На магистрали провели уникальную операцию
Из Перми в Екатеринбург провели состав с газовой турбиной и генератором для Среднеуральской ГРЭС
Газовая турбина, изготовленная в США (General Electric), имеет длину 10,5 м, высоту 4,89 м, ширину – 4,51 м. Ширина груза перекрывала установленный стандартный габарит от оси пути на 2,50 м. Вес турбины составил 302 тонны.
Изначально этот агрегат предполагалось везти по воде, а потом автотранспортом. Но автоперевозчики отказались от заказа, сославшись на то, что асфальтовое покрытие и мосты на пути следования грузовиков не выдержат веса турбины.
Кроме того, они не укладывались в сроки доставки. Тогда энергетики обратились к железнодорожникам.
«Подготовка к перевозке началась ещё в сентябре прошлого года. Сначала предполагалось, что груз от Камы и Перми до станции Шувакиш и подъездных путей Среднеуральской ГРЭС пойдёт по менее напряжённому Чусовскому участку. Но особенности горного маршрута с глубокими выемками и тоннелями не позволяли «вписать» груз в габарит. Оставался единственный вариант – провести турбину и генератор по одному из самых напряжённых участков Транссиба», – рассказывает начальник службы перевозок СвЖД Александр Кислов.
В декабре 2008-го в качестве эксперимента по всему маршруту провезли контрольную рамку – конструкцию, имитирующую основные размеры груза. «Это позволило выявить, где будут мешать движению светофоры, мачты, опоры контактной сети, переговорные устройства и гидроколонки, фермы мостов и путепроводов. В результате убедились – перевозка возможна», – продолжает Александр Кислов.
В августе началась подготовка маршрута. Для пропуска груза было временно демонтировано или заменено 57 обычных светофоров на карликовые. Также пришлось демонтировать десятки мачт освещения и парковой связи, гидроколонок.
«Для транспортировки необычного груза обследовали и подготовили все мосты, особенно те, которые имеют пролётные строения в виде ферм. Расстояние от груза до пролётных строений составляло всего пять-шесть миллиметров», – говорит заместитель начальника отдела искусственных сооружений СвЖД Александр Коновалов.
По словам начальника службы пути СвЖД Владислава Калинина, наибольшую сложность представлял участок Решёты – Перегон, который разделяют автомобильный путепровод и скальная выемка. Чтобы «вписать» груз в путепровод, пришлось рихтовать, то есть сдвигать путь на 120 мм. А со скалы сбросить нависающие камни, которые могли помешать передвижению.
«Для транспортировки турбины и генератора использовались специальные 28-осные транспортёры сочленённого типа германского производства из парка ОАО «РЖД». Их грузоподъёмность – 400 тонн», – объясняет начальник службы вагонного хозяйства СвЖД Вячеслав Баскал. Каждый транспортёр по-своему уникален, его обслуживает и постоянно сопровождает специальная бригада работников. Под турбину и генератор заказали специальные транспортные рамы, жёсткая конструкция которых не позволяет грузу смещаться.
В речном порту Пермь перегрузка на транспортёр заняла месяц. После этого лаборатория ВНИИЖТа провела испытания, проверившие правильность размещения и крепления груза.
Специальный поезд вышел со станции Пермь 4 декабря. Он проследовал до станций Кунгур, Шаля, перед станцией Хрустальная ушёл на Южный обход в Решёты. Автомобильный путепровод поезд проходил со скоростью 5 км/ч.
«В некоторых местах рамка, закреплённая на первом вагоне, царапала опоры и стенки основания путепровода. Счёт шёл на миллиметры. Но прошли его благополучно. А дальше – всё шло по графику. После станции Свердловск-сортировочный вышли на Шувакиш. На подъездные пути Среднеуральской ГРЭС поезд, проделав путь длиной почти 400 км, прибыл 6 декабря», – говорит Александр Кислов.
Как отмечает начальник СвЖД Владимир Супрун, опыт, полученный в ходе этой операции, пригодится другим магистралям, в частности, при восстановлении Саяно-Шушенской ГЭС.
По словам заместителя начальника отдела специальных перевозок Центральной дирекции управления движением ОАО «РЖД» Александра Туманова, столь габаритные грузы действительно перевозятся по сети РЖД нечасто. «Можно вспомнить совсем недавний пример. В начале ноября из морского порта Санкт-Петербург на сочленённом транспортёре был перевезён сверхгабаритный груз весом 300 тонн. В перевозке были задействованы Октябрьская и Московская железные дороги. Тем не менее в повседневной работе приходится нередко принимать решения о возможности транспортировки негабарита. Так что перевозка подобных грузов для компании – повседневная практика», – отметил Александр Туманов. Он подчеркнул, что в дальнейшем компания будет продолжать развивать практику перевозок тяжеловесных сверхгабаритных грузов, в частности энергооборудования на крупные пусковые объекты.
Гудок.RU - Новости железнодорожного, автомобильного, авиационного, водного транспорта, машиностроения и логистики
// www.gudok.ru
фото с фотогалереи Паровоз.ком
На фото "контрольная рамка". Фото турбины, к сожалению, не нашел