Компания «3 В Сервис», разрабатывающая программное обеспечение для атомной промышленности, для обеспечения импортонезависимости своих решений лицензировала инструменты разработки инженерных приложений C3D Labs — дочерней...
// sdelanounas.ru
Компания «3 В Сервис», разрабатывающая программное обеспечение для атомной промышленности, для обеспечения импортонезависимости своих решений лицензировала инструменты разработки инженерных приложений C3D Labs — дочерней компании АСКОН
Компоненты C3D будут использоваться в разработке системы LCMS, предназначенной для планирования, визуализации строительно-монтажных работ и создания 4D-моделей сложных инженерных объектов
Решающим аргументом в пользу C3D стало требование предприятий госкорпорации «Росатом» — основных заказчиков «3 В Сервис» — о включении продуктов компании в Реестр российского программного обеспечения. Для этого было необходимо исключить из системы LCMS встроенные компоненты иностранного происхождения. Для их замены «3 В Сервис» разработает собственное решение на основе C3D Vision и C3D Converter.
Лицензированию предшествовало длительное тестирование и совместная работа по развитию функциональности и повышению производительности движка трехмерной визуализации.
Сейчас актуальна независимость на уровне платформы: Linux вместо Windows, отечественные системы управления базами данных вместо Oracle. Но кроме операционной системы для инженерного программного обеспечения есть проблема интеллектуальной начинки — геометрическое ядро, конвертеры трехмерных моделей, 3D-визуализация геометрических моделей, различные встраиваемые приложения.
Система, которую разрабатывает «3 В Сервис», относится к инженерному ПО. Его импортонезависимость можно подразделить на три уровня: включение в Реестр российского ПО, импортонезависимость ключевых компонентов и импортонезависимость инфраструктуры разработки и функционирования ПО.
Большинство российских инженерных программ уже внесено в Реестр российского ПО — это системы компаний АСКОН, Renga Software, «Нанософт», CSoft Development, НТЦ АПМ, ТЕСИС, «Эремекс», ADEM, «Тор», НТП «Трубопровод», VR Concept, «3 В Сервис», РФЯЦ-ВНИИЭФ и других.
В 2016 году холдинг «Вертолеты России» заявил о переходе на Linux и минимизации зависимости от иностранного программного обеспечения, а в 2018-м Минобороны РФ приняло решение перевести всех служебные компьютеры на отечественную ОС Astra Linux.
По оценке специалистов Graz University of Technology, самые распространенные в мире геометрические ядра — ACIS (Dassault Systemes Spatial Corp., США), Parasolid (Siemens Digital Industries Software, США) и C3D (C3D Labs, дочерняя компания АСКОН, Россия).
Представим три российские CAD-системы. Компания АСКОН изначально строила разработку своей системы КОМПАС-3D на собственном геометрическом ядре. В 2012 году ядро получило название C3D и было выведено на рынок как коммерческий продукт. Лицензию на его использование могут приобрести все заинтересованные компании. Система T-Flex CAD (разработчик «Топ системы») работает на американском ядре Parasolid. Платформа nanoCAD Plus поддерживает параллельную работу двух геометрических ядер — C3D и ACIS. Выбор, на каком именно ядре будут выполняться построения в модуле 3D-моделирования, предоставлен пользователю. По умолчанию в настройках программы установлено ядро C3D.
«Добавить ядро C3D в 3D-модуль платформы nanoCAD Plus нас побудили две причины: импортозамещение и техническая независимость пользователей, которые могут теперь выбирать лучший для себя вариант работы, — рассказал „Стимулу“ технический директор „Нанософт“ Денис Ожигин. — Основную разработку и тестирование в последнее время мы ведем на ядре C3D, а западные движки становятся для нас вторичными решениями».
Говоря об импортозамещении, в первую очередь имеют в виду операционную систему, так как она во многом определяет остальное окружение.
Раньше российское инженерное ПО было ориентировано на ОС Windows, которая практически монопольно присутствовала как в госструктурах, так и в коммерческих организациях. В 2014 году ситуация изменилась, и многие разработчики стали сначала обсуждать, а потом и планировать переход на Linux, поскольку такое требование выдвинули госведомства и оборонно-промышленный комплекс.
ОС Linux — это семейство. Каждая ОС этого семейства отличается от других, нельзя разработать ПО, которое будет одинаково хорошо устанавливаться и работать на любой ОС семейства.
В 2019 году компания АСКОН утвердила дорожную карту развития своих программных продуктов для машиностроения и приборостроения. Она предусматривает миграцию ПО на Linux.
«По Linux-тематике мы работаем с отечественными разработчиками Linux-подобных операционных систем, — пояснил генеральный директор АСКОН Максим Богданов. — Здесь предстоит большой путь. Только полтора года мы вели НИОКР по переходу на Linux, чтобы сформировать конфигурацию перехода, которая позволила бы не уронить наш бизнес и бизнес наших заказчиков. Потому что, если вендор уйдет в режим подводной лодки и будет заниматься только переводом своего ПО на новую платформу, он либо потеряет бизнес, либо заказчики потеряют поддержку в нужном объеме и интерес к сотрудничеству с этим вендором. В рыночных условиях надо делать и то и другое одновременно, и желательно в максимальном темпе».
геометрическое ядро C3D, на котором основана система проектирования КОМПАС-3D, уже поддерживает Linux-подобные операционные системы, поскольку изначально было задумано как мультиплатформенный компонент. Впервые Linux-версия ядра C3D вышла в 2012 году. Сейчас ядро C3D поддерживает несколько операционных систем семейства Linux: Ubuntu версий 16.04 и 18.04, Scientific Linux 6.4 и 7.2, Debian 9.
Модель дорожной машины «Бурлак» разработки Завода дорожных машин (г. Рыбинск) создана в системе проектирования КОМПАС-3D