тока - толстенный, а добавочная секция для постоянного тока - тонкая. Число витков не помню, конечно, но в разы больше.
Но сгорела переменнотоковая секция, и я ее перемотал вручную.
Вот еще о разнице между переменным и постоянным током.
Не из учебника и сплошной оффтопик
Вот в
этом щитке:
стоят контакторы переменного тока на 24 вольт.
Потому что цена одного такого контактора в 2001 была 48 левов. А постояннотоковые стоили ровно в два раза больше - 96 левов. На фотке - 6 штук, разница в цене 6х48 = 150 евротугрика. Да еще 200 евриков набежали из тех 8 штук, которые появились в очередную редакцию задания и поселились в отдельном ящике. Итого - 350. А дальше - в радости жизни