Bredonosec> Поток направлять в сторону для управления по рысканью - да, можно. Но крен - не вижу как.
Там и рисовать ничего не надо, смотрим и видим пепелац с креном влево:
рули у этого варианта расположены крестовидно и центр их пересечения строго под осью 3-х лопастного пропеллера. Одна ось крестовидного оперения проходит строго по ДП пепелаца, а вторая перпендикулярна ей. Рули раздельные состоят из 4х частей отклоняющихся вправо-лево каждый на своей полуоси оперения. Пол вторым(задним) винтом такое же рулевое устройство.
На
фото видим пепелац с левым креном и положение руля на правой перпендикулярной ДП полуоси под передним пропеллером - он отклоняет поток НАЗАД в сторону хвоста, левый же руль на левой перпендикулярной ДП полуоси находится в нейтральном положении. Под задним пропеллером плохо видно, но там рули расположены зеркально и правый отклоняет поток ВПЕРЕД в сторону носа, а левый руль нейтрален. Это положение правых перпендикулярных ДП рулей под обоими винтами и дает встречные искажения правой половины потока от каждого пропеллера, что гасит горизонтальную составляющую тяги и дает искомый вами кренящий момент ВЛЕВО, что на фото и наблюдаем. Для правого крена аналогично встречно отрабатывают два ЛЕВЫХ руля давая момент влево, а правые рули на обоих устанавливаются в нейтраль. В принципе можно синхронно половинки потока отклонять не встречно, а вперед и назад, кренящий момент будет такой же самый. Как и везде в авиации никаких чудес голая механика с аэродинамикой.
Горе мне старому, право с левом перепутал, но переписывать не буду. Короче левыми встречными перпендикулярными ДП крен так же влево, а правыми встречными будет вправо. На фото момент когда пилот гасит левый крен движением ручки вправо с соответствующим отклонением правых рулей, просто это только начало маневра поэтому у пепелаца имеется в наличии еще приличный левый крен.
Bredonosec> Будь, к примеру, некие перекрывающие поток створки с одной из сторон - еще может быть, но судя по тягам, створки взаимосвязаны, согласованно отклоняются в сторону, а не "одни закрываются, другие открываются".
Этот вариант имеет несколько иную конструкцию рулей, но кренящий момент дают не они, а перпендикулярные им рули, которых на этом фото просто не видно. А эти вот видимые строенные рули параллельные ДП дают либо смещение вправо-лево при синхронном отклонении, либо вращающий момент при не синхронном отклонении на разных пропеллерах.
A.c.>> А на последней изогнутой модели пепелаца расположение рулей изменили и оно стало радиальным, что так же прекрасно видно на фото:
Bredonosec> да, видно, но нарисуй, как их надо крутить, чтоб получить ассиметрию тяги относительно продольной оси для создания момента на крен. Не движение вбок, а именно крен.
Так там все то же самое, только рули изменили немного форму, а механизм создания крена индентичен вышеописанному так как на месте остались рули перпендикулярные ДП создающие искомый кренящий момент.