В середине февраля американский блогер Мэтт Уотсон с канала MattsWhatItIs рассказал подписчикам, что случайно наткнулся на целую группу педофилов внутри YouTube. По словам Мэтта, негодяи заходят в материалы, снятые подростками, и обмениваются ссылками на детскую порнографию и контактами несовершеннолетних. Ютьюбер считает, что всему виной некорректная работа алгоритмов соцсети, — она помогла извращенцам быстро скооперироваться на платформе.
Блогер наглядно продемонстрировал порядок действий, который привёл его в педофильское сообщество.
Для начала он включил VPN и создал новую страницу — старый аккаунт для этих целей не годился, ведь система рекомендаций основывается на ранее просмотренных материалах. Затем Мэтт ввёл в поисковой строке запрос — Bikini Haul. Это популярный сетевой жанр: девушки демонстрируют подписчикам нижнее бельё и купальники. Открыв первое попавшееся видео, Уотсон начал щёлкать по роликам из блока рекомендаций. Уже после второй записи он нашёл, что искал: YouTube предложил американцу посмотреть клип с двумя девочками лет 12-13. Они занимались гимнастикой в купальниках. Совершенно невинное видео.
Но в комментариях творилась настоящая вакханалия. Некоторые признавались подросткам в любви, кто-то пытался с ними познакомиться, а другие спрашивали, где школьницы живут. Отдельные извращенцы оставляли под роликами таймкоды с моментами, когда дети принимали позы с двусмысленным подтекстом. Например, садились на шпагат. Один из мерзавцев написал, что «однажды эта девочка будет отличной матерью», и скинул таймкод кадра, где ребёнок расставляет ноги. Некоторые и вовсе делились ссылками на запрещённое видео. Судя по миллиону кликов и оставленным сообщениям, ролик набрал популярность по всему миру, включая Россию.
Мэтт Уотсон отметил, что после просмотра всего лишь двух аналогичных видео вся его лента рекомендаций превратилась в рассадник потенциально педофильского контента. Алгоритмы YouTube начали предлагать мужчине одно зрелище: как полураздетые дети занимаются гимнастикой.
Счётчик просмотров под такими роликами показывал миллионные цифры.
Рекламодатели в бешенстве
На расследование блогера моментально отреагировали крупнейшие мировые СМИ. Журналисты цитировали Уотсона, обвинившего соцсеть в «содействии половой эксплуатации детей». Кто-то припомнил площадке и другие инциденты, связанные с безопасностью подростков, — о проблеме с педофилами говорили ещё в 2017-м.
Естественно, поднявшаяся шумиха долетела до рекламодателей. Недолго думая, они решили покинуть платформу, чтобы не портить репутацию. По данным Wired, с площадки ушли десятки крупнейших брендов: Nestle, Disney, GNC, Epic Games и другие корпорации. К примеру, так уход с платформы прокомментировала Сенка Хадзимуратович, пресс-секретарь Grammarly:
Нас эта ситуация повергла в шок. Мы обратились к представителям YouTube, чтобы немедленно исправить это. Мы проводим строгую политику в отношении рекламы, которую показывают вместе с вредным или оскорбительным контентом, и никогда не будем сознательно связываться с подобным. Это противоречит всему, за что выступает наша компания.
Сенка Хадзимуратович пресс-секретарь Grammarly
Это не первый раз, когда бренды отвернулись от сервиса. В том же 2017-м с хостингом разрывали контракты Marks & Spencer, McDonald's, HSBC, Lloyds, газета The Guardian. Корпорации не хотели сотрудничать с площадкой, ведь их промо транслировалась на экстремистских роликах. Потеря этих клиентов стоила соцсети сотен миллионов долларов, сообщало агентство AP два года назад.
Ответные действия
На этот раз YouTube постарался не доводить ситуацию до кипения. Спустя пару дней после шумихи представители заявили, что они отключили комментарии к десяткам миллионов роликов с участием детей и подростков. Пообещали активнее следить за ситуацией и закрывать доступ к комментариям, если увидят социальную активность педофилов.
А ещё заблокировали около 400 профилей.
Впрочем, некоторым блогерам оставили лазейку. Им разрешили открыть комментарии, если ютьюберы сами будут следить за их чистотой. То есть оперативно удалять всю грязь. Если не справятся — функцию отберут. Да и сам YouTube улучшил инструмент, который позволяет оперативно отстреливать неприличные сообщения.
«Мы ускорили запуск нового классификатора комментариев. Теперь у нас есть новый инструмент, который имеет более широкий охват. Он будет удалять запрещённые сообщения в два раза быстрее», — написали представители сервиса в официальном блоге. Казалось бы, дальше обсуждать нечего: да, пролезли педофилы, но хостинг быстренько перекрыл им кислород. Вопрос снят? Блогерам и СМИ так не показалось.
На YouTube вылили ушат критики. По мнению скептиков, администрация отключила комментарии, чтобы ублажить рекламодателей, а не решить проблему. При этом пострадали обычные ютьюберы. Джессика Боллинджер, основательница семейного канала Ballinger Family, написала, что её пятилетнему сыну вырубили рекламу. Хотя его ролики были вполне невинными. Другие пожаловались, что теперь не смогут взаимодействовать с аудиторией, — комментариев-то нет.
Но главное — закрытые комментарии не помогут избавить соцсеть от педофилов.
«Они приняли хорошее решение в краткосрочной перспективе, которое призвано успокоить рекламодателей. Однако попутно пострадали ни в чём не повинные блогеры — с тем же успехом можно охотиться на мух с ракетной установкой», — поясняет эксперт Wired. Как пишет издание, бороться надо не высказываниями педофилов, а с механизмом, который радостно подсовывает полуголых детей, лекции антипрививочников и теории плоской Земли. И тут возникает вопрос: занят ли этим YouTube? Официально администрация ничего не рассказывает об алгоритме — отчасти поэтому и накинулась пресса.
Группа энтузиастов из сетевого аналитического агентства попыталась выяснить, изменилась ли за последние месяца система выдачи нежелательного контента. Оказалось, что хостинг стал значительно меньше предлагать материалы альтернативно правых. Если раньше такие ролики всплывали в «рекомендованных» каждые 13 раз, то с середины февраля они появляются лишь каждые 250 раз. Сокращается ли показ потенциально педофильских записей — пока неясно. Но очевидно, что работа над алгоритмом ведётся, только неизвестно, в какой она стадии.
Поэтому надежда остаётся на нас — пользователей. Не хотите, чтобы на вашего ребёнка вешали таймкоды и пускали слюни? Тогда интересуйтесь его сетевой жизнью. Узнайте, о чём он рассказывает, когда выходит в сеть. Какие действия он делает и что при этом на нём надето. Чем больше участвуете в жизни своего малыша, тем выше шансы, что он не станет жертвой очередного похотливого выродка.
Помните, что YouTube — не столь безобидное место, как может показаться на первый взгляд. Никто не защитит вашего ребёнка, кроме вас. Зло не дремлет — и педофилы, увы, тоже.
В последнее время — возможно, в связи с недавним репутационным ударом, — Google всерьёз взялась за безопасность пользователей Chrome. Неделю назад компания рассказала о намерении защитить приватность граждан, использующих режим инкогнито. Теперь же IT-гигант объявил войну расширениям, которые собирают о людях слишком много информации.
В последние годы тренд «слежки» за пользователями набрал невиданные обороты: данные о гражданах собирают и через мобильные приложения, и через расширения для браузеров. И если в случае с первыми Google внесла в Android Q изменения в систему разрешений, то с последними она решила бороться более радикально. Представители поискового гиганта заявили в официальном блоге, что скоро компания пересмотрит политику безопасности и конфиденциальности в отношении расширений.
Первая весточка грядущих перемен прилетела в мае, когда интернет-гигант объявил, что все расширения, злоупотребляющие личными сведениями пользователей, будут удаляться из магазина Chrome. Для этого компания попросила разработчиков опубликовать политики конфиденциальности своих расширений и, в случае несоответствия установленным стандартам, переработать плагины. Теперь Google переходит от просьб к требованиям, а осенью и вовсе перейдёт от слов к делу.
«Мы хотим, чтобы расширения запрашивали доступ к минимально возможному количеству данных без ущерба функциональности. Раньше Google призывала разработчиков следовать это правилу. Теперь это не просьба, а требование для всех приложений», — говорится в официальном блоге Google.
Новая политика Google вступит в силу уже 15 октября 2019 года. Все приложения, которые не соответствуют требованиям безопасности и конфиденциальности, будут нещадно удаляться из магазина Chrome Web Store. По имеющейся информации, на данный момент в сервисе представлено около 180 000 различных расширений для популярного браузера.
Для поискового алгоритма Яндекс крайне важна географическая принадлежность ресурса, соответственно, запросы привязываются по территориальному признаку. Google анализирует IP-адрес пользователя и выдает результаты по соответствующему региону.
Для поискового алгоритма Google играет большую роль внутренняя перелинковка сайта — чем больше ссылок на внутренние страницы, тем лучше. Здесь тоже нужно знать меру, так как содержание страниц оказывает существенное влияние на оценку поисковика. Яндекс определяет сквозные ссылки сайта как одну, а Google учитывает каждую.
Для системы Google важен контент сайта. Если нет смысловой нагрузки, уникальности контента и его читабельности, то сайт никогда не будет в топе. Для Яндекса контент играет второстепенную роль.
Многие SEO-специалисты знают, что продвинуть сайт в системе Google несколько проще, чем в Яндекс, так как индексация сайтов в Яндекс проходит реже и, соответственно, само продвижение занимает намного больше времени.
Например, стало известно, что поисковики определяют наиболее посещаемые страницы сайта и подсчитывают время, которое люди проводят на них. Системы исходят из того, что если пользователь находится на странице долго, то опубликованная информация полезна для него.
Поиск ведётся в данном случае по следующим основным критериям:
Точное совпадение запроса и фрагмента текста
Полное вхождение запроса в заголовок страницы
Язык запроса документа
Поиск соответствующих документов и упорядочивание их с помощью различных «яндексовских» модификаций специализированной математической формулы ранжирования Okapi BM25
Также в качестве факторов ранжирования интернет сайтов выступают:
Отношение числа ссылок точно содержащих запрос, к общему числу ссылок
Логарифм от числа внешних ссылок на страницу (можно напомнить читателю, что логарифм довольно быстро «насыщающиеся» функция, т.е. её производная быстро уменьшается с ростом аргумента)
Полный список критериев, а также конкретный вид модифицированной формулы ранжирования Okapi BM25, был и остаётся главным коммерческих секретом крупных поисковых систем. Это связано с постоянным желанием оптимизаторов воздействовать на алгоритмы ранжирования (для поискового продвижения сайтов) максимально эффективно.
Виды изменений в алгоритмах
В большинстве случаев, когда мы говорим об обновлениях, то имеем в виду изменения в основном алгоритме поисковика. Он состоит из традиционных факторов ранжирования, а также алгоритмов, предназначенных для отслеживания и удаления спама.
Поэтому, когда происходит изменение алгоритма, а такое случается почти ежедневно, поисковик может вносить сразу много коррективов. А они способны серьезно повлиять на рейтинг вашего сайта на странице выдачи.
Обновления Google призваны помочь пользователям. Однако это не значит, что они помогают владельцам сайтов.
Вот некоторые причины, почему конкуренты могут обгонять вас:
Более точное соответствие запросу пользователя.
Большое количество ссылок на данную страницу, размещенных на других ресурсах.
Недавнее обновление страницы, в результате чего она стала более актуальной и ценной.
В целом, не стоит волноваться, если ваш сайт по-прежнему остается на первой странице результатов поиска. Но вот если он оказался на второй или дальше, это говорит о наличии серьезных проблем. Иногда причина в SEO-изменениях, которые вы осуществили недавно.
В других случаях понижение рейтинга может быть связано с введением нового фактора ранжирования.
Конечно, сначала вам придет в голову наиболее очевидное объяснение, но оно не всегда верно. Если вы решили, что поисковик отдает предпочтение определенным брендам или проблема заключается исключительно в UX сайта, то копните немного глубже. Возможно, вы найдете объяснение получше.
Расстояние между словами из поисковой фразы робот использует для оценки семантических свойств слов. Чем ближе слова из ключевой фразы друг к другу, тем больше вес ключа.
Пассажи используют поисковые роботы Яндекса. Google применяет другие принципы разделения текста на блоки. К сожалению, точнее об алгоритмах Google вам может сказать только человек, который подписал NDA с этой компанией.
Пассажи с полным вхождением ключа повышают вероятность попадания страницы в топ по этому запросу. Особенно если вхождение не только полное, но и прямое.
Учитывайте, что вхождение ключевой фразы в пассаж – лишь один из факторов ранжирования страницы.
Broken Links (битые ссылки)
Причины попадания:
Фильтр накладывается за большое количество ссылок, выдающих 404 ошибку. Такие ссылки вводят в ступор пользователей, а также их не может проиндексировать поисковик.
Способы вывода:
Чтобы устранить данную проблему, нужно найти все битые ссылки на сайте (это можно сделать, используя программу Xenu или аналог) и заменить их на правильные, либо удалить совсем.
Причины попадания:
Некачественные доноры или не соответствие тематик донора и акцептора.
Page load time (время загрузки страницы)
Причины попадания:
Если скорость страниц загрузки вашего сайта имеет низкие показатели, то Google может наложить санкции и пессимизировать его в результатах выдачи.