Хочу поделиться своей реальной историей о том, как купить машину, находящуюся в розыске в Интерполе, и потом героически бороться с трудностями. Пост длинный, но очень интересный: запасайтесь попкорном и читайте до конца. А ещё некоторые фирмы, которые предлагают решение проблем с Интерполом, взяли и скоммуниздили мой текст без ссылок на автора. Ребята, ну что вы так позоритесь?! Вы бы хоть мои ошибки исправили, а то и это приходится делать самому.
В начале октября 2018 года мой друг и по совместительству кум решил сменить свой 211 кузов на 214. Варианты были следующие: купить на аукционе в Европе или Америке, приобрести в автосалоне в Украине. Рассматривалась еще возможность поехать в Европу и привезти самостоятельно. Договорились, что я помогу выбирать, чтоб вдвоем было меньше шансов накосячить. Как раз в то время, пока я на неделю отлучился по делам, кум сидел и изучал предложения на одном из популярных автопорталов и наткнулся на объявление о продаже 220 CDI 2016 года. Машина по описанию была и впрямь хороша: полный фарш, один владелец, всего 25 тысяч пробега, готова к любым проверкам, не бита, не крашена, уже растаможена, на украинской регистрации, без пробега по Украине, стоит в автосалоне, можно смотреть, щупать, короче, джекпот в чистом виде.
Не долго думая, поехал кум смотреть авто. Что касается салона, то вполне себе солидная контора: разрекламирован везде, где только можно, работают давно. Там показали все документы на машину и да, действительно, один хозяин, готовы к любым тест-драйвам и осмотрам. Кум без проблем договорился, чтобы посмотреть машину на Столичке у официального представителя Мерседес. Проверка была успешно пройдена, однако в состоянии эйфории куму не показалось странным наличие только одного ключа при прописанных двух в системе, а также тот факт, что машина была продана в Чехии, хотя по заявлениям продавца автомобиль приехал из Германии. Ну то вроде как мелочи, тем более что нотариус подтвердил, что с машиной все в порядке, нет никаких обременений. При покупке по стандартной схеме в договор была вписана сумма в 6 раз меньше, машину официально зарегистрировали в ГАИ, а поскольку были номера Волынской области, то поставили на киевский учет без проблем. Кум доволен, как слон, вот, говорит, смотри, какую классную тачку купил, вся сервисная история, в отличном состоянии и цена супер. Я поздравил человека с покупкой, хотя и тактично заметил, что в такой же комплектации за эти же деньги подобную машину можно и в Европе купить без проблем. То есть на момент покупки украинская и европейская стоимости подобного автомобиля были идентичны. Зато машина оказалось поблизости и не надо было ждать из-за бугра. Короче, заложили мы за воротничок по этому поводу.
Но не прошло и двух недель, как в один не прекрасный вечер прибегает ко мне кум — глаза на выкат, еле может говорить. Я с трудом от него добился, что звонили из отделения полиции и требуют приехать для дачи пояснений, поскольку машина угнана и будут забирать до выяснения. Начинаем проверять, да, действительно, числится в угоне, объявлена в международный розыск. Кум в панике, шо делать?! Решили отвезти машину в деревню, в полиции дали пояснения, что друг в данный момент уехал на этой машине за границу. Повезло, что знакомый как раз находился в Европе и все это с удовольствием подтвердил, а как будет снова в Киеве, то сразу же сдаст на экспертизу. В общем с дознавателем договорились и начали искать выход из ситуации.
В свое время я уже попадал примерно в такую же историю с коммерческим транспортом, поэтому смог найти контакты человека в Европе, который профессионально занимается посредническими услугами по урегулированию вопросов с лизинговыми и страховыми компаниями на территории ЕС.
А теперь расскажу по порядку, как быть и что делать, если машина попала в международный розыск. Первый и главный косяк кума был в том, что он поддался уговорам занизить стоимость в договоре купли-продажи. Вместо реальных 900 с копейками была вписана сумма в 149 тысяч гривен, тем самым перекрыв возможность отстаивать свои права в украинском суде. Так как машина продавалась от человека, который завез ее в Украину и растаможил, то нужно было бы судиться с ним. Но в нашем случае это тоже не сильно бы помогло, поскольку, как мы выяснили через знакомых, данный человек вряд ли что-то мог ввезти, потому что уже много лет находится на попечении в закрытом учреждении, и все автомобили, которые за последнее время были завезены в Украину и от его имени проданы, на самом деле было сделано не ним, а кем-то другим по его документам. Поехали разбираться в автосалон. Там дали понять, что нам совсем не рады, пригрозили переломать все кости, если еще раз к ним явимся, а если мы хотим обращаться в какие-то органы, то флаг нам в руки.
Учитывая, что на руках у нас был автомобиль, техпаспорт и договор купли-продажи с фиктивной суммой, то связались с человеком, который решает такие вопросы, обрисовали ему ситуацию. Он нам сразу же сказал, какие проблемы он видит. Во-первых, отсутствие таможенных документов на автомобиль, а это должно было сразу же насторожить. Тут я полностью согласен: кум — му**к, ведь сам знает, какие должны быть документы у автомобиля, если он был недавно завезен. Просто не обратил внимания, когда радостная пелена застилала глаза. Также должно было смутить, что автомобиль для чешского рынка, но завезен почему-то из Германии. И третий момент — отсутствие второго ключа, хотя в системе был прописан, но по заявлениям сервисменов со Столички его стерли сразу перед тем, как автомобиль был растаможен. То есть в системе был только один ключ, но то такое. Все маркировочные панели были на месте, никаких проблем с этим не было.
Итак, мы дали спецу копию техпаспорта, кум выписал доверенность, перевели договор купли-продажи. Человек сразу же начал заниматься нашей проблемой и скажу сразу, что ценник за свои услуги выставил немаленький, но, учитывая, что на кону были 30 тысяч, и дарить машину просто так кому бы то ни было желания не было вообще, то пришлось согласиться. Других вариантов все равно не было. Через пару дней спец с нами связался и сообщил, что машина числится в угоне, о чем заявила лизинговая компания. Однако эта лизинговая компания уже передала права на данный автомобиль страховой компании, а та перестраховщику, который их продал частной инкассо компании. То есть автомобиль уже сейчас не имеет никакого отношения ни к лизинговой компании, ни к страховой, и нужно разбираться именно с той фирмой, которая на данный момент владеет правами на авто. Для того, чтобы к ним обратиться необходимо было составить заявление о том, что мы хотим купить у них права на данный автомобиль. Уже с этой бумагой наш спец стал выяснять, за какую сумму они готовы продать нам права на машину. В течение двух недель с ними велась переписка и торги. В итоге пришли к тому, что за 5 тысяч евро они готовы продать все права на машину, и кум становился легальным владельцем авто. Почесав репу некоторое время, кум решил, что проще уже заплатить эти 5 тысяч, чем вообще остаться без машины, тем более, что даже с этими тратами машина все равно остается в бюджете рынка. Человек нас сразу предупредил, что кроме оплаты всех посреднических услуг и за оформление документов, будут еще и другие затраты. В общем, мы уже под всем подписались и договорились, что весь пакет документов нужно перевести и апостилировать два раза (сначала с чешского на украинский, а потом на немецкий). Для чего нужен был еще и немецкий? Поскольку было выяснено, что автомобиль был продан через немецкого дилера, и человек от имени кума написал заявление в полицию и предоставил им все документы, так как он является потерпевшей стороной. То есть в случае, если немецкая полиция найдет того, кто продал этот автомобиль, или тех, кто был замешан в этих махинациях с его похищением и перепродажей за границу, то стоимость услуг спеца можно будет возместить через суд.
Следующий этап — подача документов в органы, чтобы снять машину с розыска. Как оказалось, это довольно-таки непростая задача и даже на месте в Чехии ее могут выполнить немногие люди. Так как компания, которая продала нам права на автомобиль, не подавала его в розыск, а сделала это лизинговая контора, то эта самая компания-продажник прав на авто должна была подать пакет документов к своему перестраховщику, тот в страховую, а страховая уже лизинговой компании для того, чтобы по цепочке все передали документы и предоставили их местной полиции, чтобы та сняла автомобиль из регионального розыска. На это все ушел месяц. После этого прошло еще две недели. На тот момент автомобиль все еще числился в базе интерпола, когда пришло письмо от чешской полиции, что машина больше не находится в розыске и к ней нет претензий. Письмо тоже нужно было перевести и сделать апостиль. Потом чешская полиция обратилась в свое национальное бюро интерпола для того, чтобы удалить машину из базы. На это потребовалось еще 45 дней. После того, как все документы были получены, включая письмо от национального чешского бюро интерпола о том, что авто снято с учета как украденное, подали заявление в украинское бюро интерпола по внутренней почте самого интерпола. Плюс мы получили копию документа, которой подтверждал, что автомобиль не в розыске и к нему претензий нет. И со всеми этими документами мы уже пришли к дознавателю, который выдал нам справку о прекращении следствия по уголовному делу и его закрытии и снял с авто метку об угоне. Для этого в течение 10 дней надо было приехать на техосмотр, что мы и сделали. Так как в документах на авто не было отметки, ведь машина якобы была в пользовании за границей, то мы все документы подали и получили справку, что никаких технических изменений на автомобиле нет и, по большому счету, кум является законным владельцем данного транспортного средства. Уголовное дело в Украине было переквалифицировано в мошенничество в отношении неизвестного лица, которое представлялось как продавец.
В итоге: громкое и распиаренное имя автосалона, проверка простыми дедовскими методами ничего не гарантируют. Что нам надо было сделать изначально, чтобы обезопасить себя от неприятностей? Да, надо было потратить немного больше времени и денег и лично купить машину за границей либо же не полениться и найти там подборщика, который является аккредитированным и сертифицированным автоэкспертом и криминалистом, который может на месте провести экспертизы и выдать документы. Пару слов по поводу автоподборщиков, которых на ютубе расплодилась целая куча. Все, кто делает пальцы веером и за энное количество евро поднимут жопу, чтобы просто посмотреть где-нибудь машину и прощупать толщинометром, то гоните в шею таких спецов сразу же. Без сертификатов и дипломов автоэксперта они не стоят ничего. Все их косяки — это уже ваши косяки и проблемы придется разруливать лично, как и было в нашем случае.
Итак, во что нам обошлось снять машину с розыска в интерполе? Услуги эксперта — примерно 3 тысячи евро, переводы и апостили 350€, 5 тысяч заплатили за покупку прав на авто. Итого: получаем 8350€ к тем 30000, которые заплатили за саму машину. По времени вся эта эпопея тянулась три месяца и это было еще очень быстро.