[image]

История российского/советского автопрома

 
1 26 27 28 29 30 31 32
RU Вованыч #09.12.2019 02:49
+
-
edit
 

Вованыч

старожил
★★☆

ЗиЛ-111В на первомайском параде 1964 г.
Взято в Записках скучного человека.
Прикреплённые файлы:
1eaddc99d877.jpg (скачать) [1600x1035, 353 кБ]
 
6254ff32a455.jpg (скачать) [1600x1018, 299 кБ]
 
 
   78.0.3904.10878.0.3904.108
RU Jurgen BB #17.12.2019 22:44
+
-
edit
 

Jurgen BB
Barbarossa

Любитель тунисских тётков
★★★★

Незнакомый Запорожец (ЗАЗ -970/971) — DRIVE2

Блог пользователя alex-day на DRIVE2. "Разнообразю" свои публикации статьей из автоистории. Все знают какие авто выпускал завод "Коммунар" и как они выглядели — относительно недорогие, слегка капризные, но потрясающе выносливые и достаточно милые авто. Наверное у многих автомобилистов с "Запорожца" начинался путь в мир больших авто — у… //  www.drive2.ru
 

Жаль минивенчик не запустили в серию. Особенно полноприводный.

 

   78.0.3904.10878.0.3904.108
UA Aurum #18.12.2019 23:36  @Вованыч#09.12.2019 02:49
+
-
edit
 

Aurum

опытный

Вованыч> ЗиЛ-111В на первомайском параде 1964 г.
Какого цвета эти ЗиЛы?
Интересно что стало с этими машинами? Сейчас бы за них хорошие мульоны бы дали!
   52.052.0
RU off-topic-off #25.12.2019 23:19  @Aurum#18.12.2019 23:36
+
-
edit
 

off-topic-off

аксакал
☆★★

Aurum> Интересно что стало с этими машинами? Сейчас бы за них хорошие мульоны бы дали!

Думаю в музее Автобазы ГШ
   1919
LT Bredonosec #04.01.2020 03:07
+
-
edit
 
Проект «Река»: боевое земноводное из Тольятти или Боевая «Нива»

Как известно, в Советском Союзе в той или иной степени практически все автомобильные заводы были подключены к оборонному заказу. К примеру, в Набережных Челнах собирали серию КАМАЗ-4310, в Москве на ЗИЛе машины 131-го семейства, в Луцке транспортер переднего края ЛуАЗ-967, а вот в Тольятти не было своей военной «фишки». По всем правилам под боевое применение подходила исключительно полноприводная трансмиссия, которой на ВАЗе до поры до времени не существовало. Однако с разработкой темы будущей «Нивы» все встало на свои места – Министерству обороны оказался необходим легкий водоплавающий вездеход. При этом такое непростое задание дали не только вазовцам – в 1977 году в Ульяновске разработали прототип УАЗ-3907, получивший наименование «Ягуар». Конечно, ни разработка ВАЗа, ни ульяновский «Ягуар» не пошли в серийное производство и увидеть мы их можем теперь только в музеях. Однако история разработки этих во многом уникальных машин требует отдельного рассмотрения хотя бы потому, что сейчас в российской армии подобной техники нет.
 


 


Первые наброски будущей амфибии

Разработка военной машины в стенах ВАЗа велась с 1972 года под шифром опытно-конструкторской работы «Река» и индексом 2122. Примечательно, что на сугубо гражданском предприятии приходилось вводить режим секретности и машина во внутризаводской документации проходила как «транспорт для рыбаков и охотников». Планировалось создать 2-дверную амфибию с мягким верхом и откидывающимися ветровым и боковыми стеклами. При этом дизайнеру Юрию Денисову удалось скрыть изначальную амфибийность машины – внешний вид практическим не выдавал в ВАЗ-2122 способность к плаванию. В основе конструкции была герметичная ванна, в которую убрали мотор, КПП и раздаточную коробку, а вот приводы колес, рулевые тяги и карданные валы пришлось закрывать специальными резиновыми чулками. Переднюю подвеску вынесли наружу и крепили уже к герметичному корпусу. Машина имела два топливных бака и оснащалась мотором (как и трансмиссией) от «Нивы» рабочим объемом в 1,6 литра. Глушитель в этой «колесной лодке» был смонтирован под днищем в районе переднего бампера.
 


 


 


 


 


 


 


Основной проблемой любой амфибии является выбор движителя в водной среде. На выбор конструкторов были классические винты, водомет и колеса. Так как будущая «Река» была машиной преимущественно сухопутной, от нее не требовали выдающейся мореходности и плавать научили за счет вращения колес. Кроме этого, сложности могут возникнуть при выходе ВАЗ-2122 из водоема на неподготовленной берег – здесь нужен очень хороший зацеп с грунтом. Поэтому на боевой «Ниве» установили специально разработанные Волжским шинным заводом новые шины ВлИ-6, которые были выше и шире стандартных. Развитые грунтозацепы на шинах позволяли, во-первых, эффективнее грести на воде, а во-вторых, успешнее взбираться на скользкие берега водоемов. «Река» на воде разгонялась до 4,5 км/ч и при этом радиус разворота машины (если по-научному, то радиус циркуляции) был равен сухопутному.
   71.071.0
LT Bredonosec #04.01.2020 03:09
+
-
edit
 
 


 


 


 


 


Естественно, инженеры оснастили водоплавающий ВАЗ-2122 не только гребными шинами и герметичным корпусом-лодкой – в «трюме» был насос от БТР, откачивающий воду за борт. Для этой цели в левом переднем крыле было сливное окошко, а в днище предусмотрели люк-кингстон, через который вода уже на суше уходила самотёком. Зубастые шины вкупе с небольшой массой, отличной внедорожной геометрией и относительно плоским днищем сделали из «Реки» настоящее чудо – на испытаниях машина уверенно обходила УАЗ-469Б по пересеченной местности. Это были две первые опытные машины образца 1976 года, которые получили индекс Э2122 и были окрашены в желтый и зеленый.
 


 


 


 


 


 


 

   71.071.0
LT Bredonosec #04.01.2020 03:11
+
-
edit
 
 


Самые первые ВАЗ-Э2122
 


 


 


 


 


 


 


 


Машины второй серии на испытаниях

Начались интенсивные испытания новинки, в ходе которых забыли об одной важной особенности машины – герметичном кузове, для сборки которого требовалось отдельная производственная линия на ВАЗе. Дело в том, что военным нужен был плавающий автомобиль для ротных командиров, который старались максимально унифицировать с гражданскими машинами – так дешевле. Но вот про способ сборки почему-то забыли. На конвейере мотор и трансмиссия монтируются снизу кузова – эта процедура называется «свадьба». Так делали всегда, и сейчас это является повсеместным приемом. Но вот с концепцией ВАЗ-2122 это никак не вязалось. Герметичный корпус хоть и не был монолитной конструкцией и состоял из отдельных элементов, но для процедуры «свадьбы» никак не годился. Соответственно, сборка амфибии была невозможна на конвейере, откуда сходили гражданские «Нивы». Запомните этот факт – в дальнейшем именно он станет основной причиной, почему перспективный автомобиль так и остался не у дел.
Борьба с перегревом

Конструктивные особенности амфибии (герметичный корпус и мощные шины) внесли серьезный вклад в один существенный недостаток ВАЗ-2122. При интенсивном движении по пересеченной местности мотор и узлы трансмиссии нещадно перегревались из-за фактического отсутствия циркуляции воздуха внутри платформы. Чрезмерно тяжелые и зубастые шины ВлИ-6 были просто отличными на бездорожье, но своими мощными фрикционными свойствами быстро перегревали и изнашивали трансмиссию. Бороться с этим пытались установкой в капоте «форточки», которая при движении по суше открывалась навстречу ветру, а на воде разворачивалась наоборот, одновременно играя роль волноотбойника. Не помогло. Сконструировали сложную вентиляционную систему с двойным полом кузова, в которой воздух от двигателя должен был охлаждать трансмиссию и выходить над задней колесной аркой. Эту систему внедрили на машине так называемой второй серии с индексом 2Э2122, которую в течение 1979 году гоняли по водным и сухопутным полигонам. Отличить машины можно было по серой окраске, воздухозаборнику в передней части и огромным зеркалам заднего вида от КамАЗа. Такие лопухи со временем убрали – они серьезно ограничивали поле зрения водителя.
   71.071.0
LT Bredonosec #04.01.2020 03:14
+
-
edit
 
 


 


 


 


 


 


 


 


Третья серия ВАЗ-3Э2122 — продукт глубокой модернизации прототипа

Внутри машины провели ряд мероприятий по усилению кузова и оптимизации расположения экипажа для установки носилок. И снова машина показала себя с самой лучшей стороны, кроме того, что продолжила перегреваться. Пришлось конструкторскому штабу ОКР «Река» идти на радикальные меры и основательно перерабатывать машину. В итоге в 1982 году получилась третья уже по счету серия машины по имени ВАЗ-3Э2122, которая стала заметно меньше по габаритам (уменьшили задний свес) и во многом напоминала свою старшую сестру ВАЗ-2121 «Нива». Мотор поставили 1,3-литровый мощностью в 69 л. с., сократили запас топлива со 120 литров до 81, поставили штатные «нивовские» узкие шины ВлИ-5 и, самое главное, серьезно оптимизировали систему охлаждения. Теперь воздух попадал на радиатор через большое лобовое окно, которое во время плавания герметично закрывалось заслонкой. При этом инженерам в системе охлаждения удалось обойтись всего двумя вентиляторами. Полезная нагрузка уменьшилась с 400 кг до 360, а сам кузов похудел на 50 кг за счет более тонкого металла и низких бортов.
 


 


 


 


 

   71.071.0
LT Bredonosec #04.01.2020 03:15
+
-
edit
 
LT Bredonosec #04.01.2020 03:17
+
-
edit
 
Машины финальных серий 500 и 600

Примечательно, что стандартные колеса от «Нивы» не сильно ухудшили мореходность «Реки» — максимальная скорость упала всего на 0,4 км/ч, а маневренность и вовсе не пострадала. Испытания двух построенных машин проходили в 1983 году с 20 апреля по 30 ноября и включали в себя экстрим туркменских пустынь и высокогорного Памира. В это время Волжский автозавод перешел на новую систему индексации продукции, и опытная техника ОКР «Река» получила наименование «четырехсотой» серии. Всего было выявлено 120 замечаний к конструкции машины, которые в большей степени были следствием завышенных требований Министерства обороны. Самым серьезным недочетом было падение эффективности тормозов в высокогорье — проблему решили установкой агрегатов от ВАЗ-2108. Итогами испытаний даже с учетом замечаний все оказались довольны, и государственная комиссия постановила:

«Автомобиль ВАЗ-2122 в основном соответствует ТТЗ, государственным и отраслевым стандартам и другой научно-технической документации. Автомобиль рекомендуется к принятию на вооружение и постановке на серийное производство».

Но на конвейере ВАЗа амфибия так и не появилась. Не нашли несколько десятков миллионов рублей (по одной версий, всего 6 млн. искали) для организации новой производственной линии, так как гражданский конвейер для амфибии не годился. Военное ведомство отказывалось дополнительно тратиться — изначально деньги на организацию сборки вообще не предусматривались. Платить Министерство обороны было готово только за собранные машины. В 80-е годы ВАЗ предпринял пару отчаянных попыток модернизировать мертворожденный проект в виде 500-й и 600-й серий, но они ничем не закончились. Заводчане даже проводили сертификационные испытания пассивной безопасности, видимо, с прицелом на гражданский рынок.
 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


Один из последних ВАЗ-2122 "серии 600" в деталях. Виден заметно облагороженный интерьер амфибии

Самое грустное в этой истории даже не то, что проект «Река» не нашел воплощения в серийной модели, а тот факт, что все наработки оказались, по сути, никому не нужными. Ни в гражданском секторе, ни в армии аналогичная машина так и не появилась. В стране, вдоль и поперек изрезанной водными артериями и наполненной озерами, командирский плавающий джип оказался не нужен.

Автор:

Евгений Федоров

Использованы фотографии:

versiya.info, flickr.com, pikabu.ru, avtoinetolko.ru, stoneforest.ru, denisovets.ru, gruzovikpress.ru
   71.071.0
Последние действия над темой
1 26 27 28 29 30 31 32

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru